Сравнительный анализ рейтинговых систем на классической дистанции трейл-ориентирования в России и США. Педагогические аспекты

Сравнительный анализ рейтинговых систем на классической дистанции трейл-ориентирования в России и США. Педагогические аспекты

В статье авторы, применительно к классической дистанции трейл-ориентирования (дистанции PreO), математическими методами анализируют рейтинговые системы ранжирования России и США и дают рекомендацию, какую из них более целесообразно использовать для ранжирования обучающихся в объединениях направленности «ориентирование» российской системы дополнительного образования.

Аннотация статьи
спорт лиц с ПОДА
трейл-о
трейло
классическая дистанция
точное ориентирование
рейтинговые системы
трейл-ориентирование
Ключевые слова

Среди потребностей современного общества – развитие видов спорта, сочетающих физическую нагрузку с не меньшей интеллектуальной составляющей. Спортивное ориентирование как раз и является одним из таких видов спорта. Более того, все большую популярность среди молодежи завоевывает самый новый из его видов: «трейл-ориентирование». В этом виде ориентирования более важным является не скорость перемещения по дистанции, а количество правильно решенных предложенных судьями топографических задач. Т.е. это состязание на качество интерпретации спортсменом местности по выданной ему карте. Трейл-ориентирование в XXI веке становится настолько популярным, что с 2004 года Международная Федерация Ориентирования IOF (International Orienteering Federation) начинает ежегодно проводить отдельные чемпионаты мира по трейл-ориентированию. Трейл-о, не смотря на свою притягательность, как для молодежи, так и для спортсменов-ветеранов, оказалось так же одним из доступных инструментов социализации лиц с различными ограничениями возможностей здоровья в современный социум. «Несомненно, любой вид спортивного ориентирования приносит определенную пользу для здоровья человека. Не является исключением и трейл-ориентирование, поскольку условия, в которых проводится данное ориентирование, способствуют оздоровлению лиц с ограниченными возможностями здоровья» [2, с. 12]. «Развитие пространственных ориентировок у детей с ограниченными возможностями здоровья вообще является одним из важных направлений коррекционно-развивающей работы современной школы» [6, с. 287].

Бурное развитие трейл-о во многих странах, в том числе и в России, видно невооруженным взглядом. Во многих интеллектуальных центрах страны (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Нижний Новгород, Тюмень и т.д.) на сегодняшний день в организациях дополнительного образования уже существуют объединения трейл-ориентирования. О популярности трейл-ориентирования в России говорит то, что:

–Для этих соревнований создается российское специализированное судейское оборудование «… разработан и создан прибор “Электронный судья станции Тайм-КП трейл-ориентирования”» [3, с. 105].

– На соревнованиях студентов и школьников проводятся научные эксперименты. В дисциплине спринт трейл-ориентировании проведен анализ систем «ранжирования «темп-о» (англ. «TempO») и «тайм-спринт» (англ. «Time-Sprint») [4, с. 30]. «Эксперимент проводился на занятиях физической культуры «групп здоровья» в Донском государственном техническом университете (4 группы в среднем по 15 человек) в школах г.Ростов-на-Дону и школах Санкт-Петербурга» [4, с.31].

– Фиксируются неожиданные положительные результаты совместных занятий трейл-ориенированием «здоровых атлетов» и спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. У абсолютно здоровых студентов «резко поднялись спортивные результаты, результаты обучения по изучаемым предметам, увеличилась их социальная активность» [7, с. 162].

Первые соревнования по трейл-ориентированию проводились у нас еще во времена СССР. Чемпионаты России для паралимпийцев проводятся с 2006 года. В соответствии с решениями президиума Федерации спортивного ориентирования России в апреле 2020 года в Липецке впервые состоятся всероссийские соревнования для открытого класса «Кубок Федерации спортивного ориентирования России», а так же планируется проведение всероссийских соревнований среди сборных команд организаций дополнительного образования детей.

Перед педагогами дополнительного образования, коими мы и являемся, будет стоять задача отбора в сборные команды своих организаций. Это достаточно важная педагогическая задача, не только отобрать в команду самых достойных, но и сделать это максимально корректным образом. Правильность процедуры отбора, ни в коем случае, не должна быть подвергнута хоть какому-нибудь сомнению (не педагогами, не обучающимися). Процедура отбора в сборную команду организации (региона) должна не только стать мотивирующим фактором обучающегося в его совершенствовании в учебно-тренировочном процессе, но и в случае не достижения цели (а цель – «попадание в сборную команду») не должна стать причиной обиды несправедливостью принятого педагогом решения.

Перед объявлением процедуры отбора нам было важно в этом вопросе воспользоваться не только передовым российским опытом, но и изучить опыт прогрессивных (по основным показателям развития) стран.

Целью данной работы было сравнить системы ранжирования принятые в сборной команде России и сборной команде Соединенных Штатов Америки. И, в конечном счете, понять какая из этих систем больше удовлетворяет нашей педагогической задаче.

В данной статье будем называть:

«Контрольное время на Станции Тайм-КП» – максимально допустимое время для ответов участника на Станции Тайм-КП, после которого прекращается прием ответов.

«Некорректный ответ» – ответ участника соревнований не совпавший с судейским ответом.

«Штраф за некорректный ответ» – величина штрафа в секундах за каждый некорректный ответ.

На сегодняшний день (декабрь 2019 года) по международным правилам на Станции Тайм-КП классической дистанции штраф за некорректный ответ равен 60 секундам. Контрольное время на Станции Тайм-КП» на каждую задачу численно равно 30 секундам. Так же, для элитных соревнований (в том числе и для чемпионатов мира) международная федерация предусматривает своими правилами на каждой классической дистанции (дистанции точного ориентирования) – не менее одной станции Тайм-КП с тремя задачами.

Опишем реквизиты, которые будут использованы в рейтинговых формулах исследуемых систем:

Оу (Очки участника/Competitor’s score) – это очки (баллы) набранные участником на основной части классической дистанции (т.е. число трейл-о-задач на которых ответы участника совпали с судейскими ответами);

Ол (Очки лидера/Winner’s score) – это очки (баллы) набранные лидером соревнований на основной части классической дистанции (т.е. число трейл-о-задач на которых ответы лидера совпали с судейскими ответами);

Ту (Результат участника на Тайм-КП/Competitor’s time) – это результат участника соревнований          на всех Станциях Тайм-КП в секундах (суммарное время участника, затраченное на принятие всех решений на задачи станций Тайм-КП и штрафов в случае несовпадения решений участника с судейскими);

Тл Результат лидера на Тайм-КП/Winner’s time) – это результат лидера соревнований на всех Станциях Тайм-КП в секундах (суммарное время лидера, затраченное на принятие всех решений на задачи станций Тайм-КП и штрафов в случае несовпадения решений участника с судейскими);

Тмах (Максимальное возможное время/Maximum time penalty) – это сумма контрольного времени на решение всех задач на станциях Тайм-КП и штрафа при всех не совпавших с судейскими решениями.

Рейтинговые очки участника в рейтинговой системе США:

Рейтинговая система для трейл-о-дистанции PreO сборной команды США описана на сайте ориентирования США (https://orienteeringusa.org/) [1].

Согласно информации на данном сайте исчисление рейтинговых очков участника (Rу) за конкретный старт для дистанции «точное ориентирование» выглядит так:

Rу=A-B рейтинговых очков, где  (1)

A= Оу/Ол * 100;   (2)

В=(Ту/Тм) * (100/Ол)   (3)

Пример: Спортсмен корректно отметил 17 КП, и на Тайм-КП показал результат 55 сек. У победителя 20 корректных КП.

A = 17/20 x 100 = 85,0;

B = 55/270 x 100/20 = 1,02;

RP = 85-1,02 = 83,98 рейтинговых очков

В рейтинговой системе США для каждого спортсмена в зачет идут три старта, на которых он набрал большее число рейтинговых очков.

Рейтинговые очки участника в рейтинговой системе России:

Рейтинговые очки на классической дистанции для конкретного старта () исчисляются, по формулам Бляхмана, базирующимся на нормированном результате участника [5, c.447-450]:

Rу=(Nу/Nл)*100 рейтинговых очков, где      (4)

Nу=Оу+(1-(Ту+1)/(Тм+1)) – нормированный результат участника   (5)

Nл=Ол+(1-(Тл+1)/(Тм+1)) – нормированный результат лидера,    (6)

точнее, на сегодняшний день все несколько сложнее

=Ккус * Kс * (/Nл)*100, где     (7)

– коэффициент соревнования;

Kкус – коэффициент квалификации участников соревнования.

Но так как для нашего исследования все старты равноценны и квалификация контингента участников практически постоянна, то можно считать, что Ккус=1 и Kс=1 и формула (4) становится абсолютно справедливой для качества нашего анализа рейтинговых систем.

Для общности исследования российской рейтинговой системы (как и в рейтинговой системе США) будем для каждого спортсмена брать в зачет три старта, на которых он набрал большее число рейтинговых очков. На самом деле в российской рейтинговой системе для более гибкого сравнительного анализа квалификации спортсменов число – зачетных стартов зависит от величины их рейтинговых очков. У сильных спортсменов зачет по большему числу стартов. А у спортсменов с низкой величиной рейтинговых очков или с малым числом учитываемых стартов – количество зачетных стартов может равняться и одному.

Разобравшись с исследуемыми формулами, приступаем к анализу конкретных ситуаций.

«Проблема 1» (Бинарное соответствие результата и рейтинговых очков).

Нас интересует однозначное соответствие результатов участников и их рейтинговых очков. Т.е. всегда ли разные участники соревнований, показавшие разные результаты получат разные рейтинговые очки (причем обязательно, участник, показавший худший результат должен получить меньшее число рейтинговых очков). Для российской системы – это условие соблюдается всегда. Более того, зная некоторые промежуточные значения расчетных величин (а именно нормированный результат лидера старта и максимально возможное время на Тайм-КП), мы можем восстановить реальный результат спортсмена на конкретном старте.

Пусть Су – это целая часть величины (Rу/100)*Nл, т.е. величина деления ее нацело на 1, тогда Оу=Су, а Ту=(((Rу/100)*Nл–Су) *(Тм+1))-1.

Рассмотрим рейтинговую систему США. Пусть это будет старт, на котором победитель набирает 20 очков (баллов), а на Станции Тайм-КП будет только 1 задача при контрольном времени 30 секунд. Т.е. Тмах=90.

Пусть «Спортсмен А» набирает 17 очков (баллов), и показывает на Тайм-КП максимальные 90 сек. Мы получаем для него величину ровную 80,0 американских рейтинговых очков. Пусть теперь другой спортсмен «Спортсмен В», который ему проиграл – показал результат 16 очков (баллов) и показал на Тайм-КП результат 0 секунд (такие примеры авторы знают не только теоретически, но и практически даже на очень крупных соревнованиях). У такого спортсмена тоже величина американских рейтинговых очков равна 80,0.

Вывод. В рейтинговой системе США спортсмены, показавшие разные результаты и занявшие разные места могут получать одинаковые рейтинговые очки, что педагогически не является корректным.

«Проблема 2» (Поощрение любого закончившего дистанцию).

В российской рейтинговой системе спортсмену прошедшему дистанцию, набравшему 0 очков (баллов) на основной части дистанции, и показавшему на Станциях Тайм-КП результат Тмах начисляются нормированный результат 0 и соответственно никаких рейтинговых очков. За любой другой результат начисляются положительное значение рейтинговых очков.

Таблица 1

В рейтинговой системе США, если участник прошел дистанцию, на станции Тайм-КП решил все задачи с ненулевым временем решения, но на основной части дистанции набрал 0 очков (баллов) – начисляются отрицательные рейтинговые очки. Еще раз подчеркнем – участник совершил множество положительных действий – стартовал, финишировал, нашел на дистанции все контрольные пункты, ответил все задачи на станции Тайм-КП. (По российским меркам если он сделал это несколько раз, то выполнил норматив 3 юношеского разряда). А в рейтинговой системе США ему начислят отрицательное число рейтинговых очков. При этом любому не стартовавшему участнику будет начислено 0 рейтинговых очков – т.е. больше (см. табл.1)

Вывод. Педагогически несостоятельный результат – наказание обучающегося за некоторую выполненную работу и при этом демонстрация относительного поощрения ничего не сделавшего.

«Проблема 3» (Блокирование ни разу никому не проигравшего).

Допустим, для исследуемой группы спортсменов мы провели семь контрольных стартов. На первых 6 стартах мы предлагали спортсменам дистанцию из 17 КП. На последнем старте мы предлагаем спортсменам дистанцию из 36 КП. На всех дистанциях мы предлагаем станцию Тайм-КП с тремя задачами. Число решенных лидером задач и его результат Тайм-КП на первых шести стартах берем из примера, приведенного на сайте ориентирования США.

Причем лидер первых шести стартов всегда один и тот же – «Участник 1». И у него всегда все его решения совпадают с судейскими, как на основной части дистанции, так и на всех задачах Станций Тайм-КП. Т.е. это однозначно лидер нашего отбора.

«Участник 2» – принял участие во всех стартах. Причем, на двух дистанциях он берет только по 8 задач из 17 (т.е. меньше половины). Еще на двух дистанциях он берет на основной части дистанции по 10 задач. На этих дистанциях у него по 100 секунд на Тайм-КП. Еще на двух дистанциях он набирает столько же очков (баллов), как и «Участник 1». Но хуже проходит Станцию Тайм-КП, т.к. оба раза отвечает за 60 секунд. На последнюю длинную дистанцию из 36 КП первый участник не приезжает. А второй участник не берет одно КП на дистанции и к тому же не берет одну задачу на станции Тайм-КП. Затратив на ней на ответы – 40 сек (табл. 2).

В итоге «Участник 2» (совершивший кучу ошибок как минимум на пяти дистанциях, а на двух из них взяв менее половины КП) набрав в американской рейтинговой системе 296,110 рейтинговых очка, занимает место выше спортсмена, который на основных стартах не проиграл никому, и не совершил ни одной ошибки (!), набрав 296,078 рейтинговых очка. В Российской системе такое исключено! «Участник 1» – лидер рейтинга.

Таблица 2

Вывод. В рейтинговой системе США возможно лишение первенства спортсмена, который не только никому не проиграл, а вообще на всех шести дистанциях, на которых он стартовал, (при трех зачетных стартах) не совершил ни одной ошибки. Что абсолютно, педагогически недопустимо.

Очевидно, что не только авторы, но и все прочитавшие эту статью, для ранжирования обучающихся на классической дистанции (дистанции PreO) трейл-ориентирования будут предпочитать американской – российскую рейтинговую систему.

Текст статьи
  1. Сайт Orienteering USA https://orienteeringusa.org/orienteers/trail/rankings – Рейтинговая система США (дата обращения 28.12.2019 г.).
  2. Абахин М. В. Трейл-ориентирование для оздоровления лиц с ОВЗ // Cборник: Актуальные проблемы экопрофилактики и пути их решения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Д.В. Воробьева, Н.В. Тимушкиной. УДК 796.035 2019. С. 12-16.
  3. Агабекова Т.П., Бляхман А.Л., Павлов П.П. Использование новых IT-технологий в трейл-ориентировании на занятиях по физической культуре студентов и школьников для маломобильных групп населения // Сборник: Развитие современного социально-гуманитарного знания: отечественный и зарубежный опыт [Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Белгород, 28 февраля 2018г.], ISBN 978-5-6040676-6-6 (Часть I), 2018, часть 1, С. 105-107.
  4. Агабекова Т.П., Бляхман А.Л., Волков В.М. Выбор системы ранжирования при проведении соревнований Спринт (трейл-ориентирования) на занятиях по физической культуре в «группах здоровья» ВУЗов и общеобразовательных школах // Сборник: Современное состояние гуманитарных и социально-экономических наук [по материалам международной научно-практической конференции, г.Белгород, 31 января 2019г], ISBN 978-56042311-4-2 (часть II), 2019, часть 2. С. 30-34.
  5. Бляхман А.Л., Жирнова Е.В., Ключкина Г.О. Расчет разрядных требований на классической дистанции трейл ориентирования в связи с изменениями международных правил // VII-я Международная научно-практическая конгресс-конференция, г.Ростов-на-Дону // ISBN 978-5-4382-0148-9,2014, том 1. С. 447-450.
  6. Волков А.М. Спортивное ориентирование как основа организации праздника для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. // Сборник Материалов XXIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность. «Праздник и повседневность в жизни особого ребенка», СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2017. УДК: 376. 1036. С. 287-288.
  7. Ключкина Г.О., Бляхман А.Л. О пользе совместных занятий физической культурой и спотом в одной группе от «здоровых атлетов» до лиц с проблемами опорно-двигательного аппарата. // В сборнике Информационные системы, экономика, управление трудом и производством. Ученые записки. Ростов-на-Дону, 2014, УДК 338.2. С. 160-164.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября