Попытки замедлить процесс глобального экологического кризиса в современном мире и вступить на новый этап устойчивого развития, часто обречены на провал. Главным образом это связано с тем, что политика большинства государств направлена на рост экономического благосостояния, а не на моральные принципы и экологические ориентиры. В результате возникает необходимость исследования проблемы экологической этики, её сущности содержания, концептуальных и теоретических основ.
В основе экоэтики стоит проблема нравственного отношения человека к окружающей среде. Сейчас экоэтика существует, как самодостаточная дисциплина, ставшая результатом, синтеза естественных (экология, биология) и гуманитарных наук (философия, социология).
Многообразие понятий «экологической этики» позволяет судить о глубине взглядов и широте научной мысли в области взаимодействия человека и природы. Так, например, Борейко В.Е. определяет экоэтику как этику смирения, осторожности, заботы, уважения природы и экологического самоограничения. Соблюдать экологическую этику – означает вести себя морально и порядочно в отношении к природе [2].
Согласно проекту политического документа «Экологическая этика», разработанного в 2004–2006 годы экспертной группой Комиссии ЮНЕСКО по этике научного знания и технологии, говорится: «Экологическая этика заключается в изучении нормативных проблем и принципов, относящихся к взаимодействию человека и природной среды, к условиям и последствиям этого взаимодействия. Эта сфера прикладной этики содействует определению индивидами, корпорациями и правительствами принципов, оказывающих воздействие на их деятельность, образ жизни и действия соотносительно со всем спектром энвайронментальных и экологических проблем и на оценку соответствующих действий, образ жизни и деятельность» [8].
Поттер В.Р. считает, что экологическая этика – это этика ненасилия, распространенная на отношении человека к природе. И так же, как в человеческих отношениях эффективность ее на протяжении тысячелетий была весьма низкой, но обращение к ней сегодня – единственный шанс минимизации зла (что человечество начало осознавать лишь сейчас), так и в отношениях с природой отказ от сознательного причинения ей зла, отказ от насилия по отношению к природным объектам – это «мост в будущее» [4].
Анализируя содержание вышеупомянутых суждений главными идеологическими составляющими экоэтики выступают экологоориентированное сознание, принципы и правила морали, отражающие гуманное отношение ко всему живому, а также нормы природосберегающего и безопасного поведения в окружающей среде.
Основоположниками экологической этики принято считать немецко-французского теолога, врача и философа А. Швейцера, американского эколога, зоолога и философа О. Леопольда и американского экофилософа Х. Ролстона. А. Швейцер в своих воззрениях уделял большое внимание этическим представлениям, на его взгляд «благоговение перед жизнью» станет началом новой этики началом нового человеческого мировоззрения [7]. Экоэтика по мнению О.Леопольда это своего рода сбор ограничений на свободу действий, относящихся к бездумному, нерациональному, потребительскому отношению к природе [3, с.39]. Х. Ролстон считал необходимым научить человека ценить дикую природу, обращал внимание на этику экологической чувствительности, основанную на принципе обязательного и уважительного отношения к природе [5]. Взгляды и суждения А. Швейцера, О.Леопольда, Х. Ролстона стали главными в формировании современной экологической этики как научной дисциплины.
Исследование научной литературы в области этики, позволяет согласиться с мнением А.А. Сычева, который справедливо заметил, что «экологическая этика представляет собой не набор общезначимых принципов, а сферу противостояния различных идей и теорий: антропоцентризма и экоцентризма, радикальных и умеренных направлений» [6].
История развития экофилософской мысли позволяет сделать вывод о том, что экоэтика формировалась в результате противоречия двух противоположных парадигм: антропоцентрической и экоцентрической.
Главным критерием антропоцентризма по шкале ценностей является Человек. Частный случай антропоцентризма утилитаризм вообще признает в качестве ценностей только объекты, находящиеся в пределах интересов человека [3, с.54]. Главная идея антропоцентризма возвышение человека, отведение ему роли хозяина природы. Основной недостаток антропоцентризма его критики справедливо связывают с тем, что при антропоцентризме только люди оказываются объектами моральной обязанности и только благо людей (которое может пониматься так или иначе – в соотнесении наличными или перспективными интересами) является критерием оценки действий в отношении природы и других живых существ. Мера справедливости вмешательства в природу ставится в зависимость от того, какое влияние оно оказывает на человека; последствия же для самой природы как таковой во внимание могут не приниматься. В этом усматривается этическая ограниченность антропоцентризма [1].
Губительные результаты антропоцентристских деяний человеческого общества вызвали новую идеологическую ориентацию – экоцентризм. Главным критерием экоцентризма выступает уравновешенное и равноценное сосуществование всех элементов природы. Так П.Тейлор, американский философ разработал концепцию биоцентризма, где экологическая этика представлялась как отношения между людьми и миром природы как моральные отношения, которые обусловливают долг и ответственность человека перед природной средой Земли и всеми обитающими ее животными и растениями. П. Тейлор также сформулировал четыре правила поведения человека по отношению к природе [9]:
Правило непричинения вреда устанавливает нормы воздержания от любого действия, которое может быть губительным для организма, популяции вида или биотического сообщества;
Правило невмешательства подразумевает отказ ограничения свободы действия отдельных организмов;
Правило верности требует ответственного и преданного обращения с животным, которого человек приручил;
Правило восстановления справедливости предполагает восстановление нарушенного равновесия между человеком и природой.
Каждая концепция экологической этики и сегодня продолжает развивать и обогащать свою главную идею. На наш взгляд идея антропоцентризма может рассматриваться положительно, если принять во внимание тот факт, что человек, это существо сознательное и благоразумное, и возможно исходя из нравственных побуждений, сможет сохранить все живое, в этом мире.
Настоящее развитие общества сегодня выступает за право будущих поколений на качественную природную среду, что в свою очередь объясняет столь бурный интерес к осознанию экологической этики. Экологическая этика в нашем понимании должна быть практической отраслью научного знания, а, следовательно, формировать и внедрять модели экологического поведения, а не только оперировать философскими убеждениями.