Понятие национальной идентичности

В статье рассматривается модель национальной идентичности. Усиливающиеся антиглобалистские тенденции связаны с тем, что люди хотят быть не просто представителями общего мира, а носителями определенной этнокультурной национальной общности. Человек нуждается в чувстве принадлежности к нации и ощущении этнической группы как сплоченного целого, имеющего отличительные традиции, культуру и язык.

Аннотация статьи
иммиграция
национальная группа
ассимиляция
этническая группа
национальная идентичность
Ключевые слова

Справочное издание «Encyclopedia Americana» предлагает следующее определение термину «нация». Нация – большая группа людей, которые рассматривают себя как общность или группу и которые обычно ставят лояльность к группе выше любых других конфликтующих форм лояльности. Часто нации присуща одна или несколько из следующих особенностей: язык, культура, религия, политические и другие институты, история, с которой она

Таким образом, можно полагать, что национальная идентичность возникает из чувства членства в общности, которая может назвать себя нацией. Национальная идентичность – это и особая форма групповой идентичности, благодаря которой, несмотря на недостаток физических контактов, люди считают себя объединенными вместе, потому что их объединяют язык, множество традиций, историческая память о прошлом, которое постоянно переживается в настоящем как гордость успехами и достижениями нации или наоборот - как стыд за поражения, неудачи.

Национальная идентичность возникла в психологии из теории социальной идентичности, которая утверждает, что принадлежность к социальным группам (например, религиозным группам или профессиональным группам) служит важной основой для формирования личности. Членство в группе (группах), а также ценность и эмоциональная значимость этого членства являются важной частью становления человека. Одно из первых заявлений о социальной идентичности было сделано Куртом Левином, который подчеркнул, что людям необходимо твердое чувство групповой идентификации, чтобы поддерживать чувство благополучия. В связи с этим коллективная идентичность представляет собой всеобъемлющую основу для различных типов развития идентичности, подчеркивая многомерность членства в группах. Часть коллективной идентичности включает психологическое позиционирование себя в группе, членам которой свойственны некоторые общие черты. Такое позиционирование не требует от людей прямого контакта со всеми членами группы.

Развитие национальной идентичности включает формирование идентичности в процессе самокатегоризации индивида в национальной группе и психологической привязанности к ней. Данная идентичность характеризуется как часть Я-концепции и идентификации человека в качестве личности. За некоторыми редкими исключениями, развитие национальной идентичности связано с положительными психологическими результатами: психосоциальным развитием (например, уверенностью в себе, меньшими депрессивными симптомами) и академическими результатами (например, интерес к учебной деятельности).

Д. Кац, Х. Келман выделяются следующие формы национальной идентичности:

  1. Символическая принадлежность к нации, когда связи на уровне индивид-группа характеризуются тесной эмоциональной привязанностью к ценностям и символам коллектива. В периоды угрозы, разрушения традиционных связей символическая принадлежность к нации рассматривается как средство уменьшения тревоги путем поддержания идентичности и групповой сплоченности;
  2. Приверженность нормам – характеризуется латентной связью с нацией, подчиненной более насущным ролям, которые ассоциируются с профессиональными, религиозными и родственными группами;
  3. Функциональная принадлежность – модель такой связи с нацией, когда индивид определят свою роль в рамках институциональной ответственности. Некоторые лишь время от времени демонстрируют лояльность институтам власти или участвуют в религиозных и общественных движениях.

Развитие национальной идентичности начинается в подростковом возрасте, но описывается как процесс формирования идентичности во времени, обусловленный сочетанием опыта и действий индивида, включающий в себя получение знаний, понимание, а также чувство принадлежности к национальной группе. На каждой стадии развития индивид сталкивается с определенным кризисом. В подростковом возрасте поиск и формирование идентичности являются критически важными задачами. Эта стадия в конечном итоге приводит к устойчивому самоощущению. Сформированная идентичности приносит удовлетворение и чувство надежности. В ином случае индивиду не хватает ясности в отношении своей роли в жизни. В частности, приверженность национальной идентичности может помочь уменьшить депрессивные симптомы, возникающие вскоре после дискриминации, что, в свою очередь, снижает общий стресс.

Джеймс Маршия разработал модель Эрика Эриксона и связал формирование идентичности с различными этапами жизни. Он выделил два процесса, которые формируют национальную идентичность: исследование идентичности и приверженность к группе.

Модель развития национальной идентичности Джин Финни представляет в виде многомерной модели, теоретическую основу которой положили Эриксон и Маршия. Он различает три этапа прогрессии:

  1. Неисследованная национальная идентичность. До подросткового возраста дети либо мало задумываются о национальной принадлежности, либо предполагается, что они унаследовали свою национальную идентичность от других, вместо того, чтобы изучать этот вопрос самим. В широком смысле «социализация» означает приобретение поведения, ценностей и установок национальной группы. На этот процесс могут повлиять: семья, сверстники и общество в целом. То есть агенты первичной социализации воздействуют на чувство принадлежности детей и их общее отношение к национальным группам. Дети могут усваивать как положительные, так и отрицательные сведения и, следовательно, иметь противоречивые чувства по поводу национальной принадлежности.
  2. Поиск национальной идентичности. В начале подросткового возраста ставится под сомнение общепринятые взгляды на национальную принадлежность и возникает более глубокое понимание. Обычно этот этап характеризуется осознанием существования национальных отношений, например, дискриминации. Появляется интерес к получению большего количества знаний о своей культуре и активное участие в таких мероприятиях, как обсуждение с другими людьми национальных особенностей, чтение книг по этой теме и размышления о текущих и будущих последствиях своей национальной принадлежности.
  3. Достижение национальной идентичности. Этот этап характеризуется ясностью в отношении своей национальной идентичности. Фаза достижения включает в себя безопасное, уверенное и стабильное ощущение себя. Данный период характеризуется как реалистичная оценка своей группы в более широком социальном контексте. Хотя достижение представляет собой высший уровень развития национальной идентичности, Финни считает, что повторное обследование может происходить в зависимости от опыта, полученного с течением времени.

Исследователи полагают, что приверженность к группе связана с необходимостью в социальной поддержке и снижении тревожности. Существует множество положительных результатов, связанных с сильной и стабильной национальной идентичностью, включая повышение самооценки, улучшение психического здоровья, снижение возможности возникновения девиантного поведения и более высокие академические достижения. Но с другой стороны, исследование национальной идентичности может привести к уязвимости и негативным последствиям, таким как депрессия. Это связано с чувствительностью человека к дискриминации и национальным конфликтам, то есть к отрицательным сторонам национальной принадлежности.

Также было исследовано влияние семьи на становление личности. Определенные аспекты воспитания детей, такие как расовая социализация молодежи, влияют на формирование национальной идентичности. Исследования показали, что чем ближе подростки чувствовали себя к своим родителям, тем больше они сообщали о чувстве связи со своей национальной группой.

Национальная идентичность, таким образом, является специфическим «изобретением» современности, и ее значимость связана с поддержанием чувства приверженности к социальной группе и появлением ощущения надежности и уверенности.

Текст статьи
  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
  2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
  3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 368 с.
  4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. – М.: «Аделант», 2013. – 800с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
Список литературы