Проблема совершенствования административно-правового регулирования экологической безопасности занимает важное место в системе обеспечения экологической безопасности, так как регулирование во многом определяет оптимизацию и реализацию экологической безопасности.
Формирование экологической безопасности в административно-правовом регулировании необходимо обеспечить на уровне Российской Федерации, а также её субъектов. В связи с очевидными изменениями окружающей среды, экологическая безопасность приобретает свою актуальность, возникает необходимость оптимизации управления, предвидение ситуаций, выработка рациональных путей решения задач в стратегическом и тактическом плане [5, с. 29].
Согласно проведенному анализу, существует тесная взаимосвязь экономической и экологической безопасности, их основные положения неразрывно связаны и сочетаются приоритетами, связанными с охраной окружающей среды. Следует подчеркнуть, что существует целый свод законов Российской Федерации, в соответствии с которыми права граждан на благоприятную экологическую среду должны обеспечиваться. Это можно проследить по объему разработанных и принятых нормативно-правовых актов, касающихся природоохранной деятельности. Например, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2].
Экологическая безопасность как явление упорядоченности, поддержания высокой дееспособности систем безопасности может дать положительный эффект при предвидении угроз и в согласованных управленческих решениях в экстремальных условиях. Закономерно, что выживание общества в условиях риска техногенных аварий и непредвиденных ситуаций, угрожающих масштабными поражениями человеческих ресурсов и народнохозяйственных объектов, возможно только в четко управляемом обществе, где сама система безопасности имеет многоуровневый запас. При этом следовало бы учесть, что вопрос жизнеобеспечения (или среды обитания человека) приобретает в современном мире особое значение. Характеризуя современный период развития человечества, можно сделать вывод о том, что он отличается резким увеличением числа экологических проблем и усилением роли общественности в их решении [5, с. 361]. Поэтому очень важно обеспечить эффективное административно-правовое управление экологической безопасностью на уровне Российской Федерации, а также её субъектов.
На смену директивному планированию и управлению приходит система административно-правового регулирования экологической безопасности, которая коренным образом меняет представление субъектов управления об управляющем воздействии государства и прежде всего исполнительной власти. В силу некоторых причин информация о состоянии окружающей среды и ее экологической безопасности доходит до населения не в полном объеме, либо ее некоторые составляющие случайным образом утаиваются, и она становится не достоверной. Отсюда вытекает одна из проблем оптимизации экологической безопасности: население испытывает недоверие к органам государственной власти, обеспечивающим экологическую безопасность. Таким образом, действующее законодательство должно обязать государственные органы своевременно отвечать на запросы граждан о предоставлении им соответствующей экологической информации, затрагивающие вопросы экологической безопасности общества. Предоставляемая информация должны быть полной, достоверной, предоставляться в тех формах, в которых она существует.
Следует помнить, что должностное лицо за нарушение установленных в законодательстве правил предоставления экологической информации несет дисциплинарную, административную, а в случае причинения ущерба или морального вреда гражданину – гражданско-правовую ответственность [8, с. 38].
В связи с вышесказанным, рекомендуется организовать на территории каждого муниципального образования координационные центры, который в процессе своей деятельности будут реализовывать основную и главную цель своей деятельности – информирование общественности о реальном состоянии окружающей среды и экологической безопасности в целом.
Экологическая безопасность в зависимости от степени угрозы охраняемым объектам должна иметь различные градации, соответствующие уровни: локальный, региональный, межрегиональный, общероссийский и глобальный [6, с. 209].
Реализацию мер по улучшению экологической ситуации на федеральном и региональном уровнях следует проводить поэтапно. Соответственно требуется повышение качества прогнозирования нештатных ситуаций, техногенных рисков и природных катастроф с превенцией мер по недопущению чрезвычайных ситуаций и тяжелых экологических последствий, грозящих человечеству. По существу речь идет об экологизации различных отраслей права.
Следующими актуальными вопросами экологической безопасности является очевидные прогрессирующие изменения в отношениях общества и окружающей среды, которые выросли в общемировые проблемы. Требуются совместные действия всего населения планеты по поиску новых путей гармонизации экологии и экономики в новых условиях. Иными словами, необходимо обеспечить согласованное взаимодействие различных государств по новому мировому порядку, где усилия всех стран должны быть направлены на защиту от потенциальных угроз и последствий глобального экологического кризиса.
Кроме того, расширение сети заповедных территорий позволит сохранять и восстанавливать запасы природных ресурсов, что улучшит экологическую обстановку в стране и в мире, укрепит здоровье населения.
Человечество должно спешить с реализацией экологических природоохранных программ на всех уровнях развития природы и жизнедеятельности человека.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Оптимизация экологической безопасности возможна посредством административно-правового регулирования, где кардинальную роль играет планирование территорий, состояние окружающей среды, природно-экономические факторы в конкретном районе и обеспечение населения полной и достоверной информацией об экологической безопасности, в тех формах, в которых она существует.
- В тесной взаимосвязи с экологической безопасностью находится продовольственная безопасность, которая может быть обеспечена при четкой работе органов исполнительной власти, правоохранительных органов, санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного и ветеринарного, таможенного, пограничного контроля.
- Одним из путей оптимизации экологической безопасности является планирование территорий с учетом оценки состояния природных ресурсов, что предполагает совершенствование процессов землеустройства и учета, оценки земель в соответствии с земельным кадастром.