Концептуальные и теоретические основы экологической этики

Концептуальные и теоретические основы экологической этики

Экологическая этика в широком смысле слова должна стать практической отраслью научного знания, должна создавать новые модели экологического поведения и природосберегающего сознания. В статье автор рассматривает сущность содержания «экологической этики», проводит анализ главных научных концепций, составляющих основу познания экологической этики.

Аннотация статьи
общество
природа
экологическая этика
экологический кризис
принципы и правила морали
Ключевые слова

Попытки замедлить процесс глобального экологического кризиса в современном мире и вступить на новый этап устойчивого развития, часто обречены на провал. Главным образом это связано с тем, что политика большинства государств направлена на рост экономического благосостояния, а не на моральные принципы и экологические ориентиры. В результате возникает необходимость исследования проблемы экологической этики, её сущности содержания, концептуальных и теоретических основ.

В основе экоэтики стоит проблема нравственного отношения человека к окружающей среде. Сейчас экоэтика существует, как самодостаточная дисциплина, ставшая результатом, синтеза естественных (экология, биология) и гуманитарных наук (философия, социология).

Многообразие понятий «экологической этики» позволяет судить о глубине взглядов и широте научной мысли в области взаимодействия человека и природы. Так, например, Борейко В.Е. определяет экоэтику как этику смирения, осторожности, заботы, уважения природы и экологического самоограничения. Соблюдать экологическую этику – означает вести себя морально и порядочно в отношении к природе [2].

Согласно проекту политического документа «Экологическая этика», разработанного в 2004–2006 годы экспертной группой Комиссии ЮНЕСКО по этике научного знания и технологии, говорится: «Экологическая этика заключается в изучении нормативных проблем и принципов, относящихся к взаимодействию человека и природной среды, к условиям и последствиям этого взаимодействия. Эта сфера прикладной этики содействует определению индивидами, корпорациями и правительствами принципов, оказывающих воздействие на их деятельность, образ жизни и действия соотносительно со всем спектром энвайронментальных и экологических проблем и на оценку соответствующих действий, образ жизни и деятельность» [8].

Поттер В.Р. считает, что экологическая этика – это этика ненасилия, распространенная на отношении человека к природе. И так же, как в человеческих отношениях эффективность ее на протяжении тысячелетий была весьма низкой, но обращение к ней сегодня – единственный шанс минимизации зла (что человечество начало осознавать лишь сейчас), так и в отношениях с природой отказ от сознательного причинения ей зла, отказ от насилия по отношению к природным объектам – это «мост в будущее» [4].

Анализируя содержание вышеупомянутых суждений главными идеологическими составляющими экоэтики выступают экологоориентированное сознание, принципы и правила морали, отражающие гуманное отношение ко всему живому, а также нормы природосберегающего и безопасного поведения в окружающей среде.

Основоположниками экологической этики принято считать немецко-французского теолога, врача и философа А. Швейцера, американского эколога, зоолога и философа О. Леопольда и американского экофилософа Х. Ролстона. А. Швейцер в своих воззрениях уделял большое внимание этическим представлениям, на его взгляд «благоговение перед жизнью» станет началом новой этики началом нового человеческого мировоззрения [7]. Экоэтика по мнению О.Леопольда это своего рода сбор ограничений на свободу действий, относящихся к бездумному, нерациональному, потребительскому отношению к природе [3, с.39]. Х. Ролстон считал необходимым научить человека ценить дикую природу, обращал внимание на этику экологической чувствительности, основанную на принципе обязательного и уважительного отношения к природе [5]. Взгляды и суждения А. Швейцера, О.Леопольда, Х. Ролстона стали главными в формировании современной экологической этики как научной дисциплины.

Исследование научной литературы в области этики, позволяет согласиться с мнением А.А. Сычева, который справедливо заметил, что «экологическая этика представляет собой не набор общезначимых принципов, а сферу противостояния различных идей и теорий: антропоцентризма и экоцентризма, радикальных и умеренных направлений» [6].

История развития экофилософской мысли позволяет сделать вывод о том, что экоэтика формировалась в результате противоречия двух противоположных парадигм: антропоцентрической и экоцентрической.

Главным критерием антропоцентризма по шкале ценностей является Человек. Частный случай антропоцентризма утилитаризм вообще признает в качестве ценностей только объекты, находящиеся в пределах интересов человека [3, с.54]. Главная идея антропоцентризма возвышение человека, отведение ему роли хозяина природы. Основной недостаток антропоцентризма его критики справедливо связывают с тем, что при антропоцентризме только люди оказываются объектами моральной обязанности и только благо людей (которое может пониматься так или иначе – в соотнесении наличными или перспективными интересами) является критерием оценки действий в отношении природы и других живых существ. Мера справедливости вмешательства в природу ставится в зависимость от того, какое влияние оно оказывает на человека; последствия же для самой природы как таковой во внимание могут не приниматься. В этом усматривается этическая ограниченность антропоцентризма [1].

Губительные результаты антропоцентристских деяний человеческого общества вызвали новую идеологическую ориентацию – экоцентризм. Главным критерием экоцентризма выступает уравновешенное и равноценное сосуществование всех элементов природы. Так П.Тейлор, американский философ разработал концепцию биоцентризма, где экологическая этика представлялась как отношения между людьми и миром природы как моральные отношения, которые обусловливают долг и ответственность человека перед природной средой Земли и всеми обитающими ее животными и растениями. П. Тейлор также сформулировал четыре правила поведения человека по отношению к природе [9]:

Правило непричинения вреда устанавливает нормы воздержания от любого действия, которое может быть губительным для организма, популяции вида или биотического сообщества;

Правило невмешательства подразумевает отказ ограничения свободы действия отдельных организмов;

Правило верности требует ответственного и преданного обращения с животным, которого человек приручил;

Правило восстановления справедливости предполагает восстановление нарушенного равновесия между человеком и природой.

Каждая концепция экологической этики и сегодня продолжает развивать и обогащать свою главную идею. На наш взгляд идея антропоцентризма может рассматриваться положительно, если принять во внимание тот факт, что человек, это существо сознательное и благоразумное, и возможно исходя из нравственных побуждений, сможет сохранить все живое, в этом мире.

Настоящее развитие общества сегодня выступает за право будущих поколений на качественную природную среду, что в свою очередь объясняет столь бурный интерес к осознанию экологической этики. Экологическая этика в нашем понимании должна быть практической отраслью научного знания, а, следовательно, формировать и внедрять модели экологического поведения, а не только оперировать философскими убеждениями.

Текст статьи
  1. Апресян, Р.Г. Дилемма антропоцентризма и нон-антропоцентризма в экологической этике [Текст] // Этика и экология. Серия «Научные доклады»; Вып. 9. – Великий Новгород, 2010. – С. 13-26.
  2. Борейко, В.Е. Экологическая этика. Краткий курс экологической этики для вузов и старших классов средних образовательных школ. [Электронный ресурс] / В.Е Борейко. – Режим доступа: http://www.ecoethics.ru/old/m2.07/x4.html
  3. Мишаткина, Т.В. Основы экологической этики [Текст]: учеб.пособие / Т.В. Мишаткина [и др.]; под общ.ред. Т.В. Мишаткиной, С.П. Кундаса. – Минск: МГЭУ и
    м. А. Д. Сахарова, 2008. – 292 с.
  4. Поттер, В.Р. Биоэтика: мост в будущее [Текст] / В.Р. Поттер. – Киев: Сфера, 2002. – 216 с.
  5. Ролстон, Х. Существует ли экологическая этика? [Текст] // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 258-289.
  6. Сычев, А.А. Экологическая этика как сфера практических действий [Текст] // Этика и экология. Серия «Научные доклады»; Вып. 9. – Великий Новгород, 2010. – С. 67-93.
  7. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швейцер. – М. : Прогресс, 1992. – 573 с.
  8. Environmental Ethics: Policy document. Draft, December 2004. Р. 6. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://portal.unesco.org/shs/en/ev.phpurl_id=7561&url_do=do_topic&url
  9. Taylor P. Respect for Nature: A Theory of Environmental Ethics. – New York: Princeton University Press, 1986.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня