Проблема воспитания образованного, культурного человека, владеющего основными элементами политической, экономической, экологической, правовой, моральной, художественно-эстетической культуры, культуры труда, отдыха и поведения осуществляется на основе богатства знаний, идей, оценочных суждений, способов познания, мышления, практической деятельности, без усвоения которых взаимопонимание и взаимодействие между людьми, гармония человека и общества, человека и природы невозможны.
В научной литературе под методом наглядного обучения представляют определенный объект, который используется для получения и развития знаний, умений, навыков, опыта практической и познавательной деятельности. Таким образом, метод наглядного обучения представляет собой физический объект, используемый педагогом или учеником для подробного изучения.
Познавательный процесс требует включения различных органов восприятия в процесс приобретения знаний. К. Д. Ушинский писал, что знания будут сильнее и полнее, если более разными эмоциями они будут восприниматься. По его мнению, наглядность обучения повышает внимание обучающихся, способствуя более глубокой переработке знаний.
Уровень интеллектуального развития обучающегося, а также степень усвоения знаний зависит от способа предоставления наглядных методов обучения: предоставляются ли они педагогом уже в готовом виде или школьникам необходимо самостоятельно преобразовывать их для получения знаний. Данный факт связан прежде всего с тем, что при подготовке к уроку средств обучения, происходит разработка как новых средств, так и преобразование старых средств обучения, которые влекут за собой формирование у обучающихся новой системы знаний. Только разнообразие различных заданий и упражнений, а не их количество выступает в качестве одной из главных основ увеличения уровня получаемых знаний, повышения интереса и расширению кругозора.
Знания обучающихся, которые формируются под эмоциональным воздействием, более устойчивы и образуют правильную картину окружающей действительности. Данное явление объясняется созданием легко запоминающегося образа, который под воздействием эмоций может храниться достаточно длительный промежуток времени. Такое устойчивое и длительное формирование знаний возможно под влиянием наглядного материала, который каждым обучающимся воспринимается лично и особенно.
Средством, которые способствует формированию у обучающихся целостной естественнонаучной картины мира, выступает дополнительное образование. Реализация дополнительного образования представляет собой комплексный подход к передаче материала, обладает широкими возможностями для формирования естественнонаучной картины мира, географической и экологической культуры. Использование наглядных средств обучения на занятиях определяется спецификой дополнительного образования. Ни один из учебных предметов не требует такой визуализации, как дополнительное образование и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятной области для использования наглядных методов обучения [1, c.72].
Использование средств наглядности на занятиях дополнительного образования обеспечивает глубокое и осознанное формирование знаний, умений и навыков, поскольку данная деятельность характеризуется материальным изучением объектов, явлений и их свойств, и функций.
Значение применения наглядных средств обучения обусловлено их методологической и педагогической ценностью. Именно благодаря образному восприятия у обучающихся формируется правильная картина мира и представление о каком-либо объекте или явлении. Не все объекты природы можно наблюдать непосредственной, из-за своей удаленности или большого размера. Средства наглядности и правильное их использование могут решить эту проблему.
Но одним из главных условий применения средств наглядности является их систематическое использование. Однократное применение или через большой промежуток времени не принесет желаемого результата. Именно поэтому для успешного применения средств наглядного обучения необходима разработка определенной системы, имеющей две стороны. Одна сторона – организационно-педагогическая, основой которой становится распределение средств наглядного обучения в соответствии с темами предмета, т.е. делая эти средства неотъемлемой частью учебного процесса. Вторая сторона – учебно-методическая, основной смысл которой заключается в создании методической системы, обеспечивающая принципы, закономерности и условия использования средств наглядного обучения.
Применение средств наглядного обучения на уроке является логической и неотъемлемой его частью. «Методы должны органично вписываться в систему образовательного процесса. Поэтому необходимо учитывать их влияние на его структуру, четко определить свое место, рассмотреть возможность органичного включения в деятельность как преподавателя, так и обучающегося» [3, c.291]. Для каждого случая использования средств наглядного обучения должна быть определена конкретная цель. При этом данная цель может носить разный характер, быть как общей, выполняя информационные, педагогические или психологические функции, так и дидактической. Для четкого определения функционального характера цели необходимо понимание функций, которые будут осуществляться на данном занятии.
Перед выбором конкретного средства наглядного обучения на занятии, необходимо оценить и представить место его использования от его дидактических возможностей. «В то же время следует помнить, что для целей конкретного занятия подбираются и наглядные пособия, которые наглядно выражают наиболее существенные стороны изучаемых явлений и позволяют обучающемуся выявить и сгруппировать важные признаки, лежащие в основе идеи или понятия» [2, c.67].
Таким образом, применение на занятиях средств наглядности направлено не только на формирование конкретных понятий и представлений, но и в целом способствует правильному формированию у обучающихся естественнонаучной картины мира, целостному восприятию окружающей природной среды.