Символичекий капитал: характеристика и компоненты

Символичекий капитал: характеристика и компоненты

В статье рассматривается понятие символического капитала, его зарождение и развитие. Определяется место символического капитала в классификации, и конкретизируются его смысловые компоненты.

Аннотация статьи
капитал
символ
смысл
символический капитал
П. Бурдье
Ключевые слова

Интенсивное развитие информационной среды, приводит к тому, что человек пересматривает свое отношение к труду, а, следовательно, и к капиталу. Понятие капитал, зародившись в классических экономических учениях, постепенно перекочевало в другие отрасли знания и приобрело новые смыслы.

В рамках самого социологического поля наиболее влиятельным и популярным оказалось понятие «культурного капитала», введенного
П. Бурдье в своей работе «Набросок теории практического действия». По аналогии с «человеческим капиталом», под культурным капиталом понимались те преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности.

В настоящее время, различными учеными разработано множество классификаций капитала в рамках социологического поля, но они не являются общепринятыми. Хотя некоторых из них можно придерживаться. Например, следующая типология [3]:

  1. Культурный капитал - 1) усвоенный: язык, культурные способности, знания и умения; 2) объективированный: обладание предметами культуры, картинами, аудио- и видеозаписями и т.д.; 3) сертифицированный: легитимность суждений вкуса, подтвержденная различными дипломами и научными (экспертными) званиями;
  2. Социальный капитал – существует в форме межличностных отношений: принадлежность к определенным неформальным сообществам, к кругу друзей, это совокупность всех неформальных связей, которые могут быть мобилизованы для решения той или иной задачи; наконец,
  3. Символический капитал – это репутация, внешность, имя, знаки достоинства, высокого социального статуса и т.п.

Позднее сам П. Бурдье расширил число «социальных» видов капитала, введя в своем исследовании конфликтов среди французской профессуры после 1968 г. такие понятия, как «социальный и культурный капитал», «капитал академической власти», «капитал научного престижа», «капитал интеллектуального реноме», «капитал политической и экономической власти» и наконец, «символический капитал».

Понятие символического капитала у П. Бурдье первоначально обозначало примерно то же самое, что и «социальный капитал» Дж. Коулмена. Это тот кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности которого принято молчать. В главе «Символический капитал» своей книги «Практический смысл» П. Бурдье пишет: «В рамках экономики, по определению отказывающейся признавать «объективную» суть «экономических» практик, т. е. закон «голого интереса» и «эгоистического расчета»... такой отрицаемый капи­тал, признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (одной из основ такого признания может быть признательность – в смысле благодарности за благодеяния), – это и есть символический капитал, и в ус­ловиях, когда экономический капитал не является признан­ным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом об­разует единственно возможную форму накопления». Символический капитал – это «капитал чести и престижа, который производит ин­ститут клиентелы». И далее: «Зная, что символический капитал – это кредит, но только в самом широком значении слова, т. е. своего рода аванс, задаток, ссуда, которые одна лишь вера всей груп­пы может предоставить давшему ей материально-символические гарантии, легко понять, что демонстрация сим­волического капитала (всегда весьма дорогостоящая в эко­номическом плане) составляет, вероятно повсеместно, один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу» [1, с. 96-104].

Таким образом, символический капитал – это всякий капитал, который имеет символическую форму выражения. Эта форма – символ воспринимается другими агентами через определенную концепцию, предполагающую значимость капитала и его конкретную ценность в глазах интерпретирующего субъекта. По сути, символический капитал есть воплощение существующей в обществе системы отличий.

Символический капитал складывается из большого количества смыслов, несущих информацию, вкладываемую в него его обладателями и воспринимателями. Таковыми смыслами являются [2]: смыслы культурные (воспитываются в этносе, включают в себя совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значе­ния [4, с. 218]) и цивилизационные (складываются в результате со­циальной организации общественной жизни и культуры и характе­ризуются всеобщей связью индивидов или базисных социальных осно­ваний в целях производства общественного богатства, обеспечиваю­щего её существование и прогрессивное развитие).

Цивилизационные включают в себя:

  1. Профессиональные (приобретённые в системе образования с целью получить профессию как род трудовой деятельности, требую­щий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования человека);
  2. Социальные (означающие классовую принадлежность к тем или иным социальным группам, функционирующим в обществе, а так­же принципы взаимоотношения между людьми);
  3. Политические (характеризующие приверженность к тем или иным политическим идеям и идеологиям, связанным с властными отношениями, с государственно-политической организацией общест­ва, политическими институтами, принципами, нормами политики);
  4. Экономические (представляющие собой отношения, склады­вающиеся в системе производства, распределения, обмена и потребления) смыслы.

Культурные состоят из:

  1. Психологических (то есть особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления), психических состояний (мотивации, эмоций, чувств) и психических свойств (способностей, характера, темперамента) человека);
  2. Эстетических (складывающихся из представлений о красоте);
  3. Религиозных (включающих в себя религиозные духовные ценности, систему догматов, культовые и обрядовые действия, формы взаимоотношений между верующими);
  4. Аксиологических (состоящих из ценностей и их связей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности) смыслов.

А если в классических экономических учениях понятием «капитал» характеризуется имущество, имеющееся у его владельца, измеряемое в деньгах как эквиваленте капитала, приносящего прибыль в виде денег, то, рассмотренные нами слагаемые символического капитала неклассического информационного общества, при целенаправленном их применении могут приносить прибыль как денежную, так и символическую. То есть выгоду политического, социального, психологического, эстетического, религиозного и аксиологического характеров. Причём сегодня экономические процессы невозможны без политики и культуры, так как осуществляются в одном пространстве – информационном (символическом), всё более глобализируемом [2].

Таким образом, современное общество, в настоящее время, начало переосмысливать само понятие капитала и, в условиях информатизации и глобализации, стали прослеживаться существенные изменения в его понимании. Всё большее распространение и функционирование в сравнении с капиталом «экономическим» получает «символический» капитал.

Текст статьи
  1. Бурдье, П. Практический смысл [Текст] / П. Бурдье. – М. : Институт экспериментальной социологии, 2001. – 562 с.
  2. Демидова, М. В. Символический капитал: социально-философский анализ [Электронный ресурс] / М.В. Демидова. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1739-l-r---
  3. Нестик, Т. Культурный, социальный и символический капиталы [Электронный ресурс] / Т. Нестик. – Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_325.htm
  4. Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество [Текст] / П.А. Сорокин. – М. : Политиздат, 1992. – 393 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня