Значение социально-культурной среды для динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создает условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества. В научных исследованиях и социальной управленческой практике в настоящее время стремительно возрастает интерес к обоснованию роли и значимости социально-культурной среды, способной гармонизировать процессы социализации, социальной адаптации и самореализации личности [4, 6].
Понимание современной роли и значения культуры в решении одной из главных задач муниципального образования – повышения качества жизни населения - определяет необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства. Эта задача может быть решена посредством создания социально-культурных кластеров, обеспечивающих доступ жителей территории к культурным ценностям, право на творческую инициативу и сохранение местных традиций.
Для развития муниципального образования имеют значение не только экономические показатели. Одной из основополагающей является социально-культурная сфера, которая, в первую очередь, обеспечивает духовное формирование и успешную социализацию личности. Для того, чтобы сформировать инновационный, творческий тип личности, нужно изменить социально-культурную среду. Еще в 2008 году Президент Д. Медведев отмечал в своем послании, что видит в качестве приоритета развития государства в целом – производство знаний, новых технологий и передовой культуры [1].
В Белгородской области данная идея легла в основу формирования социально-культурного кластера как непременного элемента каждого муниципального образования. С точки зрения руководства региона, создание социально-культурной среды обеспечит социальную стабильность и духовное здоровье населения любого муниципального образования. «Мы должны создавать нормальные человеческие условия во всем. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети ходили в лучшие детские сады, учились в лучших школах, имели возможность получать любое внешкольное образование, развиваться гармонично. Поддерживая культуру как отрасль бюджетной сферы, сама культура во сто крат больше поддерживает нас и ведет Белгородчину по пути нравственного прогресса. Мы не должны это забывать и не жалеть денег на культуру», - подчеркнул глава региона Евгений Савченко в одном из своих выступлений [3].
При этом под социально-культурной средой мы понимаем значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями [5].
Как и любой тип социального пространства, социально-культурное пространство имеет определенную структуру, значимыми элементами которого являются культурные институты. В муниципальном образовании роль ключевых институтов выполняют культурные учреждения и досуговые центры. При этом традиционная роль культурных учреждений сводится к организации досуга населения и воспроизводству существующей культурной традиции. Однако с точки зрения поощрения инноваций не менее важно создавать для проявления творческой активности населения, его социально-культурной самоорганизации.
Таким образом, муниципальное образование будет способствовать активному интеллектуальному развитию населения, порождая тем самым, желание содействовать органам местного самоуправления в последующем развитии социально-культурной среды муниципального образования. И, поскольку, в российском социуме традиционно многое зависит от власти, одной из главных задач является организовать взаимодействие власти и населения. Необходимо, чтобы они друг друга слышали и предлагали варианты развития, которые действительно будут способствовать укреплению социально-культурной политики муниципального образования.
Особое значение для развития социально-культурной среды муниципального образования имеет технология маркетинга территории. В рамках маркетинга территории социально-культурный фактор остается одним из определяющих. Люди, впервые посещающие муниципальное образование, обращают внимание в первую очередь на социально-культурный потенциал территории. Сюда относят и музеи, и услуги организации досуга, культуры, развитие традиционного народного художественного творчества, объекты культурного наследия. Кроме этого, должен присутствовать необходимый набор социальных услуг: больницы, школы, детские сады, ДК, стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, благоустройство территории – все это элементы социально-культурной среды муниципального образования, без которых невозможно должное восприятие муниципального образования как социально-экологичной системы. Но, помимо этого, социально-культурная среда муниципального образования должна включать в себя систему отношений, комфортных для участников местного сообщества и, что немаловажно, позволяющих реализовывать их творческий, профессиональный, предпринимательский и пр. потенциал. Естественно, складывание этих отношений невозможно вне нормативно-ценностной системы, в которой доверие, сотрудничество и взаимная ответственность являются базовыми компонентами.