Рекомендации по оптимизации административно-правового регулирования экологической безопасности

Рекомендации по оптимизации административно-правового регулирования экологической безопасности

Статья посвящена оптимизации административно-правовому регулированию экологической безопасности. На основании анализа соответствующей нормативной базы и научной литературы автор приходит к выводу о необходимости совершенствования административно-правового регулирования экологической безопасности в Российской Федерации.

Аннотация статьи
экологическая безопасность
Российская Федерация
административно-правовое регулирование
Ключевые слова

Проблема совершенствования административно-правового регулирования экологической безопасности занимает важное место в системе обеспечения экологической безопасности, так как регулирование во многом определяет оптимизацию и реализацию экологической безопасности.

Формирование экологической безопасности в административно-правовом регулировании необходимо обеспечить на уровне Российской Федерации, а также её субъектов. В связи с очевидными изменениями окружающей среды, экологическая безопасность приобретает свою актуальность, возникает необходимость оптимизации управления, предвидение ситуаций, выработка рациональных путей решения задач в стратегическом и тактическом плане [5, с. 29].

Согласно проведенному анализу, существует тесная взаимосвязь экономической и экологической безопасности, их основные положения неразрывно связаны и сочетаются приоритетами, связанными с охраной окружающей среды. Следует подчеркнуть, что существует целый свод законов Российской Федерации, в соответствии с которыми права граждан на благоприятную экологическую среду должны обеспечиваться. Это можно проследить по объему разработанных и принятых нормативно-правовых актов, касающихся природоохранной деятельности. Например, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2].

Экологическая безопасность как явление упорядоченности, поддержания высокой дееспособности систем безопасности может дать положительный эффект при предвидении угроз и в согласованных управленческих решениях в экстремальных условиях. Закономерно, что выживание общества в условиях риска техногенных аварий и непредвиденных ситуаций, угрожающих масштабными поражениями человеческих ресурсов и народнохозяйственных объектов, возможно только в четко управляемом обществе, где сама система безопасности имеет многоуровневый запас. При этом следовало бы учесть, что вопрос жизнеобеспечения (или среды обитания человека) приобретает в современном мире особое значение. Характеризуя современный период развития человечества, можно сделать вывод о том, что он отличается резким увеличением числа экологических проблем и усилением роли общественности в их решении [5, с. 361]. Поэтому очень важно обеспечить эффективное административно-правовое управление экологической безопасностью на уровне Российской Федерации, а также её субъектов.

На смену директивному планированию и управлению приходит система административно-правового регулирования экологической безопасности, которая коренным образом меняет представление субъектов управления об управляющем воздействии государства и прежде всего исполнительной власти. В силу некоторых причин информация о состоянии окружающей среды и ее экологической безопасности доходит до населения не в полном объеме, либо ее некоторые составляющие случайным образом утаиваются, и она становится не достоверной. Отсюда вытекает одна из проблем оптимизации экологической безопасности: население испытывает недоверие к органам государственной власти, обеспечивающим экологическую безопасность. Таким образом, действующее законодательство должно обязать государственные органы своевременно отвечать на запросы граждан о предоставлении им соответствующей экологической информации, затрагивающие вопросы экологической безопасности общества. Предоставляемая информация должны быть полной, достоверной, предоставляться в тех формах, в которых она существует.

Следует помнить, что должностное лицо за нарушение установленных в законодательстве правил предоставления экологической информации несет дисциплинарную, административную, а в случае причинения ущерба или морального вреда гражданину – гражданско-правовую ответственность [8, с. 38].

В связи с вышесказанным, рекомендуется организовать на территории каждого муниципального образования координационные центры, который в процессе своей деятельности будут реализовывать основную и главную цель своей деятельности – информирование общественности о реальном состоянии окружающей среды и экологической безопасности в целом.

Экологическая безопасность в зависимости от степени угрозы охраняемым объектам должна иметь различные градации, соответствующие уровни: локальный, региональный, межрегиональный, общероссийский и глобальный [6, с. 209].

Реализацию мер по улучшению экологической ситуации на федеральном и региональном уровнях следует проводить поэтапно. Соответственно требуется повышение качества прогнозирования нештатных ситуаций, техногенных рисков и природных катастроф с превенцией мер по недопущению чрезвычайных ситуаций и тяжелых экологических последствий, грозящих человечеству. По существу речь идет об экологизации различных отраслей права.

Следующими актуальными вопросами экологической безопасности является очевидные прогрессирующие изменения в отношениях общества и окружающей среды, которые выросли в общемировые проблемы. Требуются совместные действия всего населения планеты по поиску новых путей гармонизации экологии и экономики в новых условиях. Иными словами, необходимо обеспечить согласованное взаимодействие различных государств по новому мировому порядку, где усилия всех стран должны быть направлены на защиту от потенциальных угроз и последствий глобального экологического кризиса.

Кроме того, расширение сети заповедных территорий позволит сохранять и восстанавливать запасы природных ресурсов, что улучшит экологическую обстановку в стране и в мире, укрепит здоровье населения.

Человечество должно спешить с реализацией экологических природоохранных программ на всех уровнях развития природы и жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Оптимизация экологической безопасности возможна посредством административно-правового регулирования, где кардинальную роль играет планирование территорий, состояние окружающей среды, природно-экономические факторы в конкретном районе и обеспечение населения полной и достоверной информацией об экологической безопасности, в тех формах, в которых она существует.
  2. В тесной взаимосвязи с экологической безопасностью находится продовольственная безопасность, которая может быть обеспечена при четкой работе органов исполнительной власти, правоохранительных органов, санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного и ветеринарного, таможенного, пограничного контроля.
  3. Одним из путей оптимизации экологической безопасности является планирование территорий с учетом оценки состояния природных ресурсов, что предполагает совершенствование процессов землеустройства и учета, оценки земель в соответствии с земельным кадастром.
Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/constitution/.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538.
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12125350.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/68814.
  5. Бобылев, С.Н. Экология и экономика природопользования [Текст] / С.Н. Бобылев, Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 259 с.
  6. Краснова, И.О. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] / И.О. Краснова. – М.: Юриспруденция, 2011. – 254 с.
  7. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы [Текст] / Н.Н. Моисеев. – М.: МНЭПУ, 2012. – 98 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня