Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается актуальность тьюторского сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в контексте доступности образования. Определены особенности деятельности тьютора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Обозначена актуальность тьюторского сопровождения в современном дошкольном образовании. Представлен механизм организации сопровождения обучающегося, обеспечивающий успешность его реализации на этапе дошкольного детства.
В общей системе образования архиважную роль играет первая ступень - дошкольное образование. Этот этап, обеспечивает целостное развитие личности ребенка, формирование интеллекта, становление элементарной культуры деятельности и поведения, а также его социализацию. Российская система образования десятилетиями делила детей на обычно развивающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), последние редко могли получить образование, а также самореализоваться.
По мнению Т.В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания [4]. Образовательные потребности детей ОВЗ не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. На этой основе возникла потребность во внедрении инклюзивной формы образования, которая создает одновременно оптимальные условия для всех категорий обучающихся. Такой подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и представление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе и устранение дискриминации в образовании. Одной из таких услуг является тьюторское сопровождение. Зачастую, какой бы самостоятельностью не обладал дошкольник, возникают ситуации, в которых он нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста, в частности тьютора.
Тьютор - не новая профессия в российской системе образования, но тьютор в дошкольной образовательной организации явление крайне редкое. Важно отметить, что сопровождение дошкольников гораздо меньше исследовано, распространено, чем тьюторское сопровождение взрослых, студентов, школьников. В единичных случаях общественности представлен опыт тьюторской работы с воспитанниками в детском саду.
Законодательная основа организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в дошкольной образовательной организации закреплена в содержании ряда нормативных правовых актов: Закон «Об образовании в Российской Федерации» [20], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [14], Единый квалификационный справочник должностей [13], Письмо Министерства просвещения РФ “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [12] Вышеперечисленные документы указывают на то, что деятельность тьютора достаточно подробно регламентируется и направлена на решение образовательных и воспитательных задач с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Полноценно раскрыть понятие «тьюторское сопровождение» необходимо через раскрытие обеих его составляющих «сопровождение» и «тьютор»
М.Р.Битянова придерживается мнения, что сопровождение – это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном – на личности ребенка. Главная цель сопровождения – создание таких психолого-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни [1].
«Тьютор – педагог-наставник, отвечающий за личностное, творческое и психологическое развитие обучающегося посредством создания индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного пространства. Сопровождать – сопутствовать, идти вместе, быть рядом, помогать» [10].
Заслуживает внимания точка зрения Е.Б. Колосовой, которая, рассматривая тьюторское сопровождение в детском саду предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Тьюторское сопровождение должны осуществлять специалисты со специфическим набором функций, их деятельность должна быть основана на идеях педагогики поддержки, при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать. Это обеспечивает максимальную эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность [6].
Важно отметить, что процесс тьюторского сопровождения привлекает разнообразные формы взаимодействия с обучающимся, представленные в отечественной педагогике: защита, забота, поддержка, подкрепление, направленные на личностный рост и развитие ребёнка дошкольного возраста, а также предоставляет возможность создания оптимальных условий, которые обеспечивают развитие индивидуальности ребёнка.
Деятельность тьютора отличается возможностью вариативного подхода:
- оказывает максимальную помощь при невозможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно справиться с затруднениями;
- осуществляет при необходимости менее выраженное участие, когда обучающийся может проявлять независимость при выполнении заданий;
- может «незримо присутствовать» в процессе обучения, когда ребенок может единолично справиться с затруднением.
Разделяя мнение Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, В. С. Васильевой, Е. В. Резниковой и др., которые свидетельствуют о наличии особых образовательных потребностей в освоении образовательных программ у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, можно утверждать, что при составлении индивидуального образовательного маршрута для таких детей, тьютором учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с данными нарушениями [5].
Таким образом, анализируя деятельность тьютора, логично обратиться к мнению Е.Г. Речинской. По ее определению тьюторское сопровождение нацелено:
- на удовлетворение общих и особых образовательных потребностей ребёнка;
- на создание оптимальных условий реализации его реабилитационного потенциала,
- на обеспечение оптимального сочетания индивидуальной психолого-педагогической помощи с совместным обучением со сверстниками;
- на регулирование процесса совместного обучения детей с комплексными нарушениями в благоприятной социальной и образовательной среде [16].
В рамках реализации инклюзивного образования возникает необходимость одновременной, совместной работы 2–3 специалистов, осуществляющих обучение разным видам деятельности, при этом помогая детям с различной структурой дефекта на занятии и одновременно обучая родителей навыкам взаимодействия с собственными детьми. Крайне важным является, понимание различий содержания позиции тьютора и позиций других участников образовательных отношений. Например, воспитатель обладает определенным знанием, которое он должен передать воспитаннику, а тьютор – это помощник в эффективном усвоении этих знаний. Именно в этот момент возрастает роль тьюторского сопровождения, которое позволяет сочетать индивидуальные и групповые занятия, а также стимулирует ребенка с ограниченными возможностями здоровья использовать разные стратегии поведения в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Тьюторская тактика сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья реализуется в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, позволяющего осуществлять создание благоприятных условий для развития и социализации ребенка, преодоление трудностей в обучении в разных видах деятельности [17].
Значимым преимуществом при осуществлении сопровождения обучающегося с ОВЗ со стороны тьютора является возможность постоянно уточнять и корректировать индивидуальный образовательный маршрут своего подопечного, обеспечивающая индивидуализацию обучения. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений воспитанника со стороны всех партнеров педагогического процесса.
Анализируя данные направления, можно говорить о том, что целью тьюторского сопровождения является успешное включение дошкольников с ОВЗ в среду образовательно учреждение за счёт создания специальных условий и в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута. Специальные условия должны обеспечивать освоения адаптированной образовательной программы в удобном для ребёнка темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребёнка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы, в которой он находится.
Реализация цели и осуществление тьюторского сопровождения достигается определенными последовательными действиями специалиста:
- диагностика сущности возникшей проблемы;
- анализ полученной информации (содержание существующей проблемы и пути ее решения);
- выработка плана решения проблемы и его реализация.
Тьюторская деятельность в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит из трех взаимосвязанных компонентов.
1. Адаптация образовательной среды, а именно, организация рабочего места в соответствии с функциональными возможностями ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещения детского сада, режим дня, образовательные программы и методические пособия.
2. Организация образовательной деятельности, которая включает:
- разработку индивидуального образовательного маршрута;
- определение основных форм осуществления индивидуального сопровождения ребенка и подбор методов и средств обучения;
- координацию деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих процесс обучения, воспитания и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг психолого-педагогического, социального и физического статуса ребенка и динамики его психофизического развития в процессе сопровождения.
3. Вовлечение воспитанника в образовательное сообщество через формирование адаптивного поведения и овладение коммуникативных навыков взаимодействия с окружающими с опорой на его внутренние ресурсы.
На основе анализа источников удалось установить, что ключевыми для тьюторских практик в дошкольном образовании являются несколько условий:
- Сопровождение должно проводится в условиях детского сада, в котором все участники образовательного процесса готовы использовать в работе личностно-ориентированные технологии;
- Тьютор совместно с другими участниками процесса сопровождения должен создавать избыточную открытую образовательная среда и в своей работе опирается на игру как на ведущую деятельность в дошкольном возрасте;
- Индивидуальное сопровождение должно носить комплексный характер. Деятельность, объединенная единой целью, для всех участников образовательного процесса (члены педагогического коллектива, внешние социальные институты и родители).
Выбор форм, методов и технологий тьюторской работы является индивидуальным выбором тьютора и определяется возрастными и личностными особенностями детей. Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторам, в том числе спецификой нарушений развития ребенка, уровнем его активности, степенью готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадии его включенности в работу по развитию инклюзивной практики, степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей, уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Можно сделать вывод, что результатом тьюторской работы в детском саду является создание целостной, системно-организованной деятельности, в процессе которой созданы социально-психологические, педагогические и специальные (коррекционные) условия для успешного развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия в дошкольной образовательной среде. Тьюторское сопровождение позволяет педагогу организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, что любой ребенок, независимо от его физических, психических или других особенностей, может быть включен в общую систему образования вместе со здоровыми сверстниками.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2000. – 298 с.
- Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 165.
- Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354.
- Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. - 80 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия [Текст] / Е. Б.Колосова. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
- Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику: методические рекомендации. М., 2013. (Инклюзивное образование).
- Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е.А. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.
- Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. -79с.
- Основы тьюторства: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Шрамко; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
- Пименова И. Б. Тьюторство как успешный фактор индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих комплексные нарушения в развитии: материалы XI Международного теоретико-методологического семинара «Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология», Москва, 25 марта. М., 2019. С. 114–118.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика / Е.Г. Речицкая – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 245 с.
- Тимохина Т.В. Тьюторство в сопровождении обучаемого // Инклюзивная образовательная среда и ее развитие Международная конференция: круглый стол с участием молодых исследователей. Российский государственный социальный университет / Под ред. Л.В. Мардахаева. Москва, 2018. С. 18-22.
- Тьютор в образовательном пространстве: учебное пособие /В.П. Сергеева [и др.]. М.: УЦ Перспектива,2014. 216 c.
- Тьюторское сопровождение учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: методические рекомендации/ МО и МП СО ГАОУ ДПО СО «ИРО»; авт-сост.: Т.А. Евсюкова, М.О. Максимова, С.В. Соловьева: под общ. ред. С.В. Соловьевой.-Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
- Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Чередилина М. Ю. Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 263–267.