Главная
АИ #16 (43)
Статьи журнала АИ #16 (43)
Значение стратегий развития международного туризма для международных отношений

Значение стратегий развития международного туризма для международных отношений

Рубрика

Политология

Ключевые слова

туризм
международные отношения
политика
стратегическое развитие

Аннотация статьи

Стратегия развития международного туризма направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан данной страны. В данной статье рассмотрен вопрос о значение и влияние стратегий развития международного туризма для международных отношений.

Текст статьи

Современный туризм называют феноменом двадцатого столетия, а нынешний век имеет все шансы стать веком туризма. Из 195 государств мира в туризм вовлечены более 150 стран. Последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост.

В глобальном масштабе туризм составляет около 10% ВВП и более 6% мирового экспорта. Туризм традиционно считается высокодоходной сферой экономической деятельности, во многих странах и регионах мира он выступает в роли катализатора социально-экономического развития (например, в Испании, Франции, Италии и во многих других государствах).

Так, например, туризм оказывает мультипликативный эффект на многие другие сферы экономической деятельности: транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговлю, общественное питание и др. Примечательно, что, с одной стороны, туризм может вносить существенный вклад в пополнение валютных резервов государства, с другой - быть «черной дырой» вывоза валюты за рубеж. Кроме того, туризм можно отнести к высокорисковым видам экономической деятельности [1].

Международный туристический бизнес, с одной стороны, предоставляет значительную часть потребляемых населением услуг, носящих специфический социально рекреационный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, изучение исторических и культурных ценностей, участие в культурных мероприятиях, занятия спортом и др. С другой стороны, он обеспечивает платформу для международных отношений в сфере бизнеса с учетом не только экономической, но и социальной и гуманитарной составляющих [2]. Таким образом, туризм сочетает в себе социальную, гуманитарную, экономическую, воспитательную и эстетическую стороны, в основе которых лежит межкультурное взаимодействие.

Поскольку роль международного туризма в мировой экономике постоянно возрастает, то соответственно увеличивается зависимость национальных экономик от туристской деятельности. Это объясняется тем, что в экономике отдельных стран международный туризм выполняет ряд важнейших функций:

  • является источником притока иностранной валюты и капитала в страну;
  • создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны;
  • содействует диверсификации экономики, стимулирует возникновение новых секторов, обслуживающих сферу туризма.

В начале 2020 г. все страны охватила пандемия нового вида коронавируса, COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения. Вирус, первая вспышка которого была зафиксирована в г. Ухань в Китае в конце 2019 года, распространился на все страны и материки. По состоянию на 13.05.2020 по всему миру было заражено примерно 4359873 человека, погибло более 293 тысяч. Закрылись границы стран, остановилось авиа- и железнодорожное сообщение, во многих городах был введен режим всеобщей самоизоляции. Стоит заметить, что человечество не в первый раз сталкивается с пандемией, при этом ранее арсенал средств для борьбы с вирусами был гораздо меньше.

Сложившаяся ситуация оказала существенное влияние на все сферы мирового хозяйства, в том числе и на туризм. Как практически единодушно отмечают эксперты, такого кризиса в туризме не наблюдалось со времен Второй мировой войны.

Поэтому, изучение и творческое применение мирового опыта в области стратегического управления туризмом имеет особое значение для многих стран, в которой в настоящее время приняты новые стратегии развития туризма. В этой связи особенно важно изучить передовой зарубежные опыты многих стран, осмыслить их и творчески применять в собственной практике. Безусловно, многие страны располагают большими потенциалами для развития внутреннего и въездного туризма, но эффективность его использования и степень конкурентоспособности национального туристского продукта во многом зависят от эффективности управления и разработанных для этого стратегий.

При всех отрицательных последствиях нынешнего кризиса важно отметить следующий важный момент: современная индустрия туризма давно находится в преддверии больших перемен. Ситуация, сложившаяся в результате пандемии коронавируса, скорее всего, только ускорит приближающуюся трансформацию.

Так, например, актуальными станут тренды более активного внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности, а также экономики впечатлений. Будут меняться инструменты удовлетворения потребностей туристов. При этом важно понимать, что сами потребности у них останутся прежними (потребности в передвижении, общении, новых эмоциях и знаниях и т.п.) [3].

Возможно, туристский рынок восстановится относительно быстро после пандемии, поскольку людям будут нужны положительные эмоции. Хотя, безусловно, точный прогноз дать невозможно, особенно в условиях изменения курсов валют.

Кроме того, вполне вероятно, что может измениться подход к жизни в целом – способы дистанционной коммуникации онлайн станут обычным делом. Сегмент цифровых проектов в туризме активизируется, что поможет формированию отложенного спроса и сработает тогда, когда будут сняты все ограничения с туристских поездок. Действительно, в последние годы значимость использования электронных информационных систем и платформ на рынке туристских услуг только возрастает.

Тенденция цифровизации в туризме предполагает постепенную переориентацию всех участников рынка на сферу онлайн с соответствующей переориентацией финансовых потоков и созданием предпосылок для повышения прибыльности индустрии туризма. В данной связи в настоящее время перспективным направлением представляется разработка и продвижение цифровых продуктов как для традиционных, так и для новых туристских направлений.

Можно сделать вывод, что правильная стратегия международного туризма, в сегодняшней ситуации, поможет открыть новые направления способов коммуникаций по вопросам туризма между странами.

Список литературы

  1. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. 2013. № 3. С. 17–20.
  2. Веревичев И.И. Кризисы науки и кризисы цивилизации в эпоху ускорения научно-технического прогресса // Наука среди нас. 2019. № 4(20). С. 272–278.
  3. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 126–131.

Поделиться

3224

Никитина П. В. Значение стратегий развития международного туризма для международных отношений // Актуальные исследования. 2021. №16 (43). С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/2243-znachenie-strategij-razvitiya-mezhdunarodnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января