Открытость современной системы высшего образования требует от преподавателей вузов объединения не только академических ресурсов и сложившихся традиций при проектировании образовательных программ и учебных планов, но и разработки принципиально новых инновационных подходов, совершенствования методов, средств и форм обучения. Сегодня вузы имеют достаточно широкие возможности по организации, разработке и внедрению авторских программ обучения и обновления содержания профессиональной подготовки.
Сегодняшние преподаватели информатики и информационных технологий согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование должны обладать комплексом универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые измеряются и оцениваются с использованием системы соответствующих индикаторов достижения. ФГОС ВО 3++ вычленяет комплекс «пороговых» способностей (компетенций), которыми должен обладать будущий специалист для выполнения своих должностных обязанностей и профессиональных задач. Компетенция при таком подходе является «единицей» измерения результатов обучения, показательной характеристикой повышения уровня профессиональности конкретного студента. Индикаторов достижения компетенций представляют собой их уточненные, конкретные, измеряемые характеристики: объемы знаний теоретического материала, умений и навыков практической деятельности, личностных установок и особенностей.
Профессиональная компетентность будущего учителя информатики по определению стандарта включает целый список способностей так называемого универсального или надпрофессионального уровня: творческое отношение к работе, эффективное коммуницирование и бесконфликтное лидерство, умение брать на себя ответственные за принятые решения, непрерывное обучение в течение всей жизни и стремление повысить квалификацию, обладание навыками разработки и реализации авторских проектов, и др. Так, например, образовательный стандарт в категории универсальных компетенций компетенцию «системное и критическое мышление» предлагает оценивать следующими индикаторами: «анализирует задачу, выделяя этапы ее решения, действия по решению задачи», «находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для решения поставленной задачи», «рассматривает различные варианты решения задачи, оценивает их преимущества и риски», «грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки». Соответствующие индикаторы достижения образовательный стандарт определяет для измерения и дифференцирования каждой компетенции.
Целесообразность открытия бакалавриата педагогического образования по профилю «Информатика и информационные технологии» в Поволжском православном институте г.Тольятти обусловлена интенсивным, динамичным и инновационным характером развития информационной среды г. Тольятти и Поволжского региона. Основной целью этой образовательной программы является обеспечение подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в системе образования в условиях глобальной информатизации общества. Будущие учителя информатики должны быть подготовлены к решению задач как в области реализации основных направлений информатизации образования, так и в прикладных аспектах применения средств информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того в перечень нормативных документов входят профессиональные стандарты педагогов, отражающие современные требования к объектам, видам и задачам профессиональной деятельности выпускников, их должностным обязанностям, профессиональным компетенциям, личностным качествам, сертификации будущих специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Одноименные должностные обязанности на разных квалификационных уровнях отличаются наборами фундаментальных, профессиональных и социальных компетенций. Учет требований профессиональных стандартов при разработке образовательной программы выявил необходимость дифференциации уровней индикаторов достижения компетенций.
Учебный план образовательной программы направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю «Информатика и информационные технологии» проектировался на основе модульного принципа в соответствии с требуемой нормативными документами моделью компетенций. Каждый модуль учебного плана формирует у студента определенный набор компетенций, причем они могут быть из различных категорий, но имеют некий доминантный вектор. Представим основные модули реализуемого учебного плана:
- мировоззренческий;
- коммуникативный;
- психолого-педагогический;
- здоровьесберегающий;
- дополнительное образование;
- методический;
- предметно-содержательный;
- практики;
- государственная итоговая аттестация.
Предметно-содержательный блок включает в себя базовые дисциплины математического цикла, алгоритмизации и программирования, компьютерного моделирования, вычислительных сетей и телекоммуникаций, технологий информационных систем и баз данных, современных сетевых педагогических технологий и электронного обучения, основ образовательной робототехники, разработки мобильных приложений и др. Содержание учебных материалов также структурировано в единую систему модулей знаний в полном соответствии с основными видами деятельности обучаемых.
При проектировании образовательного пространства мы объединили три взаимодополняющих среды организации учебного процесса: учебную, учебно-профессиональную и социальную.
Учебная среда представляет собой различные формы и виды учебных занятий по дисциплинам учебного плана. На лекциях, лабораторных и практических занятиях желательно использование собственного опыта студентов и имитацию и элементы моделирования деятельности профессионалов по обсуждению проблемных вопросов предметной области.
Учебно-профессиональная среда формируется при внедрении в учебный процесс интерактивных форм обучения (мастер-классы, конференции, проблемные дискуссии, деловые и имитационные игры, совместная деятельность и др.), а также проведением различных видов практик (учебной, педагогической, исследовательской, преддипломной), выполнением научно-исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работ, включающих реальные практические задачи, когда полученные ранее знания определяют необходимый базис и ориентир. Участвуя в исследовательской работе, разрабатывая собственные образовательные проекты, студенты приближаются к компетентности специалиста.
Активное общение обучающихся и преподавателей, в том числе и во внеучебной деятельности, в ходе которого происходит обмен опытом, знаниями, способами и путями решения проблем, определяет социальную среду.
Интеграция названных сред в единую систему образовательного пространства позволит получить оптимальное сочетание педагогических, образовательных, информационно-коммуникационных и организационно-управленческих технологий при реализации образовательных программ будущих педагогов. Такой подход, в основе которого находится постоянно уточняемая модель компетенций, позволит выстроить логику последовательности изучаемых дисциплин, оптимизировать содержание учебных материалов и провести объективную оценку роста и развития формируемой профессиональной компетентности студентов педвузов.