Общенациональная (государственная) идеология как основа укрепления российской государственности
научный журнал «Актуальные исследования» #16 (43), апрель '21

Общенациональная (государственная) идеология как основа укрепления российской государственности

В статье общенациональная (государственная) идеология рассматривается как основа укрепления российской государственности. Российское общество всегда объединяла общая идеология. Игнорирование значения общенациональной (государственной) идеологии сегодня в формировании российской государственности может привести к непоправимым последствиям. Для выхода из создавшегося кризиса необходимо установить приоритет государственной идеологии.

Аннотация статьи
«общество социальной справедливости»
гражданско-патриотическое воспитание
деидеологизация
либеральные ценности
общенациональная (государственная) идеология
национальная идея
патриотизм
Ключевые слова

«Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть», – писал Лев Николаевич Толстой. Перефразировав это изречение, можно сказать: «Плохо, если в государстве нет национальной идеи, ради которой людям хотелось бы жить (так оптимистичнее), развиваться, творить».

Национальной идеей может быть кратко сформулированная идея, отражающая основные чаяния всего населения государства, или большей его части, в данный исторический момент. Если война – победить, если разруха – восстановить, если разброд – объединиться и сплотиться, если нет экономической и политической независимости – добиться суверенитета и самодостаточности, и т.д.

При этом, если идея национальная, достижение её возможно лишь при наличии национального единства на основе общего языка, образа жизни, традиций, преданий, святынь, мировоззрения, общественной справедливости.

Таким образом, национальная идея – это цель-задача, определяющая стратегию развития нации в настоящем и обуславливающая процветание в будущем.

Для достижения этой цели обязательно требуется теоретическое и моральное обоснование путей достижения намеченного, методология воплощения идеи в жизнь, определяющая внутреннюю и внешнюю политику государства. То есть, необходима идеология, как система знаний и идей, на основе которых всесторонне осознаётся и оценивается текущее бытие и вырабатываются ориентиры и программы действий по осуществлению обозначенной идеи.

Очевидно, что идеологии не может быть без идеи. Не может быть сформулирована общенациональная (государственная) идеология если отсутствует общенациональная идея, или если общенациональная идея провозглашена, но она не поддерживается большинством населения.

И, наоборот, когда «передовые умы» обозначат насущную идею на текущий момент и она действительно станет общенациональной, от идеологии никуда не деться, она будет сформулирована, если не государством, то прогрессивными политическими силами.

На сегодняшний день в России нет общенациональной (государственной) идеологии, она не сформулирована и не закреплена в Конституции. Более того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». То есть, государственная идеология фактически запрещена.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить два варианта анализа сложившейся ситуации:

  • общенациональной (государственной) идеологии в России нет, так как нет в России национальной идеи;
  • общенациональная (государственная) идеология в России не может быть сформулирована, так как провозглашённая национальная идея не поддерживается большинством населения.

Сегодня существуют заявления о том, что национальная идея есть, что либеральные ценности, призванные кардинально изменить Россию, провозглашены, что есть цель – построение капитализма и вхождение в европейское сообщество, установление и защита частной собственности.

Но, ведь, эта идея не была выстрадана народом, не «вызрела» в общественном сознании, а была навязана обществу «сверху» молодыми реформаторами начала 90-х годов XX века, считавшими себя представителями самого прогрессивного общественного строя.

Только у людей не спросили, хотят ли они жить с этой идеей. И «хлебнул народ по полной» все «прелести» призрачно счастливой демократической жизни, а, очнувшись, начал осознавать, что это не та цель, которую хотелось бы достигнуть, не тот путь, по которому хотелось бы идти.

Россия вновь оказалась на распутье. Резкий переход от социализма к либерализму привёл к слому бывшей социально-политической системы, а новая не сложилась. Сегодняшнее государство представляет собой ассоциацию расслоённого населения. А когда единства в стране нет, тогда у «верхов» своё, а у «низов» своё представление о счастье и о его достижении. В такой обстановке общенациональной идеи быть не может. А вот «идеологическое многообразие», закреплённое в Конституции, – соответствует ситуации.

