Значение стратегий развития международного туризма для международных отношений
научный журнал «Актуальные исследования» #16 (43), апрель '21

Значение стратегий развития международного туризма для международных отношений

Стратегия развития международного туризма направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан данной страны. В данной статье рассмотрен вопрос о значение и влияние стратегий развития международного туризма для международных отношений.

Аннотация статьи
туризм
политика
международные отношения
стратегическое развитие
Ключевые слова

Современный туризм называют феноменом двадцатого столетия, а нынешний век имеет все шансы стать веком туризма. Из 195 государств мира в туризм вовлечены более 150 стран. Последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост.

В глобальном масштабе туризм составляет около 10% ВВП и более 6% мирового экспорта. Туризм традиционно считается высокодоходной сферой экономической деятельности, во многих странах и регионах мира он выступает в роли катализатора социально-экономического развития (например, в Испании, Франции, Италии и во многих других государствах).

Так, например, туризм оказывает мультипликативный эффект на многие другие сферы экономической деятельности: транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговлю, общественное питание и др. Примечательно, что, с одной стороны, туризм может вносить существенный вклад в пополнение валютных резервов государства, с другой - быть «черной дырой» вывоза валюты за рубеж. Кроме того, туризм можно отнести к высокорисковым видам экономической деятельности [1].

Международный туристический бизнес, с одной стороны, предоставляет значительную часть потребляемых населением услуг, носящих специфический социально рекреационный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, изучение исторических и культурных ценностей, участие в культурных мероприятиях, занятия спортом и др. С другой стороны, он обеспечивает платформу для международных отношений в сфере бизнеса с учетом не только экономической, но и социальной и гуманитарной составляющих [2]. Таким образом, туризм сочетает в себе социальную, гуманитарную, экономическую, воспитательную и эстетическую стороны, в основе которых лежит межкультурное взаимодействие.

Поскольку роль международного туризма в мировой экономике постоянно возрастает, то соответственно увеличивается зависимость национальных экономик от туристской деятельности. Это объясняется тем, что в экономике отдельных стран международный туризм выполняет ряд важнейших функций:

  • является источником притока иностранной валюты и капитала в страну;
  • создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны;
  • содействует диверсификации экономики, стимулирует возникновение новых секторов, обслуживающих сферу туризма.

В начале 2020 г. все страны охватила пандемия нового вида коронавируса, COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения. Вирус, первая вспышка которого была зафиксирована в г. Ухань в Китае в конце 2019 года, распространился на все страны и материки. По состоянию на 13.05.2020 по всему миру было заражено примерно 4359873 человека, погибло более 293 тысяч. Закрылись границы стран, остановилось авиа- и железнодорожное сообщение, во многих городах был введен режим всеобщей самоизоляции. Стоит заметить, что человечество не в первый раз сталкивается с пандемией, при этом ранее арсенал средств для борьбы с вирусами был гораздо меньше.

Сложившаяся ситуация оказала существенное влияние на все сферы мирового хозяйства, в том числе и на туризм. Как практически единодушно отмечают эксперты, такого кризиса в туризме не наблюдалось со времен Второй мировой войны.

Поэтому, изучение и творческое применение мирового опыта в области стратегического управления туризмом имеет особое значение для многих стран, в которой в настоящее время приняты новые стратегии развития туризма. В этой связи особенно важно изучить передовой зарубежные опыты многих стран, осмыслить их и творчески применять в собственной практике. Безусловно, многие страны располагают большими потенциалами для развития внутреннего и въездного туризма, но эффективность его использования и степень конкурентоспособности национального туристского продукта во многом зависят от эффективности управления и разработанных для этого стратегий.

При всех отрицательных последствиях нынешнего кризиса важно отметить следующий важный момент: современная индустрия туризма давно находится в преддверии больших перемен. Ситуация, сложившаяся в результате пандемии коронавируса, скорее всего, только ускорит приближающуюся трансформацию.

Так, например, актуальными станут тренды более активного внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности, а также экономики впечатлений. Будут меняться инструменты удовлетворения потребностей туристов. При этом важно понимать, что сами потребности у них останутся прежними (потребности в передвижении, общении, новых эмоциях и знаниях и т.п.) [3].

Возможно, туристский рынок восстановится относительно быстро после пандемии, поскольку людям будут нужны положительные эмоции. Хотя, безусловно, точный прогноз дать невозможно, особенно в условиях изменения курсов валют.

Кроме того, вполне вероятно, что может измениться подход к жизни в целом – способы дистанционной коммуникации онлайн станут обычным делом. Сегмент цифровых проектов в туризме активизируется, что поможет формированию отложенного спроса и сработает тогда, когда будут сняты все ограничения с туристских поездок. Действительно, в последние годы значимость использования электронных информационных систем и платформ на рынке туристских услуг только возрастает.

Тенденция цифровизации в туризме предполагает постепенную переориентацию всех участников рынка на сферу онлайн с соответствующей переориентацией финансовых потоков и созданием предпосылок для повышения прибыльности индустрии туризма. В данной связи в настоящее время перспективным направлением представляется разработка и продвижение цифровых продуктов как для традиционных, так и для новых туристских направлений.

Можно сделать вывод, что правильная стратегия международного туризма, в сегодняшней ситуации, поможет открыть новые направления способов коммуникаций по вопросам туризма между странами.

Текст статьи
  1. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. 2013. № 3. С. 17–20.
  2. Веревичев И.И. Кризисы науки и кризисы цивилизации в эпоху ускорения научно-технического прогресса // Наука среди нас. 2019. № 4(20). С. 272–278.
  3. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 126–131.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня