Транспорт в России
В стране огромное число городов, населенных пунктов. Это – центры областей, районов, посёлков, селений городского типа. Только городов с населением более одного миллиона приближается к 20. Страна покрыта сетью железных дорог, дорог с твёрдым покрытием, грунтовых дорог. Сложившаяся их структура во многих случаях не учитывает ближайшего расстояния между пунктами.
И поэтому транспорт движется окольными путями, зачастую объезжая населённые пункты вокруг. Например, чтобы попасть из Курска в Брянск едут различными путями. Едут в Фатеж, Дмитриев. Затем выезжают на дорогу Киев- Москва, доезжают до пересечения её с трассой Орел-Брянск. И лишь тогда поворачивают в сторону Брянска. Или другим путём. Сначала едут на восток до Орла. А затем поворачивают на запад - в сторону Брянска. В результате дорога, каким бы путём ни ехать, занимает более 350 км. Наши расчёты показывают, что кратчайшее расстояние между этими населенными пунктами составляет чуть более 200 км. Почти столько, сколько занимает путь по дороге Курск -Воронеж. Эта дорога идет по прямой линии.
Расчёт кратчайшего пути между городами. Метод координат для определения пути между населенными пунктами
Известно, что на глобусе земного шара прочерчены регулярные линии, делящие всю его площадь на четырёхугольники – это градусная сеть, служащая для определения географических координат (широты и долготы) точек земной поверхности. Это та же система математических координат, но перенесённая на шар. Ось Х тут заменяет экватор, ось У – нулевой меридиан, и вместо прямых линий здесь окружности, плоскости и дуги.
Градусная сеть (рис.1) используется также для целей расчета расстояний и проверки верности масштаба или для его определения.
Рис. 1. Градусная сетка
Построение градусной сети возможно потому, что Земля вращается вокруг воображаемой оси, что обуславливает существование двух неподвижных точек – полюсов. Полюса и являются действительными точками отсчёта, именно на них опираются при построении параллелей и меридианов, в виде, окружностей, являющихся результатом пересечения плоскостей, проводимых через экватор и параллельно ему , а также перпендикулярно ему через три точки: два полюса и точку, принимаемую на линии экватора.
Географические полюса – Южный и Северный – это точки пересечения земной поверхности с воображаемой осью вращения Земли (рис.2). На полюсах нет сторон горизонта, точки на них не имеют долготы, у них есть только широта, поэтому все направления там точно противоположны: на Северном полюсе – южные, на Южном – северные.
Параллели (греч. parallelos – идущие рядом) – условные окружности на земном шаре, линии сечения его поверхности плоскостями, параллельными плоскости экватора. Они параллельны экватору (рис. 3). Длина параллелей (окружностей, уменьшается от экватора к полюсам, поэтому длина дуги 1° разных параллелей, да и общей протяженности неодинакова. Все точки одной параллели имеют одну широту (в градусах) и находятся на одинаковом расстоянии от экватора.
Рис. 2. Система координат планета Земля
Рис. 3. Расположение параллелей на глобусе
Меридианы (лат. meridianus– полуденный) – линии сечения земной поверхности плоскостями, проходящими через ось вращения Земли и соответственно через оба её полюса. Полная длина земного меридиана – около 40 009 км.
Длина 1° меридиана в среднем составляет 111,1 км. Из-за сплюснутости полюсов Земли она больше (111,7 км) у полюсов и меньше у экватора (110,6 км). Все меридианы земли сходятся у полюсов, и поэтому расстояние между двумя меридианами по мере их удаления от экватора уменьшается и на полюсах становится равным нулю. Отсюда следует, что протяженность дуги в 1° географической долготы на каждой параллели будет разной.
Изменение длины дуги окружности параллели широты для оного градуса приведено в табл 1.
Таблица 1
Изменение длины дуги параллели на разных широтах для оного градуса
Широта, градусы |
Длина дуги параллели в 1°, км |
Широта, градусы |
Длина дуги параллели в 1°, км |
---|---|---|---|
0 |
111,3 |
50 |
71,7 |
10 |
109,6 |
60 |
55,8 |
20 |
104,6 |
70 |
38,2 |
30 |
96,5 |
80 |
19,4 |
40 |
85,4 |
90 |
0 |
Чтобы найти для любой параллели длину дуги в 1°, нужно умножить 111,3 км (или указанное значение в таблице ) на величину уменьшения дины окружности экватора, или соответствующей географической широте искомой параллели. Уменьшение длины окружности можно рассчитать по таблице, определив разность длин окружностей по соответствующим параллельным плоскостям.
Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, то все расчёты координат следует производить в градусах, минутах и секундах. Поэтому и сеть называется градусной.
Географическая долгота – это угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку земного шара, иначе – угловое расстояние точки от начального меридиана.
Все меридианы – их окружности и дуги по длине одинаковые.
С 1884 года нулевым и начальным меридианом для всех стран считается Гринвичский. Он проходит через пригород города Лондона Гринвич, где в 1637 г. была основана одна из старейших в мире астрономических обсерваторий.
От нулевого меридиана ведут счёт расстояния в градусах на восток от 0° до 180° и на запад 0° до 180.
К востоку от Гринвичского меридиана долгота восточная, к западу – западная. Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу.
Определение географической долготы
Все точки, лежащие на одной долготе, т.е. линии пересечения плоскости, проходящей через два полюса и точку на экваторе, с поверхностью шара, имеют одинаковую долготу в градусах. Расстояние между линиями долготы для двух точек, лежащих в одной параллели, измеряется по окружности шара величиной длины соответствующей дуги окружности параллели- плоскости ,в которой лежат эти две точки.
Города России (наиболее крупные), их координаты, расстояния от Москвы, численность населения представлены в таблице 2.
Зная географические координаты, можно найти расстояние между объектами и, наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты.
Таблица 2
Город |
Расстояние от Москвы |
Численность |
Географические координаты |
---|---|---|---|
Москва |
|
12 500 000 |
55° 45' с.ш. 37° 37' в.д. |
Санкт-Петербург |
714 (634) |
5 281579 |
59° 56' с.ш. 30° 19' в.д. |
Новосибирск |
3320 (2811) |
1 602915 |
55° 1' с.ш. 82° 56' в.д. |
Екатеринбург |
2150 (1416) |
1 455514 |
56° 51' с.ш. 60° 36' в.д. |
Нижний Новгород |
506 (401) |
1 270241 |
56° 19' с.ш. