Главная
Конференции
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы
Социоигровые технологии в развитии эмоционального интеллекта детей

Социоигровые технологии в развитии эмоционального интеллекта детей

Авторы:

Гукова Ирина Андреевна

Макушева Наталья Викторовна

Крестьянинова Наталья Александровна

Головина Елена Анатольевна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

Конвенция о правах ребенка
эмоциональный интеллект человека
социоигровая технология

Аннотация статьи

Актуальность проблемы обусловлена потребностью современного общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм.

Текст статьи

В дошкольной образовательной организации воспитываются более двухсот детей раннего и дошкольного возраста. Образовательная деятельность с воспитанниками строится с непосредственным участием родителей дошкольников, с использованием современных образовательных технологий.

Отечественная и зарубежная наука длительный период была ориентирована на исследования и развитие когнитивного интеллекта. Кадры с высоким интеллектом всегда были более востребованными и выше оплачиваемыми. Эмоциональная сфера и сфера социальных взаимоотношений не рассматривались как причина успешной работы, карьеры, жизнедеятельности и общей удовлетворенности жизнью. Однако, в настоящее время, есть четкое понимание, что отклонения в эмоциональной сфере (стресс, фрустрация, тревога) может приводить к «сбоям» в сфере социальной (конфликт, развод, ксенофобия) и наоборот. Развитие социально-эмоционального интеллекта начинается с первой каплей материнского молока и продолжается практически всю жизнь.

В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование детей должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; также отмечено, что дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, и особенно в духе Мира, Достоинства, Терпимости, Свободы, Равенства и Солидарности.

Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставит такие цели как: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. ФГОС ДО предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.

В качестве целевых ориентиров образования указываются следующие возможные достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» [3].

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Последние исследования психологов показали, что успешность в огромной степени зависит от эмоционального интеллекта человека. Именно те дети, родители которых серьёзно занимались их эмоциональным воспитанием, лучше успевали в школе, были более благополучны и здоровы физически, они отлично ладят со своими друзьями. А потом становятся счастливыми, преуспевающими людьми. Не случайно опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман утверждает, что дети с высоким эмоциональным интеллектом уверены в себе, имеют крепкое здоровье, добиваются успехов в учебе и уверенно взаимодействуют с другими людьми. Он пишет: «За последнее десятилетие учёные выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справиться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. у детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлётами и падениями в своей жизни» [2].

Основы эмоционального интеллекта закладываются именно в дошкольном возрасте. И тут важную роль играет педагог.

Внедрение социоигровой технологии в педагогическую деятельность помогло педагогам побороть страх ошибки, стремление демонстрировать свое умение. Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагает интеграцию всех образовательных областей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы; позволяет реализовать личностно-ориентированное взаимодействие. Наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей (по сравнению с традиционными методами обучения).

Сущность технологии состоит в организации занятий как игры – жизни между микро группами детей (малыми социумами), отсюда и термин.

Структура образовательной деятельности с использованием социоигровых приемов обучения:

  1. Организационный момент: игры-задания для рабочего настроя.
  2. Мотивация, актуализация знаний: игры для социоигрового приобщения к делу во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. «Открытие» нового знания или способа действия (игры-задания для творческого самовыражения).
  5. Закрепление нового знания или способа действия.
  6. Рефлексия (игры-разминки, игры-разрядки могут быть организованы на любом из этапов в зависимости от ситуации).

Методы активизации мыслительной деятельности

Методы, повышающие познавательную активность:

  • элементарный анализ – необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
  • сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование.

Коллекционирование – один из мощнейших стимулов развития познания дошкольника. Сам процесс предполагает сбор неких предметов и объектов, объединенных признаком или критерием.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к деятельности, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень-потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социоигрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Использование социоигровой технологии помогло педагогу научиться интересно играть в существующие детские игры, выдумывать свои, интересные для детей игры.

Таким образом, развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Список литературы

  1. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
  2. Готтман Д. и Деклер Д. «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

Поделиться

1037

Гукова И. А., Макушева Н. В., Крестьянинова Н. А., Головина Е. А. Социоигровые технологии в развитии эмоционального интеллекта детей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апр. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 122-125. URL: https://apni.ru/article/2199-sotsioigrovie-tekhnologii-v-razvitii-emotsion

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая