Введение
Борьба самбо – ациклический вид спорта, где идет непосредственное противоборство противников, основанное на жестком физическом контакте. Современные спортивные единоборства в интегрированном образе являются одним из наиболее массовых видов спорта, имеющих также и прикладную направленность. Поэтому перед спортивной педагогикой встает проблема все более полного изучения целесообразных способов и форм тренировки спортсменов.
Сегодня в современном спорте отмечается рост физических возможностей человека, где вследствие этого можно наблюдать высокий уровень спортивных достижений и острейшую борьбу на соревнованиях. Такой уровень достижений предъявляет жесткие требования к качеству подготовки самбистов. Среди его ключевых отличительных признаков – наличие длительных, систематических и упорных тренировок, под которые спортсменам приходится подстраивать свой режим дня и условия своего быта; постоянное соперничество в рамках спортивных соревнований и даже отборов для участия в них; необходимость постоянной концентрации и умения в нужный момент по максимуму активизировать все физические и психические силы, поэтому одной из главных ролей в тренировочном процессе самбистов является развитие скоростно-силовых способностей.
Важность скоростно-силовой подготовки для самбистов не вызывает сомнений, так как рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности.
Можно отметить, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой готовности самбистов происходит за счет самой борьбы. Но использовать только эти средства для подготовки нельзя, да, наверное, и невозможно. Совокупность специальной подготовки в тренировочном процессе неумолимо растёт из-за увеличения временного объёма, уделяемого на выполнение упражнений соревновательного и специально подготовительного типа. Общее количество и степень нагрузок во время тренировки все продолжают возрастать.
Сегодня широко используется множество видов спортивных тренировок направленных на развитие скоростно-силовых способностей борцов, одни из которых круговые тренировки и кроссфит.
Вопросами роли скоростно-силовых тренировок в подготовке самбистов на этапе процесса подготовки единоборцев занимаются Кузьменко Г.А., Ким Т.К., Кабанова Е.А., Подлесных А.А, Ким Р.К. [4, с. 95]. Анализ степени изученности проблемы исследования показал, что вопросы роли тренировки, повышающей уровень скоростно-силовых способностей на подготовительном этапе раскрыты в работах таких авторов, как Е. К. Насырова [6, с. 24], А. М. Кондаков [5, с. 199].
В исследованиях Е. В. Калмыкова [2, с. 129], А. С. Пахомова [8, с. 53] и др. указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть, применяя большое количество разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки. Однако целенаправленного процесса воспитания скоростно-силового компонента не происходит. В данном случае, если не применять концентрированной углубленной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств [3, с.37].
Методы и организация исследования
Цель исследования – обосновать необходимость тренировок повышающие скоростно-силовые способности на основе параметров соревновательной деятельности.
Исследование начато во время базового мезоцикла на базе ГБОУ «ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта. На этом этапе преследовалась основная цель – повышение уровня функциональной, скоростно-силовой подготовленности самбистов. Нами было проведено разделение группы самбистов (n=50) на контрольную (n=25) и экспериментальные (n=25) группы.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, видеоанализ, анкетирование, экспертная оценка, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами был проведен видеоанализ 50 соревновательных поединков самбистов контрольной и экспериментальной группы. Индивидуальные трудности ведения противоборства нами учтены для дальнейшего анализа и применения в исследованиях, однако нами был замечен общий компонент ведения соревновательного поединка: после 160 сек спортсмены при наличии преимущества в баллах не могли его завершить схватку в свою пользу , так как снижался темп атакующих и оборонительных действий, что свидетельствовало о недостаточном уровне развития специальной выносливости и скоростно-силового компонента.
Нами сделано предположение, что при организации тренировочной работы с включением спортивной подготовки по группам с учетом трудностей ведения соревновательного поединка возможны улучшения показателей соревновательной активности.
Одной из рациональных форм организации спортивной подготовки являются круговые тренировки. Они дают возможность приблизить характер деятельности при выполнении подготовительных упражнений, к режимам работы, свойственным соревновательным упражнениям, создавая тем самым благоприятные условия для переноса тренированности.
Характеризуя круговую тренировку, применяющуюся на этапе базового мезоцикла, хотелось бы отметить, что направленность используемых упражнений была идентичной. Известно, что эффект тренировочной нагрузки будет больше, если выше интенсивность и длительность. Отсюда следует, что при развитии скоростно-силовых качеств необходимо стремиться к повышению нагрузки до максимальной с одновременным увеличением длительности ее воздействия, ориентируясь на условия соревновательной деятельности. В связи с этим в круговой тренировке использовались только восемь станций (упражнений). Все эти упражнения моделируют соревновательные, они в какой-то мере и развивают те основные группы мышц, которые участвуют в выполнении большинства технических действий в борьбе самбо, с помощью этих комплексов упражнений круговой тренировки можно вывести спортсмена на новый двигательный режим, приближенный к условиям соревновательной деятельности.
Круговая тренировка (таблица 1) выполнялась три раза в неделю. Такое построение тренировочного процесса имело место в дневной тренировке, а в вечерней предусматривалось только совершенствование технико-тактических действий.
Таблица 1
Круговая тренировка
Вид упражнения |
Длительность |
Кол-во повторений |
---|---|---|
Перекидывание манекена со скручиванием корпуса |
30 секунд |
15-18 |
Жим штанги лежа 60% от максимального веса |
30 секунд |
15-18 |
Волновые тяги каната классическим хватом |
30 секунд |
- |
Прыжок в длину с места из полного приседа (не менее 200см) |
30 секунд |
10 |
Запрыгивание на тумбу 80 см |
30 секунд |
15-18 |
Приседания со штангой на груди |
30 секунд |
15-18 |
Скручивания корпуса с блином 20 кг |
30 секунд |
15-18 |
Подтягивания с дополнительным весом (10-25 кг) |
30 секунд |
15-18 |
Короткие отжимания |
30 секунд |
Максимальное кол-во |
Тяга штанги к груди на скамье в положении лежа |
30 секунд |
15-18 |
На начало экспериментальной работы нами было проведено тестирование в соответствии с ФССП по самбо (таблица 2).
Таблица 2
Тестирование спортсменов по самбо
Наименование упражнений |
Показатели |
---|---|
Прыжок в длину с места |
Не менее 230 см |
Броски манекена на скорость 10 раз |
Не менее 15,2 |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону |
Не менее 13,3 |
Бег 100 м. |
Не более 13,8 |
Результаты тестирования самбистов этапа высшего спортивного мастерства представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты тестирования самбистов на начало эксперимента
№ п/п |
ФИ |
Результат | |||
Прыжок в длину с места |
Броски манекена на скорость (сек) |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону (сек) |
Бег 100 м. (сек) | ||
1 |
Б.А. |
228 см |
14.3 |
8.7 |
12.3 |
2 |
Д.К. |
235 см |
11.3 |
8.6 |
13.8 |
3 |
С.А. |
229 см |
11.8 |
8.7 |
12.2 |
4 |
В.М. |
237 см |
11.3 |
8.7 |
11.9 |
5 |
Г.Г. |
235 см |
14.7 |
8.9 |
12.8 |
6 |
Г.П. |
237 см |
11.2 |
8.1 |
12.2 |
8 |
Е.А. |
241 см |
11.3 |
8.4 |
14.0 |
9 |
И.М. |
240 см |
11.2 |
8.7 |
13.1 |
10 |
К.Ф. |
233 см |
14.9 |
9.1 |
12.6 |
11 |
Л.А. |
238 см |
11.2 |
8.5 |
11.9 |
12 |
Н.С. |
235 см |
14.5 |
8.4 |
13.8 |
13 |
М.Д. |
228 см |
11.2 |
8.3 |
13.3 |
14 |
П.М. |
232 см |
14.6 |
9.5 |
11.4 |
15 |
Е.П. |
235 см |
11.2 |
8.4 |
13.9 |
16 |
П.А. |
228 см |
10,3 |
8.1 |
12.0 |
17 |
А.Г. |
233 см |
11.3 |
8.5 |
14.0 |
18 |
С.М. |
238 см |
14.5 |
9.4 |
14.2 |
19 |
О.А. |
235 см |
11.3 |
8.6 |
13.8 |
20 |
Я.Д. |
228 см |
11.4 |
8.5 |
13.7 |
Также нами ведется учет соревновательной успешности самбистов контрольной и экспериментальной группы на протяжении 6 месяцев.
На данном этапе исследования есть определенные изменения в тестах СФП и соревновательной подготовки (таблица 4).
Таблица 4
Результаты тестирования самбистов через 6 месяцев применения методики
№ п/п |
ФИ |
Результат | |||
Прыжок в длину с места |
Броски манекена на скорость (сек) |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону (сек) |
Бег 100 м. (сек) | ||
1 |
Б.А. |
230 см |
12.3 |
8.0 |
11.3 |
2 |
Д.К. |
240 см |
10.0 |
8.3 |
13.0 |
3 |
С.А. |
232 см |
11.0 |
8.4 |
12.0 |
4 |
В.М. |
240 см |
11.3 |
8.6 |
11.4 |
5 |
Г.Г. |
239 см |
14.7 |
8.1 |
12.0 |
6 |
Г.П. |
237 см |
10.3 |
7.9 |
11.7 |
8 |
Е.А. |
242 см |
11.3 |
8.0 |
13.9 |
9 |
И.М. |
240 см |
10.2 |
8.5 |
12.8 |
10 |
К.Ф. |
237 см |
13.9 |
8.9 |
12.6 |
11 |
Л.А. |
240 см |
11.1 |
8.1 |
11.9 |
12 |
Н.С. |
240 см |
13.5 |
8.3 |
12.8 |
13 |
М.Д. |
235 см |
11.2 |
8.3 |
12.3 |
14 |
П.М. |
234 см |
14.0 |
9.0 |
13.9 |
15 |
Е.П. |
237 см |
11.2 |
8.2 |
13.0 |
16 |
П.А. |
228 см |
10,3 |
8.1 |
11.5 |
17 |
А.Г. |
233 см |
11.3 |
8.4 |
13.5 |
18 |
С.М. |
240 см |
11.0 |
9.0 |
13.7 |
19 |
О.А. |
235 см |
10.9 |
8.6 |
13.2 |
20 |
Я.Д. |
235 см |
11.4 |
8.3 |
13.7 |
Также нами проведен сравнительно-сопоставительный анализ показателей экспериментальной группы (таблица 5).
Таблица 5
Динамика прироста скоростно-силовых показателей
№ п/п |
ФИ |
Прыжок в длину с места |
Броски манекена на скорость (сек) |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону (сек) |
Бег 100 м. (сек) | ||||
Было |
Стало |
Было |
Стало |
Было |
Стало |
Было |
Стало | ||
1 |
Б.А. |
228 см |
228 см |
14.3 |
12.3 |
8.7 |
8.0 |
12.3 |
11.3 |
2 |
Д.К. |
235 см |
235 см |
11.3 |
10.0 |
8.6 |
8.3 |
13.8 |
13.0 |
3 |
С.А. |
229 см |
229 см |
11.8 |
11.0 |
8.7 |
8.4 |
12.2 |
12.0 |
4 |
В.М. |
237 см |
237 см |
11.3 |
11.3 |
8.7 |
8.6 |
11.9 |
11.4 |
5 |
Г.Г. |
235 см |
235 см |
14.7 |
14.7 |
8.9 |
8.1 |
12.8 |
12.0 |
6 |
Г.П. |
237 см |
237 см |
11.2 |
10.3 |
8.1 |
7.9 |
12.2 |
11.7 |
8 |
Е.А. |
241 см |
241 см |
11.3 |
11.3 |
8.4 |
8.0 |
14.0 |
13.9 |
9 |
И.М. |
240 см |
240 см |
11.2 |
10.2 |
8.7 |
8.5 |
13.1 |
12.8 |
10 |
К.Ф. |
233 см |
233 см |
14.9 |
13.9 |
9.1 |
8.9 |
12.6 |
12.6 |
11 |
Л.А. |
238 см |
238 см |
11.2 |
11.1 |
8.5 |
8.1 |
11.9 |
11.9 |
12 |
Н.С. |
235 см |
235 см |
14.5 |
13.5 |
8.4 |
8.3 |
13.8 |
12.8 |
13 |
М.Д. |
228 см |
228 см |
11.2 |
11.2 |
8.3 |
8.3 |
13.3 |
12.3 |
14 |
П.М. |
232 см |
232 см |
14.6 |
14.0 |
9.5 |
9.0 |
11.4 |
13.9 |
15 |
Е.П. |
235 см |
235 см |
11.2 |
11.2 |
8.4 |
8.2 |
13.9 |
13.0 |
16 |
П.А. |
228 см |
228 см |
10,3 |
10,3 |
8.1 |
8.1 |
12.0 |
11.5 |
17 |
А.Г. |
233 см |
233 см |
11.3 |
11.3 |
8.5 |
8.4 |
14.0 |
13.5 |
18 |
С.М. |
238 см |
238 см |
14.5 |
11.0 |
9.4 |
9.0 |
14.2 |
13.7 |
19 |
О.А. |
235 см |
235 см |
11.3 |
10.9 |
8.6 |
8.6 |
13.8 |
13.2 |
20 |
Я.Д. |
228 см |
228 см |
11.4 |
11.4 |
8.5 |
8.3 |
13.7 |
13.7 |
Согласно полученным данным в результате тестирования в тесте «Прыжок в длину с места» абсолютный прирост составил 20,1 (см), что в процентах составляет 10,3%.
В тесте «Броски манекена на скорость» прирост составил – 21,07%. В тестовом задании «Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону» прирост достиг 16%. В тестовом задании «Бег 100 м» мы достигли прироста 7,71%.
В результате определения различий нам удалось получить достоверные результаты во всех тестах при 5% значимости (Р), что позволяет утверждать об эффективности применения блоков концентрированной скоростно- силовой подготовки в тренировочном процессе, а это позволяет более существенно повысить показатели скоростно-силовой подготовленности самбистов на этапе высшего спортивного мастерства.
Выводы и рекомендации
В настоящее время эксперимент продолжается, нами замечен прирост в показателях тестов специальной физической подготовки и соревновательной успешности. Можно сделать первые выводы, связанные с необходимостью учета индивидуальных трудностей ведения соревновательного поединка, дальнейшего их анализа и для дальнейшей более качественной подготовки. План подготовки необходимо моделировать под действующую группу, а не использовать шаблонные наработки.
Авторская методика и доказательство ее эффективности находится в процессе, так как следует учесть не продолжительные временной промежуток.