Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях
научный журнал «Актуальные исследования» #16 (43), апрель '21

Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье раскрывается смысл качественных методов, применяемых в психолого-педагогических исследованиях. Определяется их актуальность для современной науки и диагностики. Приведены примеры некоторых методов, которые нашли широкое распространение в России.

Аннотация статьи
метод анализа ситуации
библиографический метод
глубинное интервью
психолого-педагогические исследования
качественные методы
контент-анализ
проективные методики
Ключевые слова

К уровню развития образования в России на современном этапе выдвигаются очень высокие требования. Образование становится капиталом и одним из главных ресурсов страны. Одним из важных условий для оптимизации современной системы образования служит проведение разного рода психолого-педагогических исследований, которые позволяют изучать различные явления психологии и педагогики в их развитии и изменении, а также выявлять имеющиеся противоречия и находить пути решения данных проблем.

По мнению С. А. Белановского, качественные методы в исследованиях выполняют целый ряд важнейших познавательных функций, которые не могут быть выполнены с помощью количественных методов. Таким образом, качественные методы позволяют наиболее полно, нежели количественные методы, дать характеристику психолого-педагогическим явлениям. Это определяет актуальность выбранной темы [2].

Однако из данной актуальности вытекает и противоречие, которое нам необходимо разрешить. По мнению некоторых исследователей (например, Б. Г. Ананьева), значение качественных методов в психолого-педагогическом исследовании определяется только лишь в словесном описании тех результатов, которые получены с помощью количественных методов [1].

Необходимо разобраться в следующей проблеме: так ли важны качественные методы психолого-педагогического исследования или можно обойтись только количественными?

Объект нашего исследования: проведение психолого-педагогического исследования. Предмет – качественные методы исследования.

Цель работы: выделить основные качественные методы, применяемые в психолого-педагогическом исследовании.

Методы проведения нашего исследования: анализ научной литературы по выделенной проблематике.

В психологии, как отмечают А. Страусс и Дж. Корбин, под качественным исследованием принято обозначать любой вид исследования, в котором данные будут получаться нестатистическими и неколичественными способами. Под данными методами исследования учеными понимается особый вид сбора, обработки, анализа, а также последующего предоставления данных. Это могут быть данные, которые получены при помощи наблюдения, интервью, использования проективных методов и др. Они анализируются не математически, а с помощью применения разных техник аналитического описания заложенного в них смысла [6].

Среди основных отличительных признаков качественных методов исследования от количественных выделяются следующие [1]:

1. Качественные методы опираются не на статистические процедуры, а носят нестандартизированный характер.

Они направлены на более широкое изучение того или иного объекта, всего спектра его проявлений и не прослеживают закономерности в количественных характеристиках, при этом ориентируясь на раскрытие каких-либо причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия объекта как внутри себя, так и с окружающим миром. Из-за того, что качественные методы исследования избегают всяческой жесткой формализованной схемы для сбора данных, то они дают возможность более глубоко и полно понять и объяснить сущность изучаемых психолого-педагогических явлений.

2. С помощью качественных методов исследования респонденту можно более полно высказаться по предложенному вопросу.

Положительной стороной использования качественных методов в психолого-педагогических исследованиях является то, что смысл вопросов, предлагаемых формализованными опросниками, может не совпасть с уже имеющимися у респондента категориями. Именно ими он оперирует при восприятии или оценке того или иного средства коммуникации, той или иной статьи или программы. В результате исследования респондент, конечно, принимает и оценивает предложенную ему структуру, но исследователь при этом получает неполную информацию.

3. Апелляция к активности исследуемой аудитории.

В дополнение к функциональности информации, люди часто наделяют ее значением, то есть как-то относятся к ней и к коммуникаторам. При качественном исследовании, ситуация проведения которого максимально приближена к жизненной, респондент может свободно высказывать свое мнение и решать какие-либо творческие задачи представления своих образов в том виде, как они будут влиять на его мотивацию.

После того, как мы рассмотрели определение качественных методов психолого-педагогического исследования и определили их положительные стороны, перейдем к классификации, которая предложена Н. В. Клюевой.

Первым качественным методом является глубинное интервью. Оно представляет собой личную беседу в неформальной обстановке, которая проводится по заранее намеченному плану и основывается на использовании таких методик, которые побуждают респондентов к обстоятельным и продолжительным рассуждениям на одну из предложенных исследователем тем. Такое интервью проводится один на один и длится в течении 30-60 минут [3].

При глубинном интервью нужно следовать определенной последовательности:

  1. Выбор темы (Например, какая из форм мотивации к учебной деятельности наиболее эффективна в старшей школе);
  2. Планирование. Необходимо разделить все интервью на блоки и разделы, подготовить средства записи данного интервью;
  3. Интервьюирование;
  4. Расшифровка;
  5. Анализ;
  6. Верификация;
  7. Написание отчета.

Вторым качественным методом, используемым для психолого-педагогического исследования, служит библиографический метод [3].

Предметом такого метода является жизненный путь, пройденный человеком и в процессе которого развивается личность, его приобщение к общественным нормам, происходит выполнение им разных ролевых функций и более полное становление индивидуальных ценностей.

Специфические черты библиографического метода:

  1. По своему происхождению является историческим. Именно из нее он перешел в психологию;
  2. Основан на ретроспективности;
  3. Относится к генетическим методам;
  4. Оперирует такими операциями, как поступок, обстоятельство и событие;
  5. Не оставляет без внимания переживания личности;
  6. Отношения между респондентом и исследователем строятся на доверии;
  7. Высокий уровень субъективности.

Еще одним качественным методом психолого-педагогического исследования является метод анализа случая [3].

Данное исследование проходит на каких-то объектах и с действующими лицами. В данную группу методов входят и библиографический, и исторический, и наблюдение, и даже эксперимент.

Р. Йин данный метод понимает как эмпирическое исследование явления в реальном жизненном контексте, но при этом границы между явлением и контекстом весьма размыты [5].

Данный метод определяется как углубленное выборочное исследования определенной проблемы на одном отдельно взятом объекте. При этом отмечается, что предмет исследования и его связь с объектом изучаются очень тщательно и подробно. Для сбора данных используются прямое или участвующее наблюдение, протоколы, интервью, тесты, артефакты, архивные документы, аудио- или видеозаписи [5].

В данном методе основное требование, представляемое наблюдателю – дать как можно более детальное описание, которые позволяет восстановить настоящую, живую атмосферу того или иного события. Протоколы оформляются в произвольной форме и носят характер историй (как полевые заметки). В дополнение к этому используются краткие резюме по поводу впечатлений наблюдателя и предоставляется предварительный содержательный анализ полученных материалов [5].

Психологи, которые практикуют данный метод, не стремятся к каким-то глобальным обобщениям или открытию причинно-следственных законов. Изучается одно событие во всех даже самых мельчайших подробностях. Сущность данных исследований заключается в детальном изучении одного или нескольких случаев и глубоком их рассмотрении [5].

Среди качественных методов выделяются проективные методики. В последние годы в российских исследованиях по психологии эти методы особо распространены. Свое начало они получили на Западе в начале 1950-х годов [3].

За свою весьма недолгую историю, проективные методики насчитывают множество специальных процедур, которые уже вошли в число классических диагностических средств. В частности, можно выделить тест Ф. Гудинаф и Д. Харрис «Рисунок человека», тест «Дерево» К. Коха, методика Д. Бука «Дом – дерево – человек» и многие другие. Рисуночные методы дают возможность любому человеку самостоятельно спроецировать реальный мир и интерпретировать его. Исходя из этого, полученный результат несет в себе отпечаток личностных свойств, ее настроения, чувств, особенностей и отношений [3].

Также к проективным методикам можно отнести следующие методы:

Метод метафор

Как известно, понятие метафоры относится к лингвистике, однако оно нашло свое место и в психологии. Итак, различные психологи под метафорой понимают разные психологические образования, такие как:

  1. Способ мышления (М.Джонсон, Ш.Копп);
  2. Слово с переносным смыслом (И.В.Вачков);
  3. Сравнение, а также перенос одного понятия из реальности в другое измерения (Л.М. Кроль, Е.Е.Сапогова);
  4. Сказочная история (М.Эриксон, Дж.Толкиен)

Составление метафоры на заданную тему является мощным психодиагностическим средством. Сам результат выполнения такого задания определяет не логические формы мышления, а его образному содержанию и смыслу. Индивидуальное проведение задания занимает обычно длится до 15 до 30 минут. В проколе обязательно отмечается последовательность рисования деталей, паузы в работе более 15 секунд, стирание некоторых деталей, эмоциональные реакции на то или иное содержание изображения. Можно выделить три вида метафор: метафоры роста, структуры и процесса.

Методика незаконченных предложений

Методика незаконченных предложений представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, которые предложены Ф.Гальтоном, а развита К.Юнгом и А.Р.Лурия уже позднее. Впервые данный метод применен А.Пейном. Наибоолее известные методики принадлежат А.Г.Лидерсу, Д.Саксу, А.Ронде, Дж.Роттеру [4].

Целями данной методики является выявления отношения испытуемого к различным жизненным обстоятельствам, окружающему миру и самому себе; получения представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в проведении свободной беседы.

Must-тест

Авторами данной методики являются П. Н. Иванов и Е. Ф. Колобова. Она направлена на определение иррациональных убеждений личности (когнитивная сфера), которые лежат в основе реально действующих жизненных ценностей человека. Это является вариацией методики незаконченных предложений. В оригинале данной методики респонденту предлагается дать по 6 вариантов ответа на три предложенных высказывания: Я непременно должен…, Ужасно, если…, Я не могу терпеть….

Другие проективные методики

В данную группу методик входят такие: коллаж (составление коллажа из вырезок журналов или газет), психологический рисунок (выражение отношения к какому-либо предмету или явлению с помощью рисунка), завершение рисунка «Человечки» (дорисовать человечков, каждый из которых является олицетворением какого-либо объекта) и др.

В интерпретации методов качественного исследования применяется контент-анализ. Он используется для того, чтобы определить [3]:

  1. Анализ результатов некоторых проективных методик по исследованию личности;
  2. Изучение тестов глубинных интервью, содержания бесед, другой продукции респондента;
  3. Анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании людей;
  4. Изучение психологических особенностей человека по некоторым качественных характеристикам, которые развернуты по некоторым экспертным оценкам;
  5. Анализ объективной информации о личности.

Таким образом, использование качественных методов в психолого-педагогических исследованиях помогает понять природу неизвестного до настоящего времени феномена, а также более детально описать аспекты уже открытых проблем и раскрыть их субъективные смыслы и механизмы функционирования личности. Некоторые психологические феномены, такие как устремления, переживания или ценности, требуют только качественного подхода в диагностике, количественный анализ здесь не подходит.

Для исследований использование качественных диагностик необходимы, так как они апеллируют к уникальности и своеобразию каждой личности, вместе с эти позволяют прояснить и обозначить выявленные проблемы. Стоит отметить, что взаимносогласованность качественных и количественных методов исследования будет носить большую продуктивность, чем использование в диагностике только одного вида методов.

Текст статьи
  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1980. – 229с.
  2. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие / С.А. Белановский - М.: Никколо-Медиа, 2001 - 320 C.
  3. Клюева, Н.В. Качественные методы исследования : учебно-методическое пособие / Н.В. Клюева ; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2016. – 116 с.
  4. Лидерс, А.Г. Основы возрастно-психологического консультирования / А.Г.Лидерс – М.: МГУ, 1991. – С.31-40.
  5. Романов, П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова - М.: Вариант, 2008. – 255с.
  6. Страусс, А., Корбин, Дж. Основы качественного исследования : Обосн. теория. Процедуры и техники. / Ансельм Страусс, Джульет Корбин; Пер. с англ. Т.С. Васильевой. - М. : УРСС, 2001. - 254 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня