Главная
Конференции
I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки»
Психологические особенности одиночества и об-живания личности в юношеском возрас...

Психологические особенности одиночества и об-живания личности в юношеском возрасте

Секция

Педагогические науки

Ключевые слова

одиночество
психическое состояние
об-живание
рефлексия
регуляция
саморегуляция
активность личности

Аннотация статьи

В статье раскрывается актуальная проблема одиночества личности как психологического явления в юношеском возрасте, сложившееся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека.

Текст статьи

В настоящих социально-экономических условиях становится актуальной проблема сохранения человеком своей целостности в существующей системе отношений с миром, другими людьми и самим собой, что определяет преобладание неконструктивных психических состояний, негативных переживаний и одиночества у людей разного возраста. В последнее время изучают сущность одиночества, характерные проявления, причины возникновения и влияние на людей. Особенно эта проблема выражена в юношеском возрасте, который является определяющим в дальнейшем развитии самосознания человека, в выборе жизненного пути, самоопределении современной личности. Однако отмечается дефицит как эмпирических, так и теоретических разработок в изучении одиночества и об-живания одиночества в юношеском возрасте.

Анализ психологической литературы показал, что одиночество исследовалось различными учеными как в зарубежных, так и в отечественных подходах в психологии: психоаналитический (А. Зилбург, Г. Салливан, З. Фрейд, Э. Фромм и др.), феноменологический (К. Роджерс и др.), социально-психологический (К. Боумен, Д. Рисмен, Л. Слейтр), интеракционизм (Р.С. Вейс и др.), когнитивный (Л.Э. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш и др.), гуманистический (А. Маслоу, К. Мустакс и др.), приватный (В. Дерлега, С. Маргулис и др.), экзистенциальный (Н.А. Бердяев, К. Мустакс, И. Ялом, К. Ясперс и др.) подходы [11].

Так, в рамках психоаналитического подхода одиночество определяется как результат ранних влияний на личностное развитие ребенка, а факторами его возникновения являются внутриличностные особенности [16], [17]. В отличие от психоанализа в рамках феноменологического подхода К. Роджерса одиночество понимается проявлением слабой приспособляемости личности, а его причиной является феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я» [14]. Представители социально-психологи­ческого подхода говорят о том, что одиночество носит социальный характер, а причиной его возникновения является общество.

Так, в рамках интеракционизма одиночество рассматривается как тяжелое психическое состояние, которое вызвано социальной и эмоциональной изоляцией, а его причиной выступает недостаток социального взаимодействия индивида [4].

Сторонники когнитивной психологии под одиночеством понимают несоответствие между имеющейся реальностью и желаемым идеальным состоянием, которое субъективно переживается личностью, при этом его причинами возникновения являются характерологические и ситуативные
факторы [11].

Иная позиция в изучении одиночества характерна для представителей гуманистической психологии, которые, не отрицая негативных аспектов изучаемого феномена, указывают на возможность разного отношения к нему и переживания его, а также разных механизмов его возникновения [10].

Изучая точку зрения представителей приватного подхода, мы пришли к выводу, что ученые исследуют одиночество через указание на присущую человеку особую потребность в доверительных, душевных отношениях с другими людьми, которая понимается как одна из базовых. При этом формируется чувство одиночество из-за поверхностности межличностных контактов, скоротечности отношений, их формальности и прагматичности [8].

Представители экзистенциального подхода говорят о том, что способность личности к переживанию одиночества является необходимым условием ее формирования и развития [3].

Итак, представителями основных рассмотренных нами зарубежных подходов не смотря на то, что накоплен теоретический и эмпирический материал в изучении одиночества, можно сказать, что не описано целостное исследуемого феномена с позиции как негативного, так и позитивного его влияния на личность.

Анализ психологической литературы показал, что, не смотря на частое упоминание одиночества как психологического явления, в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпирические исследования. Исходя из основных подходов в изучении одиночества в отечественной психологии, мы условно выделили следующие группы ученых:

  1. Группа ученых социально-психологического подхода (К.А. Абульханова-Славская, Ж.В. Пузанова, Л.И. Старовойтова и др.), которые под одиночеством понимают тяжелое психическое состояние, вызванное осознанием человека неполноценности своих отношений с людьми [1], [15].
  2. Группа исследователей культурно-исторического подхода в изучении одиночества (О.В. Данчева, С.А. Ветров, Н.Е. Покровский, Ю.М. Швабл и др.), которые горят о том, что чувство одиночества возникает вследствие отчуждения человека от неживой, живой природы, других людей и самого себя в процессе эволюционирования [9], [19].
  3. Группа ученых, которые изучают одиночество в подростковом и юношеском возрастах (О.Б. Долгинова, И.С. Кон, Н.В. Перешина и др.), исследующие данную проблему в соотнесении с возрастными особенностями личности [5], [7].

Таким образом, в отечественной психологии одиночество не рассматривалось как самостоятельный феномен, однако в работах ученых нашли свое отражение и интерпретацию аналоги этого понятия: психологическое и социальное отчуждение, уединение.

Итак, феномен одиночества рассматривается как в зарубежных, так и в отечественных психологических подходах с позиции двух тенденций. Первая трактует одиночество как психическое состояние или субъективное переживание. Вторая тенденция о том, что одиночество исключительно негативное состояние. В совокупности эти подходы дают инструменты теоретического познания. Также важно отметить, что наличие нескольких подходов к изучению одиночества доказывает его научное содержание, которое хоть и поддается рационализации, но требует дальнейшего теоретического и эмпирического исследования.

Отсюда, необходимо представить обобщенное краткое видение данного феномена отечественными психологами с целью целостного описания. Так, одиночество рассматривается как чувство, как процесс, как отношение, как жизненная позиция, как состояние. Если понимать одиночество как чувство, то оно обуславливается переживанием человека своей непохожести на других, вызывающий психологический барьер в общении, ощущение непонимания себя. Другое понимание одиночества как процесса представляет собой постепенное утрачивание способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе ценности. Одиночество как отношение понимается невозможностью принятия мира как самоцели, самоценности. Одиночество как жизненная позиция предполагает осознанное нежелание поддерживать близкие отношения с кем-либо. Под одиночеством как состоянием понимается переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром.

Нами одиночество рассматривается как психологическое явление, сложившееся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека в рамках культуры через его регуляцию, стремящегося к значимости. Именно поэтому мы решили представить понимание одиночества в рамках рефлексивно-регулятивного подхода (Шаров А.С. и др.), где раскроем исследуемое явление во взаимосвязи с регуляцией, активностью, ценностно-смысловой сферой и рефлексией, как компонентами психологической структуры личности [18].

Итак, если мы рассматриваем одиночество как ситуацию, в которой находится личность, то оно проявляется через реакции индивида, которые могут быть аффективные, когнитивные и поведенческие. Это хорошо встраивается в психологическую структуру личности в рамках рефлексивно-регулятивного подхода, а именно, находясь в ситуации одиночества, личность реагирует определенным образом. При этом компоненты психологической структуры рефлексия и активность задействованы в проявлении реакций личности на одиночество. Важно отметить, что рефлексируя, человек осознает и принимает или нет данность этой ситуации, а сами реакции и являются формой проявления активности. Именно поэтому, мы можем утверждать, что изучение одиночества личности может быть представлено через психологическую структуру личности, стремящуюся к об-живанию в рамках рефлексивно-регулятивного подхода.

Исследование об-живания личности с позиции рефлексивно-регулятивного подхода предполагает необходимость выяснения сущности понятия «об-живание». Исходя из анализа психологической литературы, мы установили, что понятие «об-живание» используется только для обозначения внешней стороны деятельности человека. При этом в контексте нашего исследования необходимо раскрыть внутренний психологический план процесса «об-живания», следуя за позицией А.С. Шарова [18].

С точки зрения ученого, об-живание является внутренней работой, связанной с проживанием жизненных событий, проигрыванием разных вариантов их решения и их переживанием. Об-живание проявляется также во снах, фантазиях, грезах, при просмотре фильмов, чтении книг, в процессах сочувствия и сопереживания. Именно поэтому сюда встраивается психологическая структура человека в рамках рефлексивно-регулятивного подхода, так как мы видим регуляцию, активность, рефлексию и ценностно-смысловое содержание, поэтому данные компоненты проявляются в процессе обживания: личность регулирует тем или иным образом свою жизнь, в активности реализуется персональный миф, ценностно-смысловое содержание является основой, а рефлексия в качестве обратной связи дает возможность проектировать жизнь.

Таким образом, об-живание с позиции рефлексивно-регулятивного подхода (А.С. Шаров и др.) является внутренним рефлексивным процессом, с помощью которого личность проигрывает различные варианты развития жизненных событий, их решения, а также переживания, что недостаточно, с нашей точки зрения, представлено в эмпирическом плане при изучении психологических особенностей юношеского возраста.

Так, юношеский возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется становлением самосознания личности, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий, с одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, а, с другой стороны, сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения [6]. Отсюда возникает другое противоречие, а именно, обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, однако с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других, приходит чувство одиночества. Личность в юношеском возрасте находится между стремлением быть включенным в группу и уединением, которое не всегда положительно влияет на развитие. Отсюда проблема одиночества личности в юношеском возрасте выступает на первый план [6].

