Достаточно актуальными, относительно деятельности юридических клиник, выступают вопросы о правовом информировании и правовом просвещении.
В настоящей статье концентрируется внимание на категории «правовое просвещение».
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] (далее – ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ) одной из целей создания юридических клиник выступает правовое просвещение населения.
Данная цель также указана в п. 5 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 [2].
Следует отметить, что в и первом и во втором случаях правовое просвещение, как цель создания юридических клиник, употребляется вместе с целью – формирование навыков по оказанию юридической помощи у обучающихся по юридической специальности.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ юридические клиники могут осуществлять правовое просвещение. Таким образом, здесь осуществление правового просвещения употребляется в качестве права юридических клиник.
Что же такое правовое просвещение?
ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ не содержит дефиницию понятия данной категории.
Исходя из этого, представляется необходимым провести анализ норм ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ для определения понятия правового просвещения, его содержания и способов его осуществления.
Статья 28 указанного закона именуется – «Правовое информирование и правовое просвещение населения». В содержании этой статьи категории «информирование» и «просвещение» употребляются в совокупности, т. е. не отделимо друг от друга.
Представляется, что правовое информирование представляет собой действия по предоставлению и распространению правовой информации.
Просвещение представляет собой предоставление и распространение знаний.
Термин «правовое» означает, что просвещение должно носить правовой характер.
Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ для рассматриваемого информирования и просвещения соответствующую информацию обязаны размещать:
– федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведомстве учреждения;
– органы исполнительной власти субъектов РФ и находящиеся в их ведомстве учреждения;
– органы управления государственных внебюджетных фондов;
– органы местного самоуправления и должностные лица.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ обязанности, по размещению указанной информации, могут возлагаться на адвокатов, нотариусов, государственные юридические бюро, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Согласно п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ рассматриваемое информирование и просвещение может осуществляться органами местного самоуправления, в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Что же касается юридических клиник, то согласно п. 4 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ, как уже было отмечено, они могут осуществлять правовое просвещение.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ для рассматриваемого информирования и просвещения указанными органами и организациями размещается следующая информация:
– порядок и случаи оказания юридической помощи, оказываемой бесплатно;
– содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
– компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, подведомственных названным органам учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;
– правила оказания государственных и муниципальных услуг;
– основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;
– порядок совершения гражданами юридических действий и ошибки при их совершении.
Правовое просвещение может осуществляться путем размещения информации:
– в местах, доступных для граждан;
– в СМИ;
– в сети «Интернет»;
– доведение данной информации до граждан другим способом.
Правовое просвещение может осуществляться лицами, участвующими в деятельности юридических клиник путем проведения мероприятий по темам и вопросам правового характера, например:
– выступлений с докладами;
– проведения лекций;
– проведения уроков;
– проведения круглых столов;
– и т. п.
Правовое просвещение может быть в форме, например:
– комментариев, разъяснений законодательных и иных нормативных правовых актов;
– порядка и практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов;
– разъяснения тех или иных вопросов в области права;
– и т. п.
Осуществляя данные мероприятия, юридические клиники также могут предоставлять и распространять знания о праве.
Следует отметить, что в некоторых документах приводятся понятия правового просвещения и правового информирования.
В Законе г. Москвы от 19.03.2008 г. № 14 «О системе профилактики правонарушений в городе Москве» [3] правовое просвещение и правовое информирование определяется как деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений или лиц, участвующих в профилактике правонарушений, по доведению до сведения граждан и организаций информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.
Согласно ст. 18 Модельного закона о просветительской деятельности [4] правовое просвещение определяется как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации.
Таким образом, правовое просвещение представляет собой предоставление и распространение знаний о праве.