В настоящее время местное самоуправление является одним из важнейших институтов самоорганизации территориальных сообществ. Обстановка в сфере взаимодействия людей на отдельно взятых территориях подтверждает тот факт, что население проживающее на территории муниципальных образований, которые базируются на общих целях и задачах, способно более эффективно решать вопросы местного значения, затрагивающие основные аспекты жизнедеятельности граждан.
Самоорганизация – понятие, характеризующее способность сложных систем выходить на новый уровень развития, и в частности, все в большей степени проявлять такие свойства как способность противостоять энтропийным процессам и развивать антиэнтропийные тенденции, адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру [1, с. 408].
Политика государства, направленная на развитие местного самоуправления, решает задачи оптимизации управленческих процессов в территориальных сообществах, в том числе – за счет снижения издержек на осуществление государственных функций.
Для осуществления местного самоуправления необходимо наличие существенных материальных и финансовых ресурсов, а также регламентированное правовыми нормами разграничение полномочий между институтами государственной власти и институтами местного самоуправления. В условиях современного общества порядок как полный контроль государства над процессами, происходящими в обществе, требует изменений. Местное самоуправление представляет собой один из элементов локальной самоорганизации людей, вместе с тем, это способ позволяющий включить интересы локальной территории в процесс развития общества. Концепция социальной самоорганизации в настоящее время признается одним из перспективных направлений, однако в настоящее время она еще не является завершенной. Идея местного самоуправления заключается в предоставлении населению самому решать вопросы местного значения. Но основная сложность развития местного самоуправления состоит в неприятии идеи самоуправления со стороны населения.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан [2].
В соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении, территориальное общественное самоуправление интерпретируется как форма самоорганизации граждан по месту их жительства, на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [3].
Муниципальная система трансформируется из муниципального образования и образуется состояниями социального взаимодействия между органами власти и локальными сообществами. Такая система включает в себя две базовые подсистемы: административную (органы местного самоуправления) и общественную (соседские сообщества), которые функционируют в рамках пространственного окружения и временной протяженности, и определяет роль и место каждого в социально-экономическом развитии территории [4, с.184].
Вместе с тем, очевидно, что даже при наличии высокого уровня заинтересованности в решении местных проблем население в настоящее время не способно эффективно решать, самостоятельно локальные задачи.
Стоит отметить, что в настоящее время деятельность локального сообщества зависит от его способности к самостоятельному функционированию как отдельно взятой социальной системы и в то же время одним из элементов муниципальной структуры, представляющее собой набором определенным типом характеристик поведения и направлениями развития.
Необходимо подчеркнуть, что в российском законодательстве нет четкого определения той категории населения, которая участвует в осуществлении местного самоуправления. В настоящее время сущность самоуправления формулируется как особый вид управления, где управляемый объект и управляющий субъект соединены в одной ассоциации, или в одном коллективе [5, с. 223].
В настоящее время факторов, препятствующих полноценному функционированию территориального общественного самоуправления, пока еще достаточно много. Наиболее существенными из них являются: низкий уровень гражданской активности населения.
Для проявления социальной активности немаловажным элементом является свобода действий, выбора, решения. Главной целью местного самоуправления является то, что оно делает его участников более свободными в принятии решении по вопросам своей территории. Граждане имеют право сами решать участвовать или нет в местном самоуправлении, выбирать в соответствии со своими личными ориентирами тот или иной вид деятельности и участие в соответствующих общественных объединениях.
Положительный эффект самоорганизации будет достигнут только в случае, когда соответствующим образом человек, который реализует свои убеждения, являются совместимыми именно с теми средствами, которые предлагает ему общество. С помощью этих средств он реализует свое виденье и одновременно оказывает влияние на действия других участников общезначимых процессов. Вследствие этого достигается положительный баланс функционирования социума. В этом случае социально зрелый индивид с соответствующим набором знаний, получающий в свое распоряжение предлагаемые ему обществом средства в виде морали, права, культуры и пр., приобретает именно то, в чем он нуждается.
В совершенном виде для реализации всех задач требуется двусторонне взаимодействие, как со стороны власти, так и общественных структур представляющих локальную территорию. Только в этом случае социальная деятельность локальных сообществ становится функционирующим инструментом, включенным в социально-политическое развитие муниципальной системы.