В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает использование информационных технологий в практике педагогического тестирования.
Как показывает практика, информационные Интернет-ресурсы могут выступать и в качестве средства контроля знаний, определения уровня овладения языком. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без точной оценки результатов качества усвоения материала. Поэтому использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность применения аутентичных онлайн-ресурсов в целях проверки и оценки своих знаний [1, с. 176].
Новая методология обучения давно взяла за основу использование информационно-коммуникационных технологий и уверенно вошла в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уровней. Однако, несмотря на все преимущества, огромный потенциал компьютерного тестирования используется далеко не полностью в обучении иностранным языкам.
В рамках данной статьи мы рассмотрим опыт проведения «Открытого тура лингвострановедческой Интернет-Олимпиады по французскому и английскому языку среди студентов Северо-Западного региона России». Проведение данной формы онлайн-тестирования помогает улучшить лингвострановедческие знания, повысить мотивацию к изучению иностранного языка и изменить в положительную сторону отношение студента к предмету. Данный вид работы предоставляет возможность студентам, которые не изучают иностранные языки как основной предмет, принять участие в лингвистическом соревновании и проверить свои знания. Формат заданий и заявленные уровни языковых компетенций ориентируются на повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка и увеличению их знаний о предмете.
Данная Олимпиада проводится уже в пяти трех лет, и за данный промежуток времени в ней в общей сложности поучаствовало более тысячи студентов из разных вузов. Каждый год оргкомитет определяет тематику, и благодаря этому студенты смогли ознакомиться с такими темами как история, архитектура, искусство (музыка и танец), спорт, города Франции. Благодаря тому, что содержание делится на несколько блоков: задания к видео материалу, лексико-грамматический тест и вопросы по страноведению, участник может проверить себя в разных языковых компетенциях, а именно: аудиовосприятие информации, уровень владения лексическими единицами и грамматическими структурами, общий уровень эрудиции в страноведческом конкурсе.
Ознакомившись с разными вариантами онлайн-тестирования в Интернете, мы выбрали наиболее подходящий: веб-приложение google forms, которое является инструментом создания опросов, списков, сбора данных; в данной статье оно рассматривается применительно к возможности создания тестов на базе платформы Google. Данное приложение предлагает полный набор типов тестовых заданий (множественный выбор, верно / неверно, краткий ответ, эссе) и подходит для организации сетевого тестирования благодаря своей доступности.
Процедура подсчета баллов происходит очень просто: за каждый правильно выбранный ответ дается 1 балл. Благодаря тому, что Google Forms является интернет ресурсом, все задания закрытого типа подсчитываются автоматически. Задания открытого типа проверяет жюри.
При формировании заданий мы использовали четыре основные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых предлагается выбрать правильный ответ на вопрос или вариант решения (один или несколько) из предложенных;
- задания условно открытой формы, в которых, в отличие от заданий закрытой формы, не предлагается вариантов ответа, а производится пропуск смысловой единицы в каком-либо фрагменте, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно однозначно;
- задания на соответствие между объектами (текстовыми, графическими);
- задания на установление правильной последовательности каких-либо объектов, действий, этапов и т.д.
Исходя из методической идеи практического или контрольного задания, для их компьютерной реализации можно использовать следующие типовые варианты электронных версий тестов:
- выбор одного варианта ответа;
- выбор нескольких вариантов ответов;
- заполнение пропусков (на каждый пропуск по 2-3 варианта заполнения);
- сортировка при установлении правильного порядка по определенному критерию (как правило, возрастанию или убыванию);
- классификация при установлении соответствия между двумя типами объектов (текста или изображения), а также распределение однородных объектов по группам;
- указание одного объекта при проверке знания изображения (устройства приборов, структуры процессов, явлений и природных объектов);
- перемещение объектов (фрагмента текста или изображения) с помощью мыши.
Конкретный вид выбранного варианта компьютерной реализации тестового задания должен учитывать особенности того или иного задания.
Подводя итог, отметим, что основная цель проведения любой олимпиады является формирование творческих и креативных умений участника, улучшение его лингвострановедческого уровня владения иностранным языком, увеличение мотивации к изучению, познанию нового материала, стимуляции духа соревнования и выявления оценки своих знаний на уровне возрастной группы участников. Если мы рассматриваем олимпиаду как способ контроля знаний, то его целью является определение качества усвоеного учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности в учебной работе [2, с. 24]. В данном виде работы компилируются различные навыки и умения, возрастает мотивация к изучению предмета, так как google forms дает возможность увидеть не только результат выполненных заданий, но и ошибки, что может послужить хорошим инструментом работы над пробелами для участников и оценки знаний для преподавателя.