Социологическая оценка краудсорсинговых практик населения региона

В статье проводится анализ результатов социологического исследования по проблеме краудсорсинга в Белгородской области. Анализируется мнение граждан об уровне вовлеченности населения в процессы управления в регионе, оценивается информированность респондентов о технологии краудсорсинга, а также опыт участия граждан в различных общественных инициативах, включая региональный проект «Народная экспертиза».

Аннотация статьи
краудсорсинг
гражданская активность
народная экспертиза
гражданское участие
Ключевые слова

Краудсорсинг – весьма популярный в настоящее время тренд развития социально ориентированных технологий, по своей сути он подразумевает вовлечение множества людей в решение задач на основе их добровольного и, чаще всего, безвозмездного участия.

Разработка концепции и ее практическая реализация стали возможными вследствие широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни и в практику управления. Главная идея краудсорсинга заключается в том, чтобы необходимую работу исполняли не профессионалы, а любители. То есть целью краудсорсинговых технологий является использование интеллектуального и инновационного потенциала большего количества людей для решения социально значимых задач.

В начале XXI века краудсорсинг стал активно внедряться в практику управления в виде четырех технологий: крауд-финансирование, крауд-создание, крауд-голосование, крауд-виздом [3, с. 45].

Коммерческие компании уже давно осознали, что краудсорсинг - отличный инструмент бизнеса по взаимодействию с новой практически неограниченной группой исполнителей. Он дает целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным наймом персонала для реализации проектов. Во-первых – масштаб: доступ к колоссальной аудитории, позволяющей быстро создавать глобальный продукт. Во-вторых, возможность разделить свои риски с исполнителями задачи. В большинстве случаев исполнитель если и получает оплату за свой труд, то уже из прибыли, которую он принес бизнесу. В-третьих, возможность извлечь дополнительную прибыль за счет регионального перепада уровня жизни, использования дешевой удаленной рабочей силы [2].

Список примеров коммерческого и некоммерческого использования технологии краудсорсинга в мире можно продолжать долго, и представляется очевидным, что впервые появилась возможность создавать огромные общественные структуры на базе горизонтальных, а не вертикальных связей, без жесткой иерархии и сопутствующих ей недостатков. Технология краудсорсинга является новым механизмом социальной кооперации, виртуальной солидарности, которая имеет вполне конкретные «выходы» в офф-лайн. Это новая площадка для формирования самых различных коалиций и партнерств, объединенных какой-либо идеей или практикой. Наконец, это серьезный шаг к новому диалогу между гражданами и государством, дающий не просто обратную связь на события, но позволяющий огромным массам включаться в настройку самих «правил игры».

Краудсорсинг дополняет концепцию электронного правительства, которая предполагает повышение социальной активности общества по всем направлениям деятельности власти за счет использования современных интернет-технологий: в сфере законотворчества – обсуждение законопроектов, в сфере исполнительной власти – повышение активности социальных институтов по решению социально-экономических вопросов, в сфере судебной власти – активизация народного контроля. Акцент смещается на социальный капитал в разработке государственных электронных сервисов, повышение их доступности и интеграции [1].

В ряде российских регионов, в том числе и в Белгородской области, реализуются проекты внедрения краудсорсинговых технологий, направленных на решение комплекса задач: привлечение инвестиций в региональную экономику; разработка социально-экономических стратегий развития региона; поддержка и развитие малого бизнеса в регионе; создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Желание граждан участвовать в региональном управлении должно быть поддержано региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку проявляется в реальной жизни. Между тем, значение краудсорсинга в региональном управлении определяется несколькими факторами:

  1. Краудсорсинг по своей сути носит социальный характер. Несмотря на то, что краудсорсинг может проводиться по любым темам и проектам, он в первую очередь оценивает социальные факторы и последствия принимаемых решений, а также использует социальные механизмы участия граждан в общественном управлении.
  2. Краудсорсинг является инструментом лоббирования интересов отдельных общественных групп. Сегодня в России лобби общественных интересов чрезвычайно неразвиты. Различные организации на себя функции по агрегированию и выражению интересов отдельных социальных групп.
  3. Краудсорсинговые технологии служат средством формирования гражданской активности. В результате, краудсорсинг – это технология институциализации форм работы третьего сектора по формированию и учёту общественного мнения в управленческой практике.

Для того чтобы граждане могли включаться в практику краудсорсинга, они должны владеть необходимой информацией. Информирование является задачей «заказчика», прежде всего, государственных и муниципальных структур. Органы власти и управления при использовании краудсорсинга привлекают необходимую им аудиторию – потребителей государственных услуг (население, бизнес партнеров и др.) к решению приоритетных проблем социально-экономического развития. При этом реализация общественно значимых задач силами добровольцев координируется с помощью информационных технологий. Заинтересованное сообщество посредством интернета «получит задание» (например, решение экологической проблемы, проблемы безработицы среди молодежи), на осуществление которого потратит свое свободное время, практически работая бесплатно [3, c. 50].

Для оценки уровня информированности населения Белгородской области о технологии краудсорсинга в 2014 году коллективом кафедры социальных технологий НИУ «БелГУ» было проведено соответствующее социологическое исследование.

Анализ его результатов показывает, что только по мнению трети опрошенных (33.03%) в Белгородской области в настоящее время созданы благоприятные условия для участия граждан в управлении. 41.84% респондентов дали отрицательный ответ, 25.13% затруднились с ответом (рисунок 1).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, созданы ли в настоящее время в Белгородской области благоприятные условия для участия граждан в управлении?»

С точки зрения опрошенных, к числу основных обстоятельств, препятствующих участию граждан в управлении регионом, относится, прежде всего, пассивность граждан (этот вариант выбрали почти половина респондентов - 47.88%). Также участники исследования указали на незаинтересованность высшего руководства региона в широком обсуждении решений и их осуществлении (31.41%), недооценку чиновниками роли общественного мнения (29.65%), коррумпированность власти (22.94%).

Немногим более трети респондентов (35.40%) слышали о краудсорсинге, как о способе вовлечения граждан в процесс социального взаимодействия с органами управления и соучастия в процессе разработки и принятия решений, подавляющее большинство (64.60%) дали отрицательный ответ.

При этом более половины опрошенных (53.31%) проявляли когда-либо гражданскую активность в интернете. Основными формами гражданского участия респондентов выступили: посещение сайтов партий, общественных (некоммерческих) организаций, политических лидеров (48.94%), участие в интернет-голосованиях по общественным вопросам (46.24%), высказывания по общественным и политическим проблемам в блогах, социальных сетях, на новостных сайтах (29.79%). В меньшей степени оказались востребованы респондентами такие формы гражданской активности, как пожертвования средств в благотворительные фонды, незнакомым нуждающимся людям (только каждый пятый опрошенный выбрал данный вариант), распространение информации об общественных и политических проблемах и событиях (каждый десятый респондент), размещение на централизованных сервисах информации о местных проблемах (всего 6.38%), участие в общественной экспертизе законопроектов (6.24%).

Таким образом, несмотря на то, что более половины опрошенных проявляют гражданскую активность в интернете, большая часть из них предпочитают такие формы участия, которые не требуют затрат времени и средств. В непосредственно краудсорсинговых проектах (общественная экспертиза, краудфандинг и др.) принимали участие лишь небольшая доля опрошенных.

Вместе с тем, относительное большинство респондентов (40.69%) остались удовлетворены результатами своего участия. Доля неудовлетворенных значительно меньше и составила 23.64%.

В рамках социологического исследования осуществлялась оценка краудсорсингового регионального проекта «Народная экспертиза». Данный проект был запущен правительством Белгородской области с целью вовлечения белгородцев в процесс генерирования и обсуждения идей, принятия управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях. Для достижения цели проекта были запущены две информационно-коммуникационные площадки: офлайн и онлайн.

Офлайн-площадка проекта используется при отсутствии доступа к Интернету. С этой целью в муниципальных образованиях (включая небольшие населённые пункты) установлены специализированные информационные ящики единого образца. Рядом с ящиком размещены бланки анкет, в которые граждане могут внести свои идеи и предложения. Идеи, предложенные участниками проекта на офлайн-площадках, размещаются модераторами на сайте «Народная экспертиза» для голосования, а информация содержащая обращения и пожелания людей учитывается, систематизируется и используется в качестве ориентиров для дальнейшей работы муниципальными и региональными властями. Формой функционирования офлайн-площадки являются также общественные форумы, которые проводятся с целью активного привлечения населения к принятию управленческих решений во всех муниципальных образованиях. На форумах население муниципального образования совместно с профессиональными экспертами обсуждает мероприятия по развитию муниципального района (городского округа).

Онлайн-площадка – это специально разработанный сайт narod-expert.ru, где каждый зарегистрированный пользователь может разместить для народного обсуждения идею, которая, по его мнению, должна способствовать улучшению качества жизни населения области либо достижению определённых качественных или количественных показателей в различных сферах деятельности (сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, бизнес и т.д.).

Идеи, получившие наибольшую поддержку, передаются на экспертизу и оценку народным и профессиональным экспертам. На основе итоговой оценки принимается решение о передаче идеи на рассмотрение в отраслевые экспертные комиссии при департаментах области или муниципальные экспертные комиссии, которые решают вопрос о внедрении проекта.

Анализ результатов проведенного исследования показывает, что с проектом «Народная экспертиза» знакомы 50.90% опрошенных, вместе с тем 45.49% дали отрицательный ответ (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знакомы ли Вы с проектом «Народная экспертиза»?»

При этом лишь небольшая доля опрошенных (всего 14.71%) принимали участие в данном проекте, абсолютное большинство участников исследования (83.86%) дали отрицательный ответ на данный вопрос. Основными формами участия граждан в «Народной экспертизе» выступили: посещение интернет-сайта проекта (38.71%), участие в конференции «Народная экспертиза» (22.58%), обращение в администрацию города (района) по решению какой-либо проблемы (20.65%). Менее используемыми респондентами практиками являются комментарии в блогах на сайте www.narod-expert.ru (14.84%), участие в обсуждениях (13.55%), подача заявок на сайте (11.61%), а также предложения решения проблем (6.45%).

Почти треть респондентов, заявивших о своем участии в проекте «Народная экспертиза» (31.84%), обращались в течение последнего года с заявлениями или жалобами, используя сайт. Большая часть обращений была связана с работой организаций ЖКХ (43.33%), а также благоустройством территории (30.00%). Каждый пятый обращался с жалобой на медицинское обслуживание (21.67%), каждый десятый – на оформление социальных льгот (10.00%).

По результатам обращений с заявлениями или жалобами только 9.84% опрошенных заявили, что их проблема была полностью решена. Более половины обращавшихся (50.82%) заявили о частичном решении проблемы. Вместе с тем, высока доля граждан, по мнению которых, проблема, указанная в обращении, не была решена.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что население региона недостаточно активно участвует в гражданских инициативах, краудсорсинговых проектах. Почти половина опрошенных указали на пассивность граждан как основную причину, препятствующих участию в управлении регионом. Кроме того, как показал анализ, проявляя гражданскую активность в интернете, респонденты используют такие формы участия, которые не требуют значительных затрат сил, интеллекта, времени и средств. Вместе с тем, очевидно, что в регионе существует и определенный краудсорсинговый потенциал, поскольку более половины опрошенных так или иначе проявляли какую-либо гражданскую активность в интернете. К тому же более половины респондентов (прежде всего, молодежь) зарегистрированы в социальных сетях. Таким образом, можно говорить о высокой вероятности вовлечения этой группы населения в краудсорисинговые проекты через интернет-технологии.

Текст статьи
  1. Григорьев П. Электронное правительство 2.0. [Электронный ресурс] / П. Григорьев. - Режим доступа: http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_delopr intesting/detail.php?ID= 79723&SECTION_ID=595.
  2. Пономарев С.В. Краудсорсинг – технология создания виртуальных сообществ [Текст] / С.В. Пономарев // Вестник Пермского государственного университета. Серия «Политология». – 2011. – № 3 (15). – С. 107-121.
  3. Технология краудсорсинга в региональном управлении [Текст] : монография / Под ред. Бабинцева В.П. - Белгород : КОНСТАНТА, 2014. – 236 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября