Потребительские предпочтения демонстрируют изменения вкусов и доходов потребителей, их готовность приобретать те или иные товары и услуги. Ключевыми характеристиками, содержащимися в исследованиях на тему потребительские предпочтения принято считать полезность, ценность и цену. Под полезностью принято понимать удовлетворение конечного потребителя от использования конкретного товара или услуги
В мае 2014 года МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий» было проведено социологическое исследование с целью оценки потребительских предпочтений белгородцев.
Диагностика предпочтений жителей г. Белгорода относительно места совершения покупок продуктов питания показывает, что в основном респонденты выбирают магазины шаговой доступности (42,53%). В гастрономах, универмагах совершают покупки 23,37% опрошенных горожан. Приблизительно столько же и в крупных торговых центрах - 23,47% (рисунок 1).
Быстрое строительство и развитие сети крупных торговых центров завоевало симпатии горожан. В настоящее время покупать в крупных торговых центрах – это не признак роскоши или большого достатка, а, в первую очередь, удобство расположения и сосредоточения всего самого необходимого в одном месте. Это позволяет значительно экономить время белгородцев.
Рис. 1. Предпочтения белгородцев в выборе места совершения покупок продуктов питания
Привычка постсоветского периода совершать покупки на рынках в настоящее время уже теряет свои позиции. Только 7,89% горожан совершают покупки в данных местах торговли. Безусловно, в числе факторов уменьшения числа потребителей рыночных товаров – сравнительно невысокое качество обслуживания. Кроме того, следует обратить внимание на то, что только 0,42% респондентов заказывают товары через службу доставки. Сложившаяся ситуация может являться следствием недостаточного развития данной услуги, и, возможно, недоверием или в большей степени опасностью быть обманутым со стороны организаций, оказывающих услуги в данной сфере деятельности.
Рассматривая вопрос о предпочтениях белгородцев в выборе места совершения покупок в разрезе социально-профессиональных групп респондентов, можно отметить, что в крупных торговых центрах чаще других покупают продукты государственные и муниципальные служащие (53,85%), работники финансово-кредитных организаций (52,17%), предприниматели (45,00%). Реже остальных – пенсионеры (4,39%). Для безработных граждан и пенсионеров наиболее приемлема покупка товаров в магазинах шаговой доступности – 80,00% и 60,53% соответственно. На рынках города предпочитают покупать продукты рабочие сферы обслуживания (17,86%) и работники промышленных предприятий (16,67%). Гастрономы и универмаги посещают в большей степени представители бюджетной сферы: работники ЖКХ (50,00%), здравоохранения (44,44%), образования (43,75%). Услугами служб доставки пользуются только домохозяйки и студенты – таблица 1.
Таблица 1
Предпочтения горожан в выборе места совершения покупок в зависимости от рода занятия респондентов
В магазинах шаговой доступности |
В гастрономах, универмагах |
В крупных торговых центрах |
На рынках города |
Заказывают через службу доставки | |
---|---|---|---|---|---|
Работник промышленного предприятия |
20.83% |
25.00% |
37.50% |
16.67% |
- |
Работник строительного предприятия |
46.43% |
28.57% |
21.43% |
3.57% |
- |
Работник финансово-кредитной организации |
26.09% |
8.70% |
52.17% |
13.04% |
- |
Работник образования |
18.75% |
43.75% |
31.25% |
6.25% |
- |
Работник здравоохранения |
11.11% |
44.44% |
33.33% |
11.11% |
- |
Работник сферы ЖКХ |
33.33% |
50.00% |
16.67% |
|
- |
Работник сферы обслуживания |
46.43% |
17.86% |
17.86% |
17.86% |
- |
Работник сферы торговли |
42.31% |
11.54% |
30.77% |
15.38% |
- |
Предприниматель |
25.00% |
20.00% |
45.00% |
10.00% |
- |
Работник транспорта |
30.00% |
40.00% |
20.00% |
10.00% |
- |
Служащий органов власти |
|
30.77% |
53.85% |
15.38% |
- |
Домохозяйка |
27.27% |
25.00% |
40.91% |
4.55% |
2.27% |
Безработный |
80.00% |
15.00% |
5.00% |
|
- |
Студент ссуза, вуза |
50.68% |
16.44% |
31.51% |
|
1.37% |
Пенсионер |
60.53% |
25.44% |
4.39% |
9.65% |
- |
Всего |
43.53% |
23.92% |
24.03% |
8.08% |
0.43% |
Исследование позволило диагностировать привязанность респондентов к одному месту совершения покупок. Так, 60,31% опрошенных всегда или практически всегда покупают продукты в одном и том же месте (это может быть обусловлено привычкой), а 23,16% в том магазине, который в данный момент ближе к ним (таблица 2).
Таблица 2
Распределение ответов белгородцев на вопрос: «Вы всегда покупаете продукты в одном и том же магазине?»
Количество | ||
абс. |
% | |
Да, всегда |
82 |
8.63% |
Практически всегда |
491 |
51.68% |
Нет, но обязательно в магазине крупной сети |
70 |
7.37% |
Нет, но обязательно в небольших частных магазинах (несетевые) |
8 |
0.84% |
Нет, в том магазине, который в данный момент ближе |
220 |
23.16% |
Затруднились ответить |
79 |
8.32% |
Всего |
950 |
100.00% |
Определяющим фактором при выборе респондентами магазина/ТЦ, в первую очередь, является личный опыт покупки – 47,58%. Помимо этого для белгородцев важен уровень цен (38,00%), качество продукции (35,26%), широта ассортимента (24,21%) – таблица 3.
Таблица 3
Факторы, влияющие на выбор белгородцами магазина/ТЦ
Личный опыт покупки в магазине/ТЦ |
47.58% |
---|---|
Уровень цен |
38.00% |
Качество продукции |
35.26% |
Широта ассортимента |
24.21% |
Честность по отношению к покупателю |
9.89% |
Известность магазина/ТЦ |
9.47% |
Система скидок |
7.58% |
Вежливость и внимательность персонала |
6.53% |
Транспортная доступность |
5.37% |
Шаговая доступность (свой вариант ответа) |
5.26% |
Наличие парковочных мест |
4.21% |
Затрудняюсь ответить |
4.21% |
Рекомендации знакомых, друзей, родственников |
4.00% |
График работы |
2.74% |
Престижность магазина/ТЦ |
2.53% |
Оформление, внешний вид магазина |
1.68% |
Возможность заезжать с коляской (свой вариант ответа) |
0.63% |
Никакие (свой вариант ответа) |
0.42% |
Срок существования (свой вариант ответа) |
0.21% |
Всего |
100.00% |
Анализ частоты посещения горожанами магазинов/ТЦ с целью покупки продуктов определил, что они в основном делают покупки два и более раз в неделю, о чем свидетельствует данные на рисунке 2 (86,95% респондентов покупают продукты питания не менее двух раз в неделю).
Рис. 2. Частота посещения белгородцами магазина/ТЦ продуктов
Основными посетителями магазинов продуктов питания являются женщины (≈ 55%). Молодые участники опроса (18-29 лет) посещают магазины чаще 3-х раз в неделю. Доля таких горожан равна 36,90%.
Таким образом, на основании проведенного анализа потребительских предпочтений белгородцев можно сделать некоторые выводы:
- при покупке продуктов питания белгородцы отдают предпочтение, прежде всего, магазинам шаговой доступности, расположенным непосредственно рядом с местом проживания или тому магазину, который в данный момент ближе (фактор удобства и фактор привычки);
- белгородцам присуща определенная доля консервативности в выборе магазина/ТЦ, выражающаяся в том, что горожане не склонны менять выбранный ими ранее магазин для покупки продуктов на какой-либо другой. Напомним, относящихся к этой категории опрошенных белгородцев - подавляющее большинство;
- главным фактором, обуславливающим выбор белгородцами того или иного магазина/ТЦ является личный опыт покупки. Кроме того, важную роль для белгородцев играют факторы качества продукции и широты ассортимента;
- подавляющее количество горожан посещает магазины не менее двух раз в неделю.