К уровню развития образования в России на современном этапе выдвигаются очень высокие требования. Образование становится капиталом и одним из главных ресурсов страны. Одним из важных условий для оптимизации современной системы образования служит проведение разного рода психолого-педагогических исследований, которые позволяют изучать различные явления психологии и педагогики в их развитии и изменении, а также выявлять имеющиеся противоречия и находить пути решения данных проблем.
По мнению С. А. Белановского, качественные методы в исследованиях выполняют целый ряд важнейших познавательных функций, которые не могут быть выполнены с помощью количественных методов. Таким образом, качественные методы позволяют наиболее полно, нежели количественные методы, дать характеристику психолого-педагогическим явлениям. Это определяет актуальность выбранной темы [2].
Однако из данной актуальности вытекает и противоречие, которое нам необходимо разрешить. По мнению некоторых исследователей (например, Б. Г. Ананьева), значение качественных методов в психолого-педагогическом исследовании определяется только лишь в словесном описании тех результатов, которые получены с помощью количественных методов [1].
Необходимо разобраться в следующей проблеме: так ли важны качественные методы психолого-педагогического исследования или можно обойтись только количественными?
Объект нашего исследования: проведение психолого-педагогического исследования. Предмет – качественные методы исследования.
Цель работы: выделить основные качественные методы, применяемые в психолого-педагогическом исследовании.
Методы проведения нашего исследования: анализ научной литературы по выделенной проблематике.
В психологии, как отмечают А. Страусс и Дж. Корбин, под качественным исследованием принято обозначать любой вид исследования, в котором данные будут получаться нестатистическими и неколичественными способами. Под данными методами исследования учеными понимается особый вид сбора, обработки, анализа, а также последующего предоставления данных. Это могут быть данные, которые получены при помощи наблюдения, интервью, использования проективных методов и др. Они анализируются не математически, а с помощью применения разных техник аналитического описания заложенного в них смысла [6].
Среди основных отличительных признаков качественных методов исследования от количественных выделяются следующие [1]:
1. Качественные методы опираются не на статистические процедуры, а носят нестандартизированный характер.
Они направлены на более широкое изучение того или иного объекта, всего спектра его проявлений и не прослеживают закономерности в количественных характеристиках, при этом ориентируясь на раскрытие каких-либо причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия объекта как внутри себя, так и с окружающим миром. Из-за того, что качественные методы исследования избегают всяческой жесткой формализованной схемы для сбора данных, то они дают возможность более глубоко и полно понять и объяснить сущность изучаемых психолого-педагогических явлений.
2. С помощью качественных методов исследования респонденту можно более полно высказаться по предложенному вопросу.
Положительной стороной использования качественных методов в психолого-педагогических исследованиях является то, что смысл вопросов, предлагаемых формализованными опросниками, может не совпасть с уже имеющимися у респондента категориями. Именно ими он оперирует при восприятии или оценке того или иного средства коммуникации, той или иной статьи или программы. В результате исследования респондент, конечно, принимает и оценивает предложенную ему структуру, но исследователь при этом получает неполную информацию.
3. Апелляция к активности исследуемой аудитории.
В дополнение к функциональности информации, люди часто наделяют ее значением, то есть как-то относятся к ней и к коммуникаторам. При качественном исследовании, ситуация проведения которого максимально приближена к жизненной, респондент может свободно высказывать свое мнение и решать какие-либо творческие задачи представления своих образов в том виде, как они будут влиять на его мотивацию.
После того, как мы рассмотрели определение качественных методов психолого-педагогического исследования и определили их положительные стороны, перейдем к классификации, которая предложена Н. В. Клюевой.
Первым качественным методом является глубинное интервью. Оно представляет собой личную беседу в неформальной обстановке, которая проводится по заранее намеченному плану и основывается на использовании таких методик, которые побуждают респондентов к обстоятельным и продолжительным рассуждениям на одну из предложенных исследователем тем. Такое интервью проводится один на один и длится в течении 30-60 минут [3].
При глубинном интервью нужно следовать определенной последовательности:
- Выбор темы (Например, какая из форм мотивации к учебной деятельности наиболее эффективна в старшей школе);
- Планирование. Необходимо разделить все интервью на блоки и разделы, подготовить средства записи данного интервью;
- Интервьюирование;
- Расшифровка;
- Анализ;
- Верификация;
- Написание отчета.
Вторым качественным методом, используемым для психолого-педагогического исследования, служит библиографический метод [3].
Предметом такого метода является жизненный путь, пройденный человеком и в процессе которого развивается личность, его приобщение к общественным нормам, происходит выполнение им разных ролевых функций и более полное становление индивидуальных ценностей.
Специфические черты библиографического метода:
- По своему происхождению является историческим. Именно из нее он перешел в психологию;
- Основан на ретроспективности;
- Относится к генетическим методам;
- Оперирует такими операциями, как поступок, обстоятельство и событие;
- Не оставляет без внимания переживания личности;
- Отношения между респондентом и исследователем строятся на доверии;
- Высокий уровень субъективности.
Еще одним качественным методом психолого-педагогического исследования является метод анализа случая [3].
Данное исследование проходит на каких-то объектах и с действующими лицами. В данную группу методов входят и библиографический, и исторический, и наблюдение, и даже эксперимент.
Р. Йин данный метод понимает как эмпирическое исследование явления в реальном жизненном контексте, но при этом границы между явлением и контекстом весьма размыты [5].
Данный метод определяется как углубленное выборочное исследования определенной проблемы на одном отдельно взятом объекте. При этом отмечается, что предмет исследования и его связь с объектом изучаются очень тщательно и подробно. Для сбора данных используются прямое или участвующее наблюдение, протоколы, интервью, тесты, артефакты, архивные документы, аудио- или видеозаписи [5].
В данном методе основное требование, представляемое наблюдателю – дать как можно более детальное описание, которые позволяет восстановить настоящую, живую атмосферу того или иного события. Протоколы оформляются в произвольной форме и носят характер историй (как полевые заметки). В дополнение к этому используются краткие резюме по поводу впечатлений наблюдателя и предоставляется предварительный содержательный анализ полученных материалов [5].
Психологи, которые практикуют данный метод, не стремятся к каким-то глобальным обобщениям или открытию причинно-следственных законов. Изучается одно событие во всех даже самых мельчайших подробностях. Сущность данных исследований заключается в детальном изучении одного или нескольких случаев и глубоком их рассмотрении [5].
Среди качественных методов выделяются проективные методики. В последние годы в российских исследованиях по психологии эти методы особо распространены. Свое начало они получили на Западе в начале 1950-х годов [3].
За свою весьма недолгую историю, проективные методики насчитывают множество специальных процедур, которые уже вошли в число классических диагностических средств. В частности, можно выделить тест Ф. Гудинаф и Д. Харрис «Рисунок человека», тест «Дерево» К. Коха, методика Д. Бука «Дом – дерево – человек» и многие другие. Рисуночные методы дают возможность любому человеку самостоятельно спроецировать реальный мир и интерпретировать его. Исходя из этого, полученный результат несет в себе отпечаток личностных свойств, ее настроения, чувств, особенностей и отношений [3].
Также к проективным методикам можно отнести следующие методы:
Метод метафор
Как известно, понятие метафоры относится к лингвистике, однако оно нашло свое место и в психологии. Итак, различные психологи под метафорой понимают разные психологические образования, такие как:
- Способ мышления (М.Джонсон, Ш.Копп);
- Слово с переносным смыслом (И.В.Вачков);
- Сравнение, а также перенос одного понятия из реальности в другое измерения (Л.М. Кроль, Е.Е.Сапогова);
- Сказочная история (М.Эриксон, Дж.Толкиен)
Составление метафоры на заданную тему является мощным психодиагностическим средством. Сам результат выполнения такого задания определяет не логические формы мышления, а его образному содержанию и смыслу. Индивидуальное проведение задания занимает обычно длится до 15 до 30 минут. В проколе обязательно отмечается последовательность рисования деталей, паузы в работе более 15 секунд, стирание некоторых деталей, эмоциональные реакции на то или иное содержание изображения. Можно выделить три вида метафор: метафоры роста, структуры и процесса.
Методика незаконченных предложений
Методика незаконченных предложений представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, которые предложены Ф.Гальтоном, а развита К.Юнгом и А.Р.Лурия уже позднее. Впервые данный метод применен А.Пейном. Наибоолее известные методики принадлежат А.Г.Лидерсу, Д.Саксу, А.Ронде, Дж.Роттеру [4].
Целями данной методики является выявления отношения испытуемого к различным жизненным обстоятельствам, окружающему миру и самому себе; получения представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в проведении свободной беседы.
Must-тест
Авторами данной методики являются П. Н. Иванов и Е. Ф. Колобова. Она направлена на определение иррациональных убеждений личности (когнитивная сфера), которые лежат в основе реально действующих жизненных ценностей человека. Это является вариацией методики незаконченных предложений. В оригинале данной методики респонденту предлагается дать по 6 вариантов ответа на три предложенных высказывания: Я непременно должен…, Ужасно, если…, Я не могу терпеть….
Другие проективные методики
В данную группу методик входят такие: коллаж (составление коллажа из вырезок журналов или газет), психологический рисунок (выражение отношения к какому-либо предмету или явлению с помощью рисунка), завершение рисунка «Человечки» (дорисовать человечков, каждый из которых является олицетворением какого-либо объекта) и др.
В интерпретации методов качественного исследования применяется контент-анализ. Он используется для того, чтобы определить [3]:
- Анализ результатов некоторых проективных методик по исследованию личности;
- Изучение тестов глубинных интервью, содержания бесед, другой продукции респондента;
- Анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании людей;
- Изучение психологических особенностей человека по некоторым качественных характеристикам, которые развернуты по некоторым экспертным оценкам;
- Анализ объективной информации о личности.
Таким образом, использование качественных методов в психолого-педагогических исследованиях помогает понять природу неизвестного до настоящего времени феномена, а также более детально описать аспекты уже открытых проблем и раскрыть их субъективные смыслы и механизмы функционирования личности. Некоторые психологические феномены, такие как устремления, переживания или ценности, требуют только качественного подхода в диагностике, количественный анализ здесь не подходит.
Для исследований использование качественных диагностик необходимы, так как они апеллируют к уникальности и своеобразию каждой личности, вместе с эти позволяют прояснить и обозначить выявленные проблемы. Стоит отметить, что взаимносогласованность качественных и количественных методов исследования будет носить большую продуктивность, чем использование в диагностике только одного вида методов.