Интенсивное развитие информационной среды, приводит к тому, что человек пересматривает свое отношение к труду, а, следовательно, и к капиталу. Понятие капитал, зародившись в классических экономических учениях, постепенно перекочевало в другие отрасли знания и приобрело новые смыслы.
В рамках самого социологического поля наиболее влиятельным и популярным оказалось понятие «культурного капитала», введенного
П. Бурдье в своей работе «Набросок теории практического действия». По аналогии с «человеческим капиталом», под культурным капиталом понимались те преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности.
В настоящее время, различными учеными разработано множество классификаций капитала в рамках социологического поля, но они не являются общепринятыми. Хотя некоторых из них можно придерживаться. Например, следующая типология [3]:
- Культурный капитал - 1) усвоенный: язык, культурные способности, знания и умения; 2) объективированный: обладание предметами культуры, картинами, аудио- и видеозаписями и т.д.; 3) сертифицированный: легитимность суждений вкуса, подтвержденная различными дипломами и научными (экспертными) званиями;
- Социальный капитал – существует в форме межличностных отношений: принадлежность к определенным неформальным сообществам, к кругу друзей, это совокупность всех неформальных связей, которые могут быть мобилизованы для решения той или иной задачи; наконец,
- Символический капитал – это репутация, внешность, имя, знаки достоинства, высокого социального статуса и т.п.
Позднее сам П. Бурдье расширил число «социальных» видов капитала, введя в своем исследовании конфликтов среди французской профессуры после 1968 г. такие понятия, как «социальный и культурный капитал», «капитал академической власти», «капитал научного престижа», «капитал интеллектуального реноме», «капитал политической и экономической власти» и наконец, «символический капитал».
Понятие символического капитала у П. Бурдье первоначально обозначало примерно то же самое, что и «социальный капитал» Дж. Коулмена. Это тот кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности которого принято молчать. В главе «Символический капитал» своей книги «Практический смысл» П. Бурдье пишет: «В рамках экономики, по определению отказывающейся признавать «объективную» суть «экономических» практик, т. е. закон «голого интереса» и «эгоистического расчета»... такой отрицаемый капитал, признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (одной из основ такого признания может быть признательность – в смысле благодарности за благодеяния), – это и есть символический капитал, и в условиях, когда экономический капитал не является признанным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом образует единственно возможную форму накопления». Символический капитал – это «капитал чести и престижа, который производит институт клиентелы». И далее: «Зная, что символический капитал – это кредит, но только в самом широком значении слова, т. е. своего рода аванс, задаток, ссуда, которые одна лишь вера всей группы может предоставить давшему ей материально-символические гарантии, легко понять, что демонстрация символического капитала (всегда весьма дорогостоящая в экономическом плане) составляет, вероятно повсеместно, один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу» [1, с. 96-104].
Таким образом, символический капитал – это всякий капитал, который имеет символическую форму выражения. Эта форма – символ воспринимается другими агентами через определенную концепцию, предполагающую значимость капитала и его конкретную ценность в глазах интерпретирующего субъекта. По сути, символический капитал есть воплощение существующей в обществе системы отличий.
Символический капитал складывается из большого количества смыслов, несущих информацию, вкладываемую в него его обладателями и воспринимателями. Таковыми смыслами являются [2]: смыслы культурные (воспитываются в этносе, включают в себя совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [4, с. 218]) и цивилизационные (складываются в результате социальной организации общественной жизни и культуры и характеризуются всеобщей связью индивидов или базисных социальных оснований в целях производства общественного богатства, обеспечивающего её существование и прогрессивное развитие).
Цивилизационные включают в себя:
- Профессиональные (приобретённые в системе образования с целью получить профессию как род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования человека);
- Социальные (означающие классовую принадлежность к тем или иным социальным группам, функционирующим в обществе, а также принципы взаимоотношения между людьми);
- Политические (характеризующие приверженность к тем или иным политическим идеям и идеологиям, связанным с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами политики);
- Экономические (представляющие собой отношения, складывающиеся в системе производства, распределения, обмена и потребления) смыслы.
Культурные состоят из:
- Психологических (то есть особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления), психических состояний (мотивации, эмоций, чувств) и психических свойств (способностей, характера, темперамента) человека);
- Эстетических (складывающихся из представлений о красоте);
- Религиозных (включающих в себя религиозные духовные ценности, систему догматов, культовые и обрядовые действия, формы взаимоотношений между верующими);
- Аксиологических (состоящих из ценностей и их связей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности) смыслов.
А если в классических экономических учениях понятием «капитал» характеризуется имущество, имеющееся у его владельца, измеряемое в деньгах как эквиваленте капитала, приносящего прибыль в виде денег, то, рассмотренные нами слагаемые символического капитала неклассического информационного общества, при целенаправленном их применении могут приносить прибыль как денежную, так и символическую. То есть выгоду политического, социального, психологического, эстетического, религиозного и аксиологического характеров. Причём сегодня экономические процессы невозможны без политики и культуры, так как осуществляются в одном пространстве – информационном (символическом), всё более глобализируемом [2].
Таким образом, современное общество, в настоящее время, начало переосмысливать само понятие капитала и, в условиях информатизации и глобализации, стали прослеживаться существенные изменения в его понимании. Всё большее распространение и функционирование в сравнении с капиталом «экономическим» получает «символический» капитал.