Деидеологизация плачевно сказывается на духовном и нравственном развитии молодого поколения России, оказавшегося беззащитным перед натиском западной массовой культуры. Отказ от общенациональной (государственной) идеологии препятствует формированию духовного и правового сознания в России, создает благодатную почву для роста правонарушений.

Для выхода из создавшегося кризиса необходимо найти объединяющую всех идею. И такая идея есть! Это – идея создания «общества социальной справедливости». Идея эта не нова. В разное время люди разных государств стремились и стремятся к достижению этой цели. И Россия – не исключение.

А социальная справедливость предполагает, как бы это кому-то это не нравилось, приоритет общественно-государственной собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими как: преобладание плановой экономики над рыночной, социальное равенство, труд как обязанность для всех и отсутствие тунеядства и т.д. Поддерживают эту идею большинство – представители патриотически настроенного «среднего слоя», «базового слоя» и «нижнего слоя» населения (в соответствии со стратификационной моделью общества социолога и экономиста Т.И. Заславской).

Воплощение этой идеи в жизнь, достижение этой цели возможно только путём последовательных реформ, сводящих к минимуму материальное расслоение общества. Но такая идеология неоднозначно воспринимается «верхним слоем» – элитой. Представители элиты, у которых патриотические чувства ещё теплятся в сознании, пытаются возродить страну. Остальные – стремятся всё, что можно и что нельзя, взять от этой жизни и уехать в «благополучные края».

В таких условиях в современном государстве общенациональную (государственную) идеологию сформулировать просто невозможно. И это ещё один (третий) вариант анализа сложившейся ситуации. Не пришло ещё для неё время. Не готово общество для её восприятия и осознания.

Нельзя навязать обществу какую-либо идеологию. Её невозможно придумать. Она должна органически соответствовать основным духовно-культурным традициям народа.

Общенациональная (государственная) идеология постепенно сформируется при опоре на следующие ценности: русский язык и отечественная культура, нравственные идеалы российского общества, взаимное уважение национальных и религиозных особенностей народов России, общая ответственность за судьбу страны и др.

И пусть основой первых шагов по этому длительному пути станет «патриотизм», который сегодня декларируется как единственное, на что можно опереться, выстраивая новую государственность.

«…Государство в России активно пытается создать формулу национального единства…. Постоянно ведется работа по поиску ценностей, которые бы смогли объединить российское общество. …Поступил общественный заказ на патриотизм в общенациональном значении…» [1, c. 93].

«Да, в патриотизме, думаю, тут ничего другого не может быть» – заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин, отвечая на вопрос о том, в чём состоит российская национальная идея [цит. по 2].

Чувство патриотизма является жизненно необходимым для общества. Без наличия его у каждого члена (или, по крайней мере, у большинства) общество не сможет существовать.

Если не относиться к патриотизму как к эмоциональному проявлению привязанности к родной земле, родительскому дому, а придавать ему общественно-политическое значение, то можно его рассматривать как любовь к обществу, как мировоззрение, соответствующее общественным интересам. А, значит, быть патриотом – это значит действовать во благо общества.

Но, любовь к обществу, а, значит, и патриотизм, бывают разные. По-разному понимают общественные интересы представители разных политических сил в обществе. Разное отношение к общественному благу, к общественным интересам у представителей различных классов, социальных слоев и групп.

Можно не называть себя патриотом и при этом действовать во благо общества, а можно кричать на каждом углу о патриотизме и не делать ничего полезного (а то и вовсе – вредить обществу). Некоторые псевдопатриоты из депутатского корпуса и чиновнического аппарата любят кричать «За Родину!» и при этом имеют недвижимую собственность в других странах (хотя и оформленную часто не на себя), платят там налоги, обучают там детей и очень любят там бывать, предаваясь отдыху и развлечениям.

Видимо, не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин во время обращения к Федеральному собранию 15 января 2020 года предложил ввести на конституционном уровне запрет на иностранные гражданство и счета для лиц, занимающих «критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны» должности [3]. Правда, положения о запрете чиновникам и депутатам владеть иностранной недвижимостью среди поправок в Конституцию не оказалось…

Наконец, нужно отличать гражданский патриотизм от государственного патриотизма. Общество (народ) и государство – не одно и то же. Государственный патриотизм – это, прежде всего, лояльность по отношению к существующему государству, к государственной власти, к политике государства, к государственным интересам.

Истинным патриотизмом государственный патриотизм может быть только в том случае, если государственные интересы совпадают с интересами народа, что бывает далеко не всегда. И патриот, в этом смысле, говоря словами Н.Г. Чернышевского, «это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ» [цит. по 4].

Таким образом, патриотизм сможет стать общенациональной идеей, объединяющей всех людей, только при «определённых условиях». Но даже обозначение патриотизма в качестве таковой, совершенно не означает, что это социальное чувство само собой сразу сформируется в общественном сознании и появится у каждого члена общества. По выражению академика Д.С. Лихачева «его нужно заботливо воспитывать».

Отсутствие системы патриотического воспитания в государстве создает почву для формирования поколения потребителей, думающего только лишь о том, как больше заработать денег и приобрести материальных ценностей.

Цель гражданско-патриотического воспитания молодежи – формирование патриотического сознания и духовности, развитие высокой социальной активности и гражданской ответственности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и профессионально значимыми качествами, способной проявить их в интересах Отечества и в созидательном процессе, и в ратном труде. Быть непримиримым сторонником патриотизма и любви к своей Родине должен и педагог, воспитатель, говорящий своим ученикам о Родине, о долге, о патриотизме.

А для этого в стране должна быть одна объединяющая всех идея, на основе которой и должно осуществляться идеологическое воспитание.

Идеологическое воспитание предполагает наличие общенациональной (государственной) идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает?

Однако ст. 13 Конституции Российской Федерации прямо запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной и требует сохранения идеологического разнообразия. Поэтому человеку приходится самому разбираться в широком спектре политических идей, определяться со своими патриотическими убеждениями. А организовать должное идеологическое воспитание – практически невозможно.

Выход из сложившейся ситуации видится в следующем: необходимо корректировать конфликтную 13 статью Конституции Российской Федерации, устанавливать приоритет государственной идеологии и возвращать патриотическое воспитание в центр политического процесса. В противном случае патриотические лозунги останутся только лозунгами.

Корректировка системы либеральных ценностей современного политического процесса, нахождение общих точек соприкосновения во всех идеологических концепциях в условиях идеологического плюрализма позволят сформулировать общенациональную (государственную) идеологию и выработать единую государственную стратегию патриотического воспитания.

Но это неизбежно приведёт к смене политического и социально-экономического курса государства. Стремление к общественному благу и благополучию человека в обществе (то, что объединяет сегодня все идеологии) – это, в чистом виде, обновлённая социалистическая идея, идея построения «общества социальной справедливости», в котором реализуется принцип: «от каждого – по способностям, каждому – по труду».

Российское общество всегда объединяла общая идеология (православная идеология, идеология многонационального абсолютизма и народности, идеология пролетарского интернационализма). Игнорирование значения общенациональной (государственной) идеологии сегодня в формировании российской государственности может привести к непоправимым последствиям. А патриотическая идея без идеологической основы – это просто слова.

Текст статьи
  1. Кобылкин Р.А. Современное российское общество: в поисках духовных оснований // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. №1(47). 2017. С. 92-94.
  2. Путин рассказал о национальной идее России. URL: https://tass.ru/obschestvo/8438743 (дата обращения 10.02.2021).
  3. СМИ узнали о не внесенном в поправки к Конституции запрете для чиновников. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/03/2020/5e620a809a79472 f0c4d1837 (дата обращения 26.02.2021).
  4. Цитаты известных личностей. URL: https:// ru.citaty.net/ tsitaty/616334-nikolai-gavrilovich-chernyshevskii-patriot-eto-chelovek-sluzhashchii-rodine-a-rodina-/ (дата обращения 26.02.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа