В современной России развитие образовательных технологий становится одним из определяющих факторов в развитии страны, одновременно являясь одним из основных элементов социального развития. Основной отличительной особенностью высшего профессионального образования в условиях модернизации является использование современных образовательных технологий, информатизация высшего образования.
В сложившихся условиях развития высшего образования наиболее актуальными являются проблемы подготовки магистров направления «Педагогическое образование» к использованию новейших образовательных технологий. Однако существует целый комплекс объективных проблем и противоречий, затрудняющих осуществление данного процесса на должном уровне. Это противоречия между потребностью современного общества в высококвалифицированных кадрах и недостаточным уровнем их подготовки; между значимостью гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании и недостаточностью их использования в образовательном процессе вузов и, наконец, между новыми требованиями, предъявляемыми современным обществом к будущим специалистам и неразработанностью оптимальной модели подготовки будущего преподавателя профессионального обучения к использованию гуманитарных технологий.
В процессе подготовки магистров направления «Педагогическое образование» различных профилей подготовки мы попытались решить вышеизложенные проблемы, применяя на практике такие гуманитарные технологии как: скэффолдинг, веб-квест, гуманитарная экспертиза, деловая игра.
Некоторые результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, были изложены в статье [1, c.145; 2]. И далее мы планируем обозначить основные результаты в содержании нескольких публикаций. В это же статье считаем целесообразным кратко рассмотреть содержание и смысл понятия «гуманитарные технологии».
В энциклопедическом словаре гуманитарный - (франц. humanitaire - от лат. «humanitas» – человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам интересам человека. В том же словаре слово технология - (от греч. techne - искусство - мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Существует несколько определений понятия «гуманитарные технологии», укажем из них, по нашему мнению, наиболее значимые.
По мнению В. Грановского, В. Осипова, М. Карижского, гуманитарные технологии – это технологии или инструменты влияния, мягкого взаимного воздействия институтов, корпораций и отдельных лиц друг на друга, при котором грубые средства (убийства, компрометации, дискредитации, бойкот и изоляция, недопущение к СМИ) не идут в расчет и не рассматриваются в качестве инструментов. Это технологии мягкого человечного влияния, технологии социальной инженерии. Это влияние нужно, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое, обращенное к своей истории и своему будущему, в перспективное пространство и пригодную для жизни среду, чтобы преобразовать общество в образованное и увлеченное новой социальной игрой, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Эти технологии создают условия для конвенциональной социальной игры, которая занимает и охватывает все большее количество людей, благодаря ее открытости к прошлому, к будущему и открытости людей навстречу друг другу [3].
Согласно П. Щедровицкому гуманитарные технологии - это прежде всего систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания [4].
В целом в современном научном знании гуманитарная технология - разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности. Основным составляющим (ядром) гуманитарных технологий является информация. Как раз информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями.
Гуманитарной технологией в сфере образования, по мнению П. Щедровицкого, становится технология организации мыследеятельности и ее нормирования. Это технология принятия решений и их рефлексии, это конфликт идей и разрешение конфликта, это осознанное планирование деятельности и ее осуществление, это аналитика и рефлексия деятельности и мышления, это осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности.
В содержании гуманитарных технологий человек выступает как, своего рода, знаковая система открытого типа с обратной связью (имеется ввиду наличие обратной связи, диалога в общении/взаимодействии между участниками коммуникации). Становлению человека способствует использование системы гуманитарных технологий в образовательном процессе вуза.
Наше исследование проводилось на базе Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), а так же на базе Северо-Осетинского государственного педагогического института (СОГПИ). Основной целью данного исследования являлось формирование общепрофессиональных компетенций у магистров направления «Педагогическое образование» на основе гуманитарных технологий. В ходе практических занятий магистры выполняли проекты по описанию и дальнейшему совершенствованию созданию собственного педагогического имиджа. Например, проект под названием «Я – учитель будущего», «Имидж преподавателя».
Данные технологии (как и другие, не обозначенные в данной публикации) применялись на основе информационных технологий, т.к. это является одним из условий качественной подготовки магистров на современном этапе развития образования и общества в целом.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы (по результатам опросов выпускников, с которыми мы поддерживаем связь, обучающиеся в группах, в которых активно применялись гуманитарные технологии) позволяет сделать вывод, что именно эти выпускники более успешно конкурируют на рынке образовательных услуг, лучше проходят период адаптации в образовательном учреждении, меньше допускают ошибок, связанных с формированием индивидуального стиля деятельности, оптимального имиджа, выборе современных образовательных технологий, применения их в практической деятельности [1, c.145].