Интеграция математики и истории как средство формирования гармоничной личности
научный журнал «Актуальные исследования» #16 (43), апрель '21

Интеграция математики и истории как средство формирования гармоничной личности

В статье рассматриваются особенности интеграции математики и истории как средства формирования гармоничной личности. Также приводятся примеры использования элементов истории на уроках математики и взаимообратно.

Аннотация статьи
интеграция
межпредметные связи
Ключевые слова

Образование сегодня направлено на формирование интеллектуально развитой личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающего мира. В свете современных задач всестороннего развития личности школьника важное значение приобрела проблема интеграции и межпредметных связей. Интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы, а, наоборот, совершенствует её и позволяет углубить взаимозависимость между различными дисциплинами.

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский. В настоящее время межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока [1, c.15].

Вопросы использования элементов истории математики в преподавании рассматриваются в работах А.Д.Александрова, В.Б.Гнеденко, Н.М.Бескина, Г.Д.Глейзера, И.Я.Депмана, Г..В.Дорофеева, Л.Я.Зориной, К.А.Рыбникова, В.И.Рыжика, И.М.Смироновой, А.П.Юшкевича, и др. Выделение в гуманитарном потенциале школьной математики исторического компонента объясняется, прежде всего, тем, что математика – одна из самых древних наук, и знакомство с ее историей как с точки зрения развития математических идей, так и в связи с различными историческими аспектами развития общества, безусловно, является важным элементом гуманитарного образования школьников. История математики – часть истории культуры, следовательно, без изучения истории математики у школьников не может быть сформировано целостное представление о развитии человеческого общества. История математики позволяет проследить связи развития общества с развитием математики. С одной стороны, развитие общества влияет на развитие математики, а с другой – уровень развития математики в значительной степени определяет ход общественного развития. Включение в содержание образования элементов истории математики, служит эффективным средством формирования положительной мотивации к изучению математики, способствует развитию творчески способностей, способствует формированию научного мировоззрения у учащихся, представлений о научной картине мира [3, c. 89].

В историческом компоненте гуманитарного потенциала школьной математики можно выделить три составляющие:

  • историко-культурную (рассматривает развитие математики как часть культуры, взаимосвязь исторических событий и математики);
  • историко-математическую (раскрывает историю и значение для развития общества появления математических терминов, понятий, теорем, формул, теорий, идеи);
  • историко-личностную (знакомит с творчеством ученого математика, его биографией, событиями его жизни, способствующими становлению и развитию таланта творца, задачах, носящих имя ученого).

Реализация связи истории с математикой способствует не только возникновению и поддержанию интереса на уроке, но преследует более важную цель: формирование мировоззрения и общей культуры учащихся. Элемент историзма в обучении математике – это любое единичное высказывание, любой единичный факт, имеющий непосредственное отношение к истории математики» (например, биографическая справка, цитирование первоисточника, демонстрация портретов математиков). Пример. Из истории хорошо известно, что в Древнем Египте было развито земледелие. Для построения прямого угла землемеры использовали следующий прием. Веревку узелками делили на 12 равных частей и концы связывали. Затем ее растягивали на земле так, чтобы получился треугольник со сторонами 3, 4 и 5 делений. Угол, лежащий напротив стороны с 5 делениями был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц называют египетским. На этом примере исторической справки показано, как математические знания появляются из практических нужд человека и затем используются людьми для решения практических задач. Еще одно средство историзации – это историческая беседа, которая представляет собой обмен мнениями об историко-математических фактах, который может проходить в виде собеседования. В случае, когда к математическому объекту добавляется исторический факт, говорят об историзме в математическом понятии, формуле, теореме, задаче и др. математических объектах. Математические объекты, которым присвоены имена ученых, называют именными. Их изучение целесообразно сопровождать историческими экскурсами, включающими элементы биографии ученых [2, c. 58]. Традиционным стало проведение мною межпредметных внеклассных мероприятий: проект. Использование межпредметных связей позволяет актуализировать субъектный опыт школьников. Ранее приобретенные знания на других предметах и в повседневной жизни, становятся востребованными на уроках математики. Можно реально показать значимость этих знаний, тем самым, формируя у школьников потребность в их пополнении и расширении. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей. Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет: - формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве; - изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью [4, c. 36].

Результат нашей деятельности по применению межпредметных связей в учебном процессе заключается в отношении к урокам математики моих учеников, их заинтересованность в изучаемых темах, решении задач различного характера: географического, исторического и т.д. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: существует большое разнообразие направлений реализации межпредметных связей математики с другими науками. Их использование учителем на уроке является несомненным достоинством и способствует более полной реализации целей изучения математики в школе.

Интеграция и дифференциация науки, выражающие тенденции развития современного научного знания, также усиливают роль различных видов межпредметных связей. Грамотное использование межпредметных связей на уроках позволяет повысить качество подготовки школьников, за счет развития их мобильности и формирования мировоззрения.

Текст статьи
  1. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения // Вектор науки ТГУ. 2013. №1(12). С. 105–107.
  2. Ложкина Е.М. Межпредметные связи при обучении математическому моделированию в курсе алгебры основной школы // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. С. 82–86.
  3. Смирнова А.С. Реализация межпредметных связей на уроках математики // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN420.pdf (доступ свободный).
  4. Федорова Н.Б., Федорова А.А. Межпредметные связи как фактор оптимизации процесса обучения в средней школе // Альманах мировой науки. 2017. № 2– 2(17). С. 75–78.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня