Сохранение и развитие сельского сообщества в современной России во многом связано с решением проблемы закрепления молодежи, молодых семей на селе. Молодая семья относится к группам повышенного социального риска, так как находится в процессе своего становления. На момент сoздания семьи молодые люди зачастую только входят во взрослую жизнь: получают образование, решают проблему трудоустройства, осваивают новые социальных роли. Создав семью, человек сталкивается с новыми задачами и обязанностями: самостоятельно содержать семью, вести семейный бюджет и домашнее хозяйство, осуществлять уход за детьми и их воспитание. Сельские семьи дополнительно подвергаются влиянию ряда рисков, связанных с развитием инфраструктуры территории (ограниченный доступ к услугам; низкий уровень государственной социальной помощи; ограниченность источников общественной и частной поддержки; изолированность и территориальная отдаленность; низкий образовательный уровень населения). Исследования последних лет дают основания утверждать, что сельская молодая семья находится в критическом состоянии, что проявляется в уменьшении количества заключенных браков, увеличении числа разводов, в резком снижении рождаемости [1; 3].
Социальное благополучие сельской молодой семьи во многом определяет состояние общества в ближайшем будущем, поэтому адресная поддержка должна стать одним из стратегических направлений государственной семейной политики. Без активной сoциальной поддержки сельской молодой семьи трудно рассчитывать на ее эффективное функционирование. Социальная поддержка сельской молодой семьи может рассматриваться как временный фактор, позволяющий восстановить внутренние ресурсы семьи и превратить ее из категории клиента социальной работы в категорию семьи, функционирующей позитивно.
В последние годы на федеральном и региональном уровнях уделяется особое внимание становлению и развитию института молодой семьи. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, в рамках которой реализуется проект «Молодая семья» [4]. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи; содействие в обеспечении жильем молодых семей.
Однако сами молодые семьи считают, что существующие меры социальной поддержки малоэффективны. Зачастую такое убеждение связано с дефицитом информации о мерах социальной поддержки.
С целью изучения основных проблем сельских молодых семей и выявления факторов, влияющих на эффективность реализации региональных программ социальной поддержки сельской молодой семьи [2] кафедрой социальной работы НИУ «БелГУ» было проведено исследование, объектом которого явились сельские молодые семьи Белгородской области, а также сотрудники УСЗН администрации Ракитянского района, специалисты отдела по делам молодежи.
В исследовании приняли участие 101 человек. Из них 75 человек – молодые семьи, проживающие в сельской местности, студенты выпускного курса НИУ БелГУ, БУКЭП, БГИКИ проживающие в сельской местности. Возраст участников – от 18 до 35 лет. 26 респондентов – специалисты УСЗН и отдел по делам молодежи (возраст от 25лет и старше).
В исследовании применялись следующие методы: опрос общественного мнения (анкетирование), экспертный опрос, математические методы обработки результатов исследования.
По результатам опроса населения на первое место вышла жилищная проблема – ее отметили 36% представителей сельских молодых семей как проблему особой важности. По данным исследования, в улучшении жилищных условий нуждается каждая вторая молодая семья. На втором месте стоит финансовая проблема (16%), третье место занимает безработица среди молодежи (12%.). На неразвитую инфраструктуру указали 11% респондентов.
Бесспорно, благосостояние и материальное благополучие – одни из важнейших составляющих нашей жизни. Большинство семей вынуждены изрядно сокращать расходы, либо совсем отказаться от удовлетворения своих потребностей, введя режим экономии во всём – за чертой официального прожиточного минимума находится 90% семей. 90% опрошенных отметили, что заработанных средств не хватает, чтобы полноценно обеспечить семью. Треть опрошенных сельских молодых семей оценивают материальное положение в целом как не вполне удовлетворительное. Так у 30% денег до зарплаты не хватает, приходится занимать, а у 22% на повседневные нужды уходит вся зарплата. Для 30% семей сложно накопить на дорогую вещь и проблематично купить что-либо из бытовой техники.
Проблема безработицы, трудоустройства является для сельской молодежи одной из актуальных. Суть проблемы трудоустройства заключается в первую очередь в нехватке рабочих мест по специальности (на это указали 29% респондентов), а также в низкой заработной плате (24%) и нарушении прав при устройстве на работу (19%).
Не секрет, что молодежь в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства, что в значительной степени объясняется низкой квалификацией, потребностью в индивидуальном графике и частым временным отсутствием на работе при наличии маленьких детей в семье. По мнению самих молодых людей, важную роль в трудоустройстве играет наличие «связей» и умение работать на компьютере. Только 3% опрошенных считают, что проблем нет.
Для 29% сельских молодых семей основным источником дохода является личное подсобное хозяйство. Заработная плата по основному месту работы является основным источником лишь для четверти опрошенных семей. 25% семей получают в той или иной мере материальную поддержку от родителей, 10% имеют доходы от предпринимательской деятельности, 5% указали на случайные заработки. Доля социальных пособий и выплат в структуре дохода молодых семей незначительна.
Преобладающей трудностью при открытии своего дела на селе, по мнению наших респондентов, является недостаточность информации о мерах поддержки начинающих предпринимателей (28%). Серьезными трудностями для молодых людей являются отсутствие денежных средств и возможностей их получения (19%) и высокая конкуренция на селе (18%). Необходимо заметить, что многие молодые люди просто боятся открывать свое собственное дело в силу того что «не получится» (15%).
Еще одна значимая тема – как и где проводят свободное время молодые сельские семьи. Достаточно неожиданным для нас стал тот факт, что самой популярной формой проведения отпуска среди молодых семей является отдых в кругу семьи (60%). В совместное свободное время молодые люди, как правило, смотрят телевизор, посещают друзей и принимают гостей, при этом 12% респондентов отмечают, что семейный досуг они никак не проводят, а 28% говорят о недостатке свободного времени.
Медицинское обеспечение сельского населения характеризуется ограниченной доступностью врачебной помощи, а также низкой эффективностью медико-социальных и профилактических мероприятий. Основными причинами, по мнению респондентов, являются: ограниченное финансирование (40%); слабая материально-техническая база (20%); необеспеченность кадрами и транспортом (30%); высокая стоимость услуг (10%).
Наиболее остро стоит проблема информированности молодежи о существующих в регионе программах социальной поддержки сельской молодой семьи. Так, 35% опрошенных молодых семей не знают о жилищных программах, реализуемых в регионе. Всего лишь 10% воспользовались программой по улучшению жилищных условий. 80% сельских семей не стоят в очереди на улучшение жилищных условий. 25% молодых семей не верят, что такая программа существует и можно ей воспользоваться.
Сельские молодые семьи мало проинформированы о государственных и муниципальных услугах, т.к. в СМИ эта информация не предоставляется. 40% и 30% считает, что информация, которая предоставляется в СМИ в настоящее время, является недостаточной для формирования правовой культуры граждан.
Результаты исследования показывают, что самым распространенным источником получения информации у сельской молодежи является общение с друзьями и знакомыми (45%), и интернет (30%). Телевидение служит источником информации для 5 % молодежи, а печатные издания и радио сельская молодежь считает не эффективными.
Подавляющее большинство молодежи (80% респондентов), считают необходимым создание интернет ресурса, на котором будет размещаться вся информация о целевых федеральных, региональных программах, направленных на улучшение жизни молодежи, где можно будет задавать вопросы представителям муниципальной и региональной власти, обсуждать наиболее острые проблемы молодежи.
Данные экспертного опроса о проблемах социальной поддержки сельских молодых семей по целому ряду показателей содержательно совпали с результатами массового опроса. Так, например, по мнению специалистов, в пятерку наиболее острых проблем входят безработица и низкий уровень заработной платы, задержки по ее выплате (30%), жилищные проблемы (50%), ухудшение качества медицинского облуживания и недоступность медицинских услуг, низкий уровень социального и пенсионного обеспечения.
В Ракитянском районе зарегистрировано 1668 молодых семей, 232 молодых семьи нуждаются в улучшении жилищных условий. В 2013 году социальную выплату получили 9 молодых семей на общую сумму 5197500 рублей. Участниками программы на 2014 год являются 137 молодых семей, которые стоят в очереди на получение субсидии.
Сфера проведения досуга молодой семьи в селе развита слабо: нет достаточного разнообразия форм и мест проведения совместного времяпровождения, куда молодые родители могли бы прийти вместе с детьми. Развлекательные центры в больших торговых комплексах проблемы не решают, поскольку, с одной стороны, весьма недешевы, а с другой – не обеспечивают разнообразия форм досуга.
Основными причинами ухудшения медицинского обслуживания, по мнению специалистов, являются: ограниченное финансирование; слабая материально-техническая база; необеспеченность кадрами, транспортом и средствами связи; устаревшие формы медицинской помощи.
Тем не менее, некоторые выводы экспертов не совпали с результатами массового опроса. Так, по мнению специалистов, молодежь при открытии собственного дела сталкивается с такими проблемами как: боязнь сделать первый шаг (30%), и отсутствие правовых, экономических и управленческих знаний (20%). Также специалисты отметили, что у молодого поколения отсутствует первоначальный капитал для открытия своего дела. Специалисты считают, что молодежь достаточно проинформирована о программах поддержки начинающим предпринимателям (81%), что противоречит ответам самой молодежи.
По мнению специалистов, у молодежи нет желания работать на селе (30%), молодежь тянется в город, где намного больше выбор и разнообразие вакансий – в сфере торговли, малого бизнеса, дорожного строительства и т.д. При этом специалисты уверены, что в городе сложнее трудоустроится, чем на селе. Поэтому налицо такая проблема как несоответствие ожиданий соискателей и работодателей (30%).
В ответах на вопрос: «Как Вы думаете, в чем заключается трудность реализации региональных программ для молодых семей в сельской местности?» многие эксперты указали, что молодые люди боятся сделать первый шаг (30%) и не верят в то, что можно воспользоваться данной программой (30%).
Результаты исследования с очевидностью демонстрируют тот факт, что значительная часть проблем сельской молодой семьи вызвана плохой информированностью молодых семей о реализации приоритетных национальных проектов, помогающих молодой семье приобрести жилье или получить материальную помощь при рождении второго и последующих детей, о существовании специализированных структур пoмощи и об услугах, которые они оказывают. Такой вакуум возникает с одной стороны, из-за недостатка информации и рекламы, которая позволила бы молодым людям узнать о направлениях работы с молодой семьей. Часто даже имеющаяся информация не является адресной, т.е. до нужной целевой аудитории так и не доходит. С другой же стороны, вся деятельность структур помощи упирается в нежелание самих членов семьи идти на контакт с представителями социальных служб и в отсутствие социальной активности молодых людей, что проявляется в нежелании требовать осуществления прав, установленных государством.
Данные проблемы требуют всестороннего изучения и комплексного решения. Их актуальность позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения системы мер, направленных на совершенствование информационного сопровождения социальной поддержки сельских молодых семей.