Дистанционная форма проведения олимпиад по иностранным языкам в рамках улучшения межкультурной компетенции

В статье рассматривается опыт создания и проведения Интернет-Олимпиады по иностранным языкам, как способ овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией без точной оценки, которой сложно оценить качества усвоеного материала.

Аннотация статьи
информационные технологии
студенческая интернет-олимпиада
французский язык
лингвострановедение
тестовые задания
Ключевые слова

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает использование информационных технологий в практике педагогического тестирования.

Как показывает практика, информационные Интернет-ресурсы могут выступать и в качестве средства контроля знаний, определения уровня овладения языком. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без точной оценки результатов качества усвоения материала. Поэтому использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность применения аутентичных онлайн-ресурсов в целях проверки и оценки своих знаний [1, с. 176]. 

Новая методология обучения давно взяла за основу использование информационно-коммуникационных технологий и уверенно вошла в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уровней. Однако, несмотря на все преимущества, огромный потенциал компьютерного тестирования используется далеко не полностью в обучении иностранным языкам.

В рамках данной статьи мы рассмотрим опыт проведения «Открытого тура лингвострановедческой Интернет-Олимпиады по французскому и английскому языку среди студентов Северо-Западного региона России». Проведение данной формы онлайн-тестирования помогает улучшить лингвострановедческие знания, повысить мотивацию к изучению иностранного языка и изменить в положительную сторону отношение студента к предмету. Данный вид работы предоставляет возможность студентам, которые не изучают иностранные языки как основной предмет, принять участие в лингвистическом соревновании и проверить свои знания. Формат заданий и заявленные уровни языковых компетенций ориентируются на повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка и увеличению их знаний о предмете.

Данная Олимпиада проводится уже в пяти трех лет, и за данный промежуток времени в ней в общей сложности поучаствовало более тысячи студентов из разных вузов. Каждый год оргкомитет определяет тематику, и благодаря этому студенты смогли ознакомиться с такими темами как история, архитектура, искусство (музыка и танец), спорт, города Франции. Благодаря тому, что содержание делится на несколько блоков: задания к видео материалу, лексико-грамматический тест и вопросы по страноведению, участник может проверить себя в разных языковых компетенциях, а именно: аудиовосприятие информации, уровень владения лексическими единицами и грамматическими структурами, общий уровень эрудиции в страноведческом конкурсе.

Ознакомившись с разными вариантами онлайн-тестирования в Интернете, мы выбрали наиболее подходящий: веб-приложение google forms, которое является инструментом создания опросов, списков, сбора данных; в данной статье оно рассматривается применительно к возможности создания тестов на базе платформы Google. Данное приложение предлагает полный набор типов тестовых заданий (множественный выбор, верно / неверно, краткий ответ, эссе) и подходит для организации сетевого тестирования благодаря своей доступности.

Процедура подсчета баллов происходит очень просто: за каждый правильно выбранный ответ дается 1 балл. Благодаря тому, что Google Forms является интернет ресурсом, все задания закрытого типа подсчитываются автоматически. Задания открытого типа проверяет жюри.

При формировании заданий мы использовали четыре основные формы тестовых заданий:

  • задания закрытой формы, в которых предлагается выбрать правильный ответ на вопрос или вариант решения (один или несколько) из предложенных;
  • задания условно открытой формы, в которых, в отличие от заданий закрытой формы, не предлагается вариантов ответа, а производится пропуск смысловой единицы в каком-либо фрагменте, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно однозначно;
  • задания на соответствие между объектами (текстовыми, графическими);
  • задания на установление правильной последовательности каких-либо объектов, действий, этапов и т.д.

Исходя из методической идеи практического или контрольного задания, для их компьютерной реализации можно использовать следующие типовые варианты электронных версий тестов:

  • выбор одного варианта ответа;
  • выбор нескольких вариантов ответов;
  • заполнение пропусков (на каждый пропуск по 2-3 варианта заполнения);
  • сортировка при установлении правильного порядка по определенному критерию (как правило, возрастанию или убыванию);
  • классификация при установлении соответствия между двумя типами объектов (текста или изображения), а также распределение однородных объектов по группам;
  • указание одного объекта при проверке знания изображения (устройства приборов, структуры процессов, явлений и природных объектов);
  • перемещение объектов (фрагмента текста или изображения) с помощью мыши.

Конкретный вид выбранного варианта компьютерной реализации тестового задания должен учитывать особенности того или иного задания.

Подводя итог, отметим, что основная цель проведения любой олимпиады является формирование творческих и креативных умений участника, улучшение его лингвострановедческого уровня владения иностранным языком, увеличение мотивации к изучению, познанию нового материала, стимуляции духа соревнования и выявления оценки своих знаний на уровне возрастной группы участников. Если мы рассматриваем олимпиаду как способ контроля знаний, то его целью является определение качества усвоеного учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности в учебной работе [2, с. 24]. В данном виде работы компилируются различные навыки и умения, возрастает мотивация к изучению предмета, так как google forms дает возможность увидеть не только результат выполненных заданий, но и ошибки, что может послужить хорошим инструментом работы над пробелами для участников и оценки знаний для преподавателя.

Текст статьи
  1. Антропова М.В. Педагогика: Учебник. М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
  2. Апанасенко Г.А. Педагогический контроль // Педагогика. – 2008. – № 4. – С. 23-25.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября