Разработка образовательной программы будущих учителей информатики (ФГОС ВО 3++)

Разработка образовательной программы будущих учителей информатики (ФГОС ВО 3++)

В статье рассмотрены методы проектирования образовательной программы подготовки бакалавров направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю «Информатика и информационные технологии» в условиях ФГОС ВО 3++ на основе компетентностного подхода. Разработанная модель компетентности учителя информатики позволила построить «траекторию» профессионального совершенствования и развития будущих выпускников педвуза, а также выстроить эффективную образовательную программу.

Аннотация статьи
траектория профессионального роста и развития
учебный план
индикаторы достижения компетенций
модель компетенций
компетентностный подход
образовательная программа
Ключевые слова

Открытость современной системы высшего образования требует от преподавателей вузов объединения не только академических ресурсов и сложившихся традиций при проектировании образовательных программ и учебных планов, но и разработки принципиально новых инновационных подходов, совершенствования методов, средств и форм обучения. Сегодня вузы имеют достаточно широкие возможности по организации, разработке и внедрению авторских программ обучения и обновления содержания профессиональной подготовки.

Сегодняшние преподаватели информатики и информационных технологий согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование должны обладать комплексом универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые измеряются и оцениваются с использованием системы соответствующих индикаторов достижения. ФГОС ВО 3++ вычленяет комплекс «пороговых» способностей (компетенций), которыми должен обладать будущий специалист для выполнения своих должностных обязанностей и профессиональных задач. Компетенция при таком подходе является «единицей» измерения результатов обучения, показательной характеристикой повышения уровня профессиональности конкретного студента. Индикаторов достижения компетенций представляют собой их уточненные, конкретные, измеряемые характеристики: объемы знаний теоретического материала, умений и навыков практической деятельности, личностных установок и особенностей.

Профессиональная компетентность будущего учителя информатики по определению стандарта включает целый список способностей так называемого универсального или надпрофессионального уровня: творческое отношение к работе, эффективное коммуницирование и бесконфликтное лидерство, умение брать на себя ответственные за принятые решения, непрерывное обучение в течение всей жизни и стремление повысить квалификацию, обладание навыками разработки и реализации авторских проектов, и др. Так, например, образовательный стандарт в категории универсальных компетенций компетенцию «системное и критическое мышление» предлагает оценивать следующими индикаторами: «анализирует задачу, выделяя этапы ее решения, действия по решению задачи», «находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для решения поставленной задачи», «рассматривает различные варианты решения задачи, оценивает их преимущества и риски», «грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки». Соответствующие индикаторы достижения образовательный стандарт определяет для измерения и дифференцирования каждой компетенции.

Целесообразность открытия бакалавриата педагогического образования по профилю «Информатика и информационные технологии» в Поволжском православном институте г.Тольятти обусловлена интенсивным, динамичным и инновационным характером развития информационной среды г. Тольятти и Поволжского региона. Основной целью этой образовательной программы является обеспечение подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в системе образования в условиях глобальной информатизации общества. Будущие учителя информатики должны быть подготовлены к решению задач как в области реализации основных направлений информатизации образования, так и в прикладных аспектах применения средств информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того в перечень нормативных документов входят профессиональные стандарты педагогов, отражающие современные требования к объектам, видам и задачам профессиональной деятельности выпускников, их должностным обязанностям, профессиональным компетенциям, личностным качествам, сертификации будущих специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Одноименные должностные обязанности на разных квалификационных уровнях отличаются наборами фундаментальных, профессиональных и социальных компетенций. Учет требований профессиональных стандартов при разработке образовательной программы выявил необходимость дифференциации уровней индикаторов достижения компетенций.

Учебный план образовательной программы направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю «Информатика и информационные технологии» проектировался на основе модульного принципа в соответствии с требуемой нормативными документами моделью компетенций. Каждый модуль учебного плана формирует у студента определенный набор компетенций, причем они могут быть из различных категорий, но имеют некий доминантный вектор. Представим основные модули реализуемого учебного плана:

  • мировоззренческий;
  • коммуникативный;
  • психолого-педагогический;
  • здоровьесберегающий;
  • дополнительное образование;
  • методический;
  • предметно-содержательный;
  • практики;
  • государственная итоговая аттестация.

Предметно-содержательный блок включает в себя базовые дисциплины математического цикла, алгоритмизации и программирования, компьютерного моделирования, вычислительных сетей и телекоммуникаций, технологий информационных систем и баз данных, современных сетевых педагогических технологий и электронного обучения, основ образовательной робототехники, разработки мобильных приложений и др. Содержание учебных материалов также структурировано в единую систему модулей знаний в полном соответствии с основными видами деятельности обучаемых.

При проектировании образовательного пространства мы объединили три взаимодополняющих среды организации учебного процесса: учебную, учебно-профессиональную и социальную.

Учебная среда представляет собой различные формы и виды учебных занятий по дисциплинам учебного плана. На лекциях, лабораторных и практических занятиях желательно использование собственного опыта студентов и имитацию и элементы моделирования деятельности профессионалов по обсуждению проблемных вопросов предметной области.

Учебно-профессиональная среда формируется при внедрении в учебный процесс интерактивных форм обучения (мастер-классы, конференции, проблемные дискуссии, деловые и имитационные игры, совместная деятельность и др.), а также проведением различных видов практик (учебной, педагогической, исследовательской, преддипломной), выполнением научно-исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работ, включающих реальные практические задачи, когда полученные ранее знания определяют необходимый базис и ориентир. Участвуя в исследовательской работе, разрабатывая собственные образовательные проекты, студенты приближаются к компетентности специалиста.

Активное общение обучающихся и преподавателей, в том числе и во внеучебной деятельности, в ходе которого происходит обмен опытом, знаниями, способами и путями решения проблем, определяет социальную среду.

Интеграция названных сред в единую систему образовательного пространства позволит получить оптимальное сочетание педагогических, образовательных, информационно-коммуникационных и организационно-управленческих технологий при реализации образовательных программ будущих педагогов. Такой подход, в основе которого находится постоянно уточняемая модель компетенций, позволит выстроить логику последовательности изучаемых дисциплин, оптимизировать содержание учебных материалов и провести объективную оценку роста и развития формируемой профессиональной компетентности студентов педвузов.

Текст статьи
  1. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 304 с.
  2. Бахусова Е.В., Дудина И.П., Надточий М.Ю. Разработка модели компетенций и оценка эффективности ее реализации в образовательном пространстве подготовки IT-профессионалов / Е.В. Бахусова, И.П. Дудина // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2011. № 7. С. 79-86.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября