Отражение образа Темурмалика в узбекской литературе (Миркарим Осим и его рассказ «Темурмалик»)

Отражение образа Темурмалика в узбекской литературе (Миркарим Осим и его рассказ «Темурмалик»)

Статья посвящена анализу образа героя таджикского народа Темурмалика, воевавшего в ХIII веке против монгольских захватчиков, в одноименном рассказе узбекского писателя Миркарима Осима. Отмечается, что в узбекской прозе Миркарим Осим был первым, кто попытался изобразить художественный образ Темурмалика. Рассматриваются особенности писательского мастерства Миркарима в создании образа Темурмалика.

Аннотация статьи
образ
Тимурмалик
Миркарим Осим
узбекская литература
рассказ
Ключевые слова

Обращение художников слова к историческим событиям и ярким личностям прошлого в тесной взаимосвязи с исследованием социально-политических событий и духовной жизни народа того периода, обусловлено их стремлением к пониманию своих корней, своего исторического прошлого. К таким историческим личностям, героические свершения которого стали примером доблести и самоотверженной борьбы, относится и Темурмалик, возглавивший народное сопротивление против монгольских захватчиков.

В узбекской литературе героическая борьба Темурмалика на пути к освобождению от иноземного ига еще в 60-ые годы ХХ века привлекли внимание поэтов и писателей. Однако узбекские читатели впервые познакомились с именем этого легендарного полководца посредством поэмы-рапсодии выдающегося узбекского композитора Мухтора Ашрафи (1960) – «Темурмалик», по которой в 1970 году на сцене Театра имени Алишера Навои города Ташкента [4, c. 342] был поставлен балет с одноименным названием. Затем в 1974 году на подмостках этого театра была поставлена новая версия этой постановки «Любовь и меч».

В последующем художественное осмысление образа народного героя – Темурмалика было осуществлено узбекским прозаиком-историографом Миркаримом Осимом (1907-1984), известного среди читателей своим рассказами и повестями на исторические темы. Перу этого знатока истории принадлежат большое количество эпических сочинений о выдающихся исторических личностях, жизненный путь и героизм которых на века запечатлены в исторической летописи таджикского и узбекского народов. К таким произведениям относится историческая повесть «Астрабод», посвященная жизненному пути и творчеству великого узбекского поэта Алишера Наваи и «Рассказы Ибн Сина», а также рассказы и повести «Томирис», «Александр и Спитамен», «Темурмалик», «Махмуд Тороби», «Утрор», в которых находит отображение страницы жизни и история борьбы великих полководцев и народных героев ради свободы и освобождения народа от порабощения.

Среди произведений на историческую тему особое место занимает его рассказ «Темурмалик» [3], в котором в повествовательной форме рассказывается история борьбы таджикского народа под предводительством Темурмалика с монгольскими завоевателями. Сюжет рассказа в полной мере воссоздает ход героических событий, нашедших отражение в исторических летописях, в частности в «Истории Джахонкушой». Основываясь на исторические факты, писатель посредством авторского повествования рассказывает о самоотверженных подвигах Темурмалика. Рассказ начинается с описания крепости, воздвигнутой посередине реки Сир, там где река делится на два русла, а затем снова соединяется: «В то время, когда на жителей Худжанда обрушились тяготы и невзгоды, эта старая крепость стала их убежищем» [3, c. 23] – рассказывает автор-повествователь. Затем волна воспоминаний уносит его во времена , когда Чингиз-хан после завоевания города Утрор, оставив его своим сыновьям , отправляет войска для захвата города Худжанд, а сам по степям Кизилкума направляется на Бухару, дабы поработить ее. Тем временем в Худжанде молодой предводитель Темурмалик, организовав хашар, укрепляет крепость посереди реки, чтобы защитить свой город от набегов монголов. В рассказе писателя первые столкновения с монгольскими захватчиками описываются успешными для ратников Темурмалика, однако длительные войны, затянувшиеся на пять-шесть месяцев, заставляют Темумалика и его соратников выйти из крепости и продолжить борьбу за его стенами. И здесь писатель в красочной художественной форме описывает небывалую доблесть и мужество Темурмалика, которому удалось в неравной борьбе с монголами оказаться победителем и даже ранить глаз одного из них. Далее, в рассказе описывается как Темурмалик направляется в Иран, чтобы присоединится к Султану Джалол ад дину и продолжить свою борьбу с иноземцами.

Анализ языковых и стилистических особенностей рассказа «Темурмалик» Миркарима Осима показывает, что избрание поэтом повествовательной формы является не случайным. Такая форма повествования более реалистична и придает произведению документальность и правдоподобность. Более того язык исторических рассказов писателя, в том числе о Темурмалике, достаточно прост и незатейлив и доступен для простого читателя, в чем, на наш взгляд, заключается и художественный замысел прозаика.

Мастерское использование писателем художественно-выразительных средств можно увидеть в сцене, где яркими красками описывается приезд Темурмалика после десятилетних скитаний на чужбине в свой город под видом дервиша Двери родного дома ему открывает 14-15 летний юноша, в котором он узнает своего сына, однако тот его не признает и лишь слова старого слуги по имени Одина, узнавшего в дервише своего хозяина, убеждают его в обратном. Выведав о возвращении легендарного Темурмалика, главарь монголов Улокнуян, которого в свое время Темурмалик лишил одного глаза, прилагает все усилия для его поимки и, наконец, это ему удается. В этой сцене писатель также стремиться показать в образе Темурмалика непоколебимого воина, который смело смотрит в лицо смерти.

Изучение историко-литературных источников, принадлежащих перу таких известных историографов как Джувайни и Рашид ад дина Фазлуллох, показывает, что автор в ходе описания реалий той эпохи, используют исторические факты, нашедшие подтверждение в историографии, что, несомненно, способствует усилению реалистической направленности и исторической достоверности его рассказа. Таковыми являются сведения об ожесточенном сопротивлении войскам Чингисхана, кровопролитной осады монголами осажденного острова, военных вылазок ратников Темурмалика, которые писатель смог в художественной форме преподнести читателю и на примере Темурмалика показать героические свершения наших предков, благодаря которым наши народы смогли сохранить свой национальный суверенитет.

Таким образом, исследование особенностей отражения образа Темурмалика и его героических поступков в родственных таджикских и узбекских литературах показывает, что образ этого народного героя и его самоотверженная борьба в узбекской литературе, как и в таджикской культуре , олицетворяется как неотъемлемая часть истории борьбы народов Средней Азии с монгольскими завоевателями. В узбекской культуре образ этого самоотверженного борца за свободу от порабощения монгольскими захватчиками вначале нашел отражение в драматических произведениях, в частности в музыкальных сочинениях узбекского композитора и основателя узбекской оперы Мухтора Ашрафи – «Темурмалик» (1970), а затем вошел в узбекскую художественную литературу.

В узбекской литературе Миркарим Осим первым из художников слова, обратился к художественному воплощению образа Темурмалика. Воссоздав в оригинальной художественной форме, этот героический период истории народов Средней Азии, писатель стремился обратить внимание читателей на судьбоносные события жизни таджикского народа, а также немыслимые подвиги наших предков, которые они совершали во благо своего народа и страны, и тем самым воспитать в них чувство высокого патриотизма и беззаветного служения Родине.

Текст статьи
  1. Айни, Садриддин. Герой таджикского народа Темурмалик. Восстание Муканны: историко-литературный очерк / С. Айни. – Душанбе: Маориф, 1978. 167 с.
  2. Гафуров, Б. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая и новый период / Б. Гафуров. – Душанбе: Дониш, 2008. 870 с.
  3. Осим Миркарим. Миркарим Осим. Темур Малик (в узбекском языке). http://www.e-adabiyot.uz/kitoblar/nasr/215-temur-malik.html (дата обращения: 09.10.2015).
  4. Узбекистан миллий энциклопедияси (биринчи жилд). Тошкент: Давлат илмий нашриёти, 2006. 571 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня