В дошкольной образовательной организации воспитываются более двухсот детей раннего и дошкольного возраста. Образовательная деятельность с воспитанниками строится с непосредственным участием родителей дошкольников, с использованием современных образовательных технологий.
Отечественная и зарубежная наука длительный период была ориентирована на исследования и развитие когнитивного интеллекта. Кадры с высоким интеллектом всегда были более востребованными и выше оплачиваемыми. Эмоциональная сфера и сфера социальных взаимоотношений не рассматривались как причина успешной работы, карьеры, жизнедеятельности и общей удовлетворенности жизнью. Однако, в настоящее время, есть четкое понимание, что отклонения в эмоциональной сфере (стресс, фрустрация, тревога) может приводить к «сбоям» в сфере социальной (конфликт, развод, ксенофобия) и наоборот. Развитие социально-эмоционального интеллекта начинается с первой каплей материнского молока и продолжается практически всю жизнь.
В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование детей должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; также отмечено, что дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, и особенно в духе Мира, Достоинства, Терпимости, Свободы, Равенства и Солидарности.
Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставит такие цели как: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. ФГОС ДО предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.
В качестве целевых ориентиров образования указываются следующие возможные достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» [3].
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Последние исследования психологов показали, что успешность в огромной степени зависит от эмоционального интеллекта человека. Именно те дети, родители которых серьёзно занимались их эмоциональным воспитанием, лучше успевали в школе, были более благополучны и здоровы физически, они отлично ладят со своими друзьями. А потом становятся счастливыми, преуспевающими людьми. Не случайно опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман утверждает, что дети с высоким эмоциональным интеллектом уверены в себе, имеют крепкое здоровье, добиваются успехов в учебе и уверенно взаимодействуют с другими людьми. Он пишет: «За последнее десятилетие учёные выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справиться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. у детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлётами и падениями в своей жизни» [2].
Основы эмоционального интеллекта закладываются именно в дошкольном возрасте. И тут важную роль играет педагог.
Внедрение социоигровой технологии в педагогическую деятельность помогло педагогам побороть страх ошибки, стремление демонстрировать свое умение. Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагает интеграцию всех образовательных областей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы; позволяет реализовать личностно-ориентированное взаимодействие. Наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей (по сравнению с традиционными методами обучения).
Сущность технологии состоит в организации занятий как игры – жизни между микро группами детей (малыми социумами), отсюда и термин.
Структура образовательной деятельности с использованием социоигровых приемов обучения:
- Организационный момент: игры-задания для рабочего настроя.
- Мотивация, актуализация знаний: игры для социоигрового приобщения к делу во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
- Создание проблемной ситуации.
- «Открытие» нового знания или способа действия (игры-задания для творческого самовыражения).
- Закрепление нового знания или способа действия.
- Рефлексия (игры-разминки, игры-разрядки могут быть организованы на любом из этапов в зависимости от ситуации).
Методы активизации мыслительной деятельности
Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный анализ – необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование.
Коллекционирование – один из мощнейших стимулов развития познания дошкольника. Сам процесс предполагает сбор неких предметов и объектов, объединенных признаком или критерием.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к деятельности, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя – «Тень-потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социоигрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Использование социоигровой технологии помогло педагогу научиться интересно играть в существующие детские игры, выдумывать свои, интересные для детей игры.
Таким образом, развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.