Исследуя в юношеском возрасте психологические особенности одиночества и об-живания личности, мы использовали следующие методики: методика изучения субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения об-живания одиночества, модифицированная А.С. Шаровым. Проведенное исследование показало, что у испытуемых юношеского возраста выявлен низкий уровень выраженности одиночества, при этом в раннем юношеском возрасте (88%), в позднем (80%), что говорит о том, что социальная ситуация развития, в которую включены юноши способствует наличию значимых контактов, дружеских связей и включенности в группу сверстников. С целью проверки достоверности равенства значений в исследуемых группах мы использовали критерий φ* - угловое преобразование Фишера [2, с. 101]. При переводе процентных долей в величины центрального угла мы получили следующие значения: если φ1(88%) = 2,434; φ2(80%) = 2,214, то φ*эмп = 0,778 (р<0,05). Также нами было установлено, что результат φ*эмп<φ*кр, поэтому можно утверждать, что уровень выраженности одиночества личности в раннем и позднем юношеских возрастах не имеет значимых различий.

Далее мы рассчитали сходность значений среднего уровня выраженности одиночества личности в раннем и позднем юношеских возрастах, используя для сопоставления данные 12 % и 20 %. Исходя из того, что φ1(12%) = 0,707; φ2(20%) = 0,927, следует φ*эмп. = 0,778 (р<0,05), а значит φ*эмп<φ*кр, что свидетельствует о не значимости различий в уровнях выраженности одиночества в раннем и позднем юношеских возрастах.

Исходя из анализа данных, можно сказать, что в нашем исследовании у испытуемых раннего и позднего юношеского возраста в показателях выраженности одиночества нет значимых различий.

Рассмотрев уровни выраженности показателей одиночества личности в раннем и позднем юношеских возрастах, обратимся к выявлению показателей выраженности об-живания личности с позиции А.С. Шарова, который выделяет три структурных компонента об-живания личности: об-живание одиночества личности, об-живание самоотношения и об-живание рефлексивности.

Анализируя данные по уровню выраженности об-живания одиночества личности, можно сказать, что в целом для юношеского возраста более характерен средний уровень, а именно в раннем юношеском 22 человека (88%), а в позднем юношеском 17 человек (68 %). Данные результаты говорят о том, что личность в юношеском возрасте погружается в об-живание одиночества, т.е. в размышления, переживания и уходит в иную реальность по поводу данной ситуации. Можно сказать, что личность проигрывает одиночество, проживает его и переживает. Если рассматривать одиночество по показателям, то личность во внутреннем плане размышляет, переживает о своей общительности, степени готовности к самораскрытию и способности к сопережеванию. Также во снах, чтении литературы, просмотре кинофильмов личность об-живает свое одиночество.

Далее мы рассчитали сходность значений среднего уровня выраженности об-живания одиночества личности в раннем и позднем юношеских возрастах, используя для сопоставления данные 88 % и 17 %. Исходя из того, что φ1(88%) = 2,434; φ2(17%) = 0,850, следует φ*эмп. = 1,75 (р ≤ 0,04), а значит φ*кр<φ*эмп<φ*кр, что свидетельствует о нахождении φ*эмп в зоне неопределенности. Также нами была рассчитана сходность значений высокого уровня выраженности об-живания одиночества, используя для сопоставления данные 4% и 12%. Исходя из того, что φ1(4%)=0,403; φ2(12%)=0,707,следует φ*эмп = 1,075, φ*эмп<φ*кр, что свидетельствует о не значимости различий в высоких уровнях выраженности об-живания одиночества в раннем и позднем юношеских возрастах.

Следующим компонентом является об-живание самоотношения личности в юношеском возрасте, исследуя который, мы выявили, что в раннем возрасте более характерен средний уровень выраженности 14 человек (56%), а для позднего юношеского возраста высокий уровень выраженности 15 (60%). Данные результаты говорят о том, что с возрастом личность наиболее глубоко погружается в об-живание самоотношения, а именно размышляет, переживает и уходит в иную реальность по поводу отношения к себе, а именно глобального отношения к себе, самоуважения, аутосимпатии, ожидаемого отношения к себе и самоинтереса. Можно сказать, что от раннего к позднему юношескому возрастам идет более глубокое проигрывание во внутреннем плане самоотношения.

Далее мы рассчитали сходность значений среднего уровня выраженности об-живания самоотношения личности в раннем и позднем юношеских возрастах, используя для сопоставления данные 56 % и 24 %. Исходя из того, что φ1(56%) =1,691; φ2(24%) =1,024, следует φ*эмп. = 2,358 (р ≤ 0,008), а значит φ*эмп>φ*кр, что свидетельствует о значимости различий в уровнях выраженности об-живания самоотношения в раннем и позднем юношеских возрастах.

Также нами была рассчитана сходность значений высокого уровня выраженности об-живания самоотношения, используя для сопоставления данные 32% и 60%. Исходя из того, что φ1(32%) = 1,203; φ2(60%) = 1,793, следует φ*эмп = 2,012, φ*кр < φ*эмп < φ*кр, что свидетельствует о нахождении φ*эмп в зоне неопределенности.

Далее нами был рассмотрено об-живание рефлексивности личности в юношеском возрасте, при этом в раннем юношеском нами было обнаружено, что средний и высокий уровни примерно равны у 13 человек (52%) и 12 (48%) соответственно. Это говорит о том, что в раннем юношеском возрасте еще продолжается формирование рефлексивности как качества личности, именно поэтому и об-живание рефлексивности происходит не столь глубоко. Однако, в позднем юношеском возрасте нами выявлено, что уровень выраженности об-живания рефлексивности преимущественно высокий 24 человека (96%), идет качественный скачок в развитии рефлексивности. Отсюда и об-живание рефлексивности становится более простроенным, а именно размышления, переживания и уход в иную реальность по поводу своего опыта, оформления своего «Я», осознания своих качеств, а также успехов и неудач в деятельности.

Мы рассчитали сходность значений среднего уровня выраженности об-живания рефлексивности личности в раннем и позднем юношеских возрастах, используя для сопоставления данные 52 % и 4 %. Исходя из того, что φ1(52%) =1,611; φ2(4%) =0,403, следует φ*эмп. = 4,271 (р<0,05), а значит φ*эмп>φ*кр, что свидетельствует о значимости различий в средних уровнях выраженности об-живания рефлексивноти в раннем и позднем юношеских возрастах. Также нами была рассчитана сходность значений высокого уровня выраженности об-живания рефлексивности, используя для сопоставления данные 48% и 96%. Исходя из того, что φ1(48%) = 1,531; φ2(96%) = 2,739, следует φ*эмп = 4,271, φ*эмп > φ*кр, что свидетельствует о значимости различий в высоких уровнях выраженности об-живания рефлексивности в раннем и позднем юношеских возрастах.

Таким образом, исследуя об-живание личности в юношеском возрасте через компоненты: об-живание одиночества, об-живание самоотношения и об-живание рефлексивности, мы пришли к выводу, что в целом об-живание изменяется от раннего к позднему юношеским возрастам, а именно в сторону повышения уровня выраженности его компонентов, взаимосвязанных с рефлексивностью и самоотношением личности как таковыми. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении этих взаимосвязей, что может более целостно представить изучаемые феномены.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 2001. – 224 с.
  2. Антилогова, Л.Н., Черкевич, Е.А. Саморегуляция психических состояний личности.: монография [Текст] / Л.Н. Антологова, Е.А. Черкевич. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. – 220 с.
  3. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) [Текст] / Н.А. Бердяев. – М., 1990. – 360 с.
  4. Вейс, Р.С. Вопросы изучения одиночества [Текст] / Р.С. Вейс. – М. : Прогресс, 1989. – С. 114-128.
  5. Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена [Текст] / О.Б. Долгинова // Практическая психология. – 2000. – № 4. – С. 28 – 36.
  6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон.– М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
  7. Кон, И.С. Многоликое одиночество: (Психол. исслед.) [Текст] / И.С. Кон // Знание – сила. – 2002. – № 12. – С. 40-42.
  8. Корчагина, С.Г. Психология одиночества [Текст] / С.Г. Корчагина: учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 228 с.
  9. Лабиринты одиночества [Текст] / отв. ред. Н.Е. Покровский. – М. : Прогресс, 1989. – 624 с.
  10. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
  11. Пепло, Л. Одиночество и самооценка / Л. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества. – М. : Прогресс, 1989. – С. 240-250.
  12. Рассел, Д. Измерение одиночества [Текст] / Д. Рассел. – М. : Прогресс, 1989. – С. 192-226.
  13. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
  14. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. – М. : Прогресс. Универс., – 1994. – 480 с.
  15. Старовойтова, Л.И. Одиночество: социально-философский анализ [Текст] : дисс. … канд. философ, наук / Л.И. Старовойтова. – М., 1995.
  16. Фрейд, 3. Психология бессознательного[Текст] / З. Фрейд. – М.,1989.
  17. Фромм, Э. Человек одинок [Текст] / Э. Фромм // Иностранная литература. – 1996. – № 1.
  18. Шаров А.С. Психология культуры, образования и развития человека : учебное пособие [Текст] / А.С. Шаров. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 300 с.

Поделиться

2264

Черкевич Е. А., Волобоева Г. А. Психологические особенности одиночества и об-живания личности в юношеском возрасте // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 141-148. URL: https://apni.ru/article/2209-psikhologicheskie-osobennosti-odinochestva

Другие статьи из раздела «Педагогические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа