Главная
Конференции
I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки»
Роль социально-культурной среды в развитии муниципального образования

Роль социально-культурной среды в развитии муниципального образования

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

культура
социально-культурная среда
социально-культурный кластер
социально-культурное развитие

Аннотация статьи

В статье социально-культурная среда рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития муниципального образования. Развитие социально-культурной среды позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности, духовное саморазвитие и обеспечение социальной стабильности, что является основой благополучного развития муниципального образования в целом.

Текст статьи

Значение социально-культурной среды для динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создает условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества. В научных исследованиях и социальной управленческой практике в настоящее время стремительно возрастает интерес к обоснованию роли и значимости социально-культурной среды, способной гармонизировать процессы социализации, социальной адаптации и самореализации личности [4, 6].

Понимание современной роли и значения культуры в решении одной из главных задач муниципального образования – повышения качества жизни населения - определяет необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства. Эта задача может быть решена посредством создания социально-культурных кластеров, обеспечивающих доступ жителей территории к культурным ценностям, право на творческую инициативу и сохранение местных традиций.

Для развития муниципального образования имеют значение не только экономические показатели. Одной из основополагающей является социально-культурная сфера, которая, в первую очередь, обеспечивает духовное формирование и успешную социализацию личности. Для того, чтобы сформировать инновационный, творческий тип личности, нужно изменить социально-культурную среду. Еще в 2008 году Президент Д. Медведев отмечал в своем послании, что видит в качестве приоритета развития государства в целом – производство знаний, новых технологий и передовой культуры [1].

В Белгородской области данная идея легла в основу формирования социально-культурного кластера как непременного элемента каждого муниципального образования. С точки зрения руководства региона, создание социально-культурной среды обеспечит социальную стабильность и духовное здоровье населения любого муниципального образования. «Мы должны создавать нормальные человеческие условия во всем. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети ходили в лучшие детские сады, учились в лучших школах, имели возможность получать любое внешкольное образование, развиваться гармонично. Поддерживая культуру как отрасль бюджетной сферы, сама культура во сто крат больше поддерживает нас и ведет Белгородчину по пути нравственного прогресса. Мы не должны это забывать и не жалеть денег на культуру», - подчеркнул глава региона Евгений Савченко в одном из своих выступлений [3].

При этом под социально-культурной средой мы понимаем значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями [5].

Как и любой тип социального пространства, социально-культурное пространство имеет определенную структуру, значимыми элементами которого являются культурные институты. В муниципальном образовании роль ключевых институтов выполняют культурные учреждения и досуговые центры. При этом традиционная роль культурных учреждений сводится к организации досуга населения и воспроизводству существующей культурной традиции. Однако с точки зрения поощрения инноваций не менее важно создавать для проявления творческой активности населения, его социально-культурной самоорганизации.

Таким образом, муниципальное образование будет способствовать активному интеллектуальному развитию населения, порождая тем самым, желание содействовать органам местного самоуправления в последующем развитии социально-культурной среды муниципального образования. И, поскольку, в российском социуме традиционно многое зависит от власти, одной из главных задач является организовать взаимодействие власти и населения. Необходимо, чтобы они друг друга слышали и предлагали варианты развития, которые действительно будут способствовать укреплению социально-культурной политики муниципального образования.

Особое значение для развития социально-культурной среды муниципального образования имеет технология маркетинга территории. В рамках маркетинга территории социально-культурный фактор остается одним из определяющих. Люди, впервые посещающие муниципальное образование, обращают внимание в первую очередь на социально-культурный потенциал территории. Сюда относят и музеи, и услуги организации досуга, культуры, развитие традиционного народного художественного творчества, объекты культурного наследия. Кроме этого, должен присутствовать необходимый набор социальных услуг: больницы, школы, детские сады, ДК, стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, благоустройство территории – все это элементы социально-культурной среды муниципального образования, без которых невозможно должное восприятие муниципального образования как социально-экологичной системы. Но, помимо этого, социально-культурная среда муниципального образования должна включать в себя систему отношений, комфортных для участников местного сообщества и, что немаловажно, позволяющих реализовывать их творческий, профессиональный, предпринимательский и пр. потенциал. Естественно, складывание этих отношений невозможно вне нормативно-ценностной системы, в которой доверие, сотрудничество и взаимная ответственность являются базовыми компонентами.

Список литературы

  1. Андросова, Н. Социально-культурные кластеры муниципальных образований Белгородской области. Опыт инноваций [Электронный ресурс]/ Н. Андросова. – Режим доступа: http://bgcnt.ru/model-house-of-culture/socio-cultural-cluster.html.
  2. Батычко, В.Т. Муниципальное право [Текст] / В.Т.Батычко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 256 с.
  3. Белгородские новости [Электронный ресурс]: Измеряя время событиями. – Режим доступа: http://www.belnovosti.ru/news/power/2014/03/27/evgeniy-savchenko-ne-nado-zhalet-deneg-na-kulturu.
  4. Мурылев, В. Социокультурная среда города [Электронный ресурс] / В. Мурылев. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-sreda-goroda.
  5. Пешкова, В.П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения [Текст] / В.П. Пешкова // Вестник. – 2013. - № 1(13). – С. 36-39.
  6. Флиер, А.Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] / А.Я. Флиер. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/.

 

Поделиться

3878

Капустина Н.. Роль социально-культурной среды в развитии муниципального образования // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 164-166. URL: https://apni.ru/article/2214-rol-sotsialno-kulturnoj-sredi-v-razvitii-mun

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября