Автор(-ы):
Василюк Валерия Юрьевна
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Стоит сказать, что охрана и рациональное использование природных ресурсов является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1. приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» строго указано, что органам прокуратуры с учетом экологической обстановки необходимо обеспечить эффективный надзор за исполнением законов об охране и рациональном использовании недр [3].
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране и использовании недр является неотъемлемой составляющей предмета так называемого «общего надзора» (надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением требований законов и соответствием законам правовых актов).
Анализом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предмет «общего надзора» содержится в ст.ст. 9.1, 21, 26 названного федерального закона и включает в себя следующее:
Несомненно, положения ст. 26 Закона о прокуратуре непосредственно связаны с предметом надзорной деятельности за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
При этом соблюдением прав и свобод человека и гражданина занимает особое место в сфере прокурорской деятельности и является самостоятельным направлением общенадзорной функции органов прокуратуры, что свидетельствует о его значимости.
Определение предмета прокурорского надзора имеет большое значение для разработки методических рекомендаций, направленных на упрощение процесса организации и проведения проверочных мероприятий в сфере охраны и использования недр.
При этом именно предмет прокурорского надзора является характерным признаком, отличающим его от иных функций и смежных направлений деятельности органов прокуратуры, который конкретизируется в зависимости от специфики задач и сферы законодательства, являющейся объектом пристального внимания прокуроров.
До настоящего времени остается нерешенным вопрос о возможности принятия мер прокурорского реагирования в отношении физического лица, осуществляющего добычу полезных ископаемых без лицензии. Так, федеральным законодательством органы прокуратуры не наделены полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью физических лиц.
Однако самым распространенным нарушением в сфере охраны и использования недр является незаконная добыча полезных ископаемых юридическими и физическими лицами без соответствующей лицензии.
В силу несовершенства объекта прокурорского надзора в сфере охраны и использования недр в случае выявления нарушений законодательства о недрах в деятельности физического лица органы прокуратуры ограничены в возможностях проведения проверки и направления соответствующих материалов в контролирующие органы для решения вопроса о привлечении физического лица к административной ответственности.
С учетом изложенного, решение указанной проблемы видится в расширении объекта прокурорского надзора в сфере охраны и использования недр и включения в него физических лиц, за деятельностью которых органы прокуратуры вправе осуществлять надзор.
Также Закон о прокуратуре не определил пределы рассматриваемого направления деятельности прокурора.
Прежде всего, пределы прокурорской деятельности, независимо от ее направления, устанавливают определенные границы, а также позволяют разграничивать функциональные возможности прокуратуры с возможностями иных органов, с целью исключения потенциальной подмены их компетенций.
Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр производны от пределов «общего надзора». Принимая их за основу, рассмотрим содержание пределов исследуемого направления надзора:
Так, выявляются многочисленные факты нарушений законодательства в сфере охраны и использования недр [5], являющиеся следствием неисполнения либо ненадлежащего исполнения функций контроля, принадлежащим органам государственной власти, регулирующим правоотношения в указанной сфере.
Так, в настоящее время предмет прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране и использовании недр можно определить как надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, за исполнением требований законов в сфере недропользования (Закон о недрах, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и другие), принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, лицами, осуществляющими использование и охрану недр (хозяйствующими субъектами, а также органами власти и управления и их должностными лицами), а также соответствие требованиям закона правовых актов, принимаемых данными субъектами.
Таким образом, сформулированные предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и использования недр позволяют определять рассматриваемую деятельность как самостоятельное поднаправление (участок) прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства [1, с.25]. С одной стороны, рассмотренные вопросы формируют теоретические основы данной деятельности, с другой стороны, правоприменители смогут лучше понять ее сущность, а также осуществлять свои полномочия согласно известным предмету, пределам, целям и задачам.
Список литературы
Поделиться
Василюк В. Ю. К вопросу о предмете и пределах прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2021. №15 (42). С. 16-19. URL: https://apni.ru/article/2204-k-voprosu-o-predmete-i-predelakh-prokurorsk