В современных условиях возрастает интерес к стратегическому планированию со стороны менеджеров всех сфер национальной экономики. Это обусловлено тем, что хозяйствующим субъектам необходимо адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. В противном случае, из-за несвоевременности принятия управленческих решений в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с конкурентоспособностью компании, удержанием своих позиций на рынке.
Следует отметить, что система высшего образования Казахстана претерпела значительные изменения за годы независимости. Одной из причин и катализатором данного процесса выступает глобализация, ставящая перед системой высшего образования новые цели и задачи. Университеты функционируют в конкурентной среде и развиваются как отдельные автономные бизнес-организации [1].
Как показало изучение экономической литературы, в высших учебных заведениях стратегическое планирование в настоящее время приобрело особую актуальность [2]. Любая образовательная организация нуждается в наличии стратегии, что обеспечивает устойчивое ее развитие [3, 4].
Не случайно, планирование выступает первой функцией менеджмента. Иными словами, необходимо вначале рассмотреть вопросы формулирования целей и задач, выбора приоритетов и обоснования стратегии развития с учетом обеспеченности ресурсами. От качества разработки плана зависит реализация последующих функций: организации, регулирования, координации, мотивации, руководства, контроля.
Планирование деятельности высшего учебного заведения – это многоступенчатый сложный процесс, в котором принимают участие все подразделения и сотрудники организации. Прослеживается четкая иерархия видов планов: стратегический, тактический и оперативный, которые отличаются по срокам реализации, целям и задачам, степени точности, совокупностью и масштабами действий, используемыми инструментами и уровнем управления.
Все перечисленные виды планов дополняют друг друга, рассматриваются как составные элементы единой системы. Стратегическое планирование позволяет сформулировать грамотно видение и миссию, ответить на вопрос о том, какие меры необходимо предусмотреть заблаговременно, чтобы сохранить конкурентоспособность в будущем. Тактическое планирование конкретизирует положения стратегического плана и охватывает совокупность действий по достижению стратегических целей. И наконец, оперативное планирование направлено на обеспечение повседневной работы коллектива предприятия и его структурных подразделений, опирается на объективную информацию, заключается в доведении плановых заданий до конкретных исполнителей и организации контроля их выполнения с наилучшими результатами.
Между тем, планирование качества деятельности вуза представляет собой действия не только по установлению целей, но и по определению необходимых операционных процессов и соответствующих ресурсов для достижения этих целей [5].
Так, в Казахском национальном университете имени аль-Фараби решением Ученого Совета утверждена Стратегия развития на 2020-2025 годы, разработанная в соответствии с целями, задачами и основными направлениями следующих нормативных документов Республики Казахстан:
- Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года от 15 февраля 2018 года № 636 Астана, Акорда;
- Закона РК «Об образовании» с изменениями от 4 июля 2018 года № 172-VI ЗРК, Астана, Акорда;
- Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан 27 декабря 2019 года № 988 и др.
В качестве инструмента инновационного менеджмента, обеспечивающего повышение международной конкурентоспособности университета внедрен метод управления, ориентированного на результат (УОР), который основывается на связи систем индикативного планирования и рейтингов. Целью УОР является повышение эффективности процессов для достижения запланированных, измеримых результатов на уровне профессорско-преподавательского состава, кафедр, факультетов и всего университета [6].
Одним из важных аспектов стратегического планирования является формулирование миссии. Иными словами, высшее учебное заведение таким образом показывает, в чем предназначение организации, к чему оно стремится, в чем выражается цель ее существования.
Миссия Казахского национального университета имени аль-Фараби заключается в формировании кадрового потенциала – конкурентоспособных и востребованных специалистов на национальном и международном рынках труда, достижение качественно нового эффекта в формировании граждан страны и мира, и в устойчивом развитии общества путем передачи и приумножения знаний.
Для устойчивого развития университеты наряду с миссией формулируют и стратегическое видение, т.е. представление о том, как будет выглядеть организация в будущем, что будет способствовать мобилизации усилий коллектива, выражает мнение менеджеров, показывает перспективы развития организации.
Видение Казахского национального университета имени аль-Фараби состоит в трансформации национального классического университета в исследовательский университет мирового класса; интеграции образования, науки и инновации; формировании модели Университета 4,0; обеспечении высокого качества обучения для дальнейшего успеха студентов и формирование конкурентной базы образовательных программ; подготовке выпускников с высоким личностными и профессиональными качествами, соответствующих требованиям рынка труда [6].
Разработка и реализация стратегического плана дает высшим учебным заведениям определенные конкурентные преимущества, так как выявляет ориентиры и приоритеты развития, мобилизует коллектив для решения поставленных задач. Профессорско-преподавательский состав должен быть осведомлен, в каком направлении двигаться, на чем сконцентрировать усилия, каких показателей надо достичь, каково будущее университета, на что в первую очередь необходимо обратить внимание.
Только при такой постановке вопроса возможно повышение эффективности деятельности образовательной организации за счет совершенствования управления коллективом в условиях ограниченных ресурсов, усиливающейся конкуренции, учета вызовов и угроз.