Социологическая диагностика потребительских предпочтений белгородцев

Социологическая диагностика потребительских предпочтений белгородцев

В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого явилась оценка потребительских предпочтений белгородцев. Определена степень влияния тех или иных факторов, оказывающих наибольшее воздействие на потребителей.

Аннотация статьи
уровень жизни
социологическое исследование
потребительские предпочтения
Ключевые слова

Потребительские предпочтения демонстрируют изменения вкусов и доходов потребителей, их готовность приобретать те или иные товары и услуги. Ключевыми характеристиками, содержащимися в исследованиях на тему потребительские предпочтения принято считать полезность, ценность и цену. Под полезностью принято понимать удовлетворение конечного потребителя от использования конкретного товара или услуги

В мае 2014 года МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий» было проведено социологическое исследование с целью оценки потребительских предпочтений белгородцев.

Диагностика предпочтений жителей г. Белгорода относительно места совершения покупок продуктов питания показывает, что в основном респонденты выбирают магазины шаговой доступности (42,53%). В гастрономах, универмагах совершают покупки 23,37% опрошенных горожан. Приблизительно столько же и в крупных торговых центрах - 23,47% (рисунок 1).

Быстрое строительство и развитие сети крупных торговых центров завоевало симпатии горожан. В настоящее время покупать в крупных торговых центрах – это не признак роскоши или большого достатка, а, в первую очередь, удобство расположения и сосредоточения всего самого необходимого в одном месте. Это позволяет значительно экономить время белгородцев.

Рис. 1. Предпочтения белгородцев в выборе места совершения покупок продуктов питания

Привычка постсоветского периода совершать покупки на рынках в настоящее время уже теряет свои позиции. Только 7,89% горожан совершают покупки в данных местах торговли. Безусловно, в числе факторов уменьшения числа потребителей рыночных товаров – сравнительно невысокое качество обслуживания. Кроме того, следует обратить внимание на то, что только 0,42% респондентов заказывают товары через службу доставки. Сложившаяся ситуация может являться следствием недостаточного развития данной услуги, и, возможно, недоверием или в большей степени опасностью быть обманутым со стороны организаций, оказывающих услуги в данной сфере деятельности.

Рассматривая вопрос о предпочтениях белгородцев в выборе места совершения покупок в разрезе социально-профессиональных групп респондентов, можно отметить, что в крупных торговых центрах чаще других покупают продукты государственные и муниципальные служащие (53,85%), работники финансово-кредитных организаций (52,17%), предприниматели (45,00%). Реже остальных – пенсионеры (4,39%). Для безработных граждан и пенсионеров наиболее приемлема покупка товаров в магазинах шаговой доступности – 80,00% и 60,53% соответственно. На рынках города предпочитают покупать продукты рабочие сферы обслуживания (17,86%) и работники промышленных предприятий (16,67%). Гастрономы и универмаги посещают в большей степени представители бюджетной сферы: работники ЖКХ (50,00%), здравоохранения (44,44%), образования (43,75%). Услугами служб доставки пользуются только домохозяйки и студенты – таблица 1.

Таблица 1

Предпочтения горожан в выборе места совершения покупок в зависимости от рода занятия респондентов 

 

В магазинах шаговой доступности

В гастрономах, универмагах

В крупных торговых центрах

На рынках города

Заказывают через службу доставки

Работник промышленного предприятия

20.83%

25.00%

37.50%

16.67%

-

Работник строительного предприятия

46.43%

28.57%

21.43%

3.57%

-

Работник финансово-кредитной организации

26.09%

8.70%

52.17%

13.04%

-

Работник образования

18.75%

43.75%

31.25%

6.25%

-

Работник здравоохранения

11.11%

44.44%

33.33%

11.11%

-

Работник сферы ЖКХ

33.33%

50.00%

16.67%

 

-

Работник сферы обслуживания

46.43%

17.86%

17.86%

17.86%

-

Работник сферы торговли

42.31%

11.54%

30.77%

15.38%

-

Предприниматель

25.00%

20.00%

45.00%

10.00%

-

Работник транспорта

30.00%

40.00%

20.00%

10.00%

-

Служащий органов власти

 

30.77%

53.85%

15.38%

-

Домохозяйка

27.27%

25.00%

40.91%

4.55%

2.27%

Безработный

80.00%

15.00%

5.00%

 

-

Студент ссуза, вуза

50.68%

16.44%

31.51%

 

1.37%

Пенсионер

60.53%

25.44%

4.39%

9.65%

-

Всего

43.53%

23.92%

24.03%

8.08%

0.43%

Исследование позволило диагностировать привязанность респондентов к одному месту совершения покупок. Так, 60,31% опрошенных всегда или практически всегда покупают продукты в одном и том же месте (это может быть обусловлено привычкой), а 23,16% в том магазине, который в данный момент ближе к ним (таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов белгородцев на вопрос: «Вы всегда покупаете продукты в одном и том же магазине?»

 

Количество

абс.

%

Да, всегда

82

8.63%

Практически всегда

491

51.68%

Нет, но обязательно в магазине крупной сети

70

7.37%

Нет, но обязательно в небольших частных магазинах (несетевые)

8

0.84%

Нет, в том магазине, который в данный момент ближе

220

23.16%

Затруднились ответить

79

8.32%

Всего

950

100.00%

Определяющим фактором при выборе респондентами магазина/ТЦ, в первую очередь, является личный опыт покупки – 47,58%. Помимо этого для белгородцев важен уровень цен (38,00%), качество продукции (35,26%), широта ассортимента (24,21%) – таблица 3.

Таблица 3

Факторы, влияющие на выбор белгородцами магазина/ТЦ

Личный опыт покупки в магазине/ТЦ

47.58%

Уровень цен

38.00%

Качество продукции

35.26%

Широта ассортимента

24.21%

Честность по отношению к покупателю

9.89%

Известность магазина/ТЦ

9.47%

Система скидок

7.58%

Вежливость и внимательность персонала

6.53%

Транспортная доступность

5.37%

Шаговая доступность (свой вариант ответа)

5.26%

Наличие парковочных мест

4.21%

Затрудняюсь ответить

4.21%

Рекомендации знакомых, друзей, родственников

4.00%

График работы

2.74%

Престижность магазина/ТЦ

2.53%

Оформление, внешний вид магазина

1.68%

Возможность заезжать с коляской (свой вариант ответа)

0.63%

Никакие (свой вариант ответа)

0.42%

Срок существования (свой вариант ответа)

0.21%

Всего

100.00%

Анализ частоты посещения горожанами магазинов/ТЦ с целью покупки продуктов определил, что они в основном делают покупки два и более раз в неделю, о чем свидетельствует данные на рисунке 2 (86,95% респондентов покупают продукты питания не менее двух раз в неделю).

Рис. 2. Частота посещения белгородцами магазина/ТЦ продуктов

Основными посетителями магазинов продуктов питания являются женщины (≈ 55%). Молодые участники опроса (18-29 лет) посещают магазины чаще 3-х раз в неделю. Доля таких горожан равна 36,90%.

Таким образом, на основании проведенного анализа потребительских предпочтений белгородцев можно сделать некоторые выводы:

  • при покупке продуктов питания белгородцы отдают предпочтение, прежде всего, магазинам шаговой доступности, расположенным непосредственно рядом с местом проживания или тому магазину, который в данный момент ближе (фактор удобства и фактор привычки);
  • белгородцам присуща определенная доля консервативности в выборе магазина/ТЦ, выражающаяся в том, что горожане не склонны менять выбранный ими ранее магазин для покупки продуктов на какой-либо другой. Напомним, относящихся к этой категории опрошенных белгородцев - подавляющее большинство;
  • главным фактором, обуславливающим выбор белгородцами того или иного магазина/ТЦ является личный опыт покупки. Кроме того, важную роль для белгородцев играют факторы качества продукции и широты ассортимента;
  • подавляющее количество горожан посещает магазины не менее двух раз в неделю.
Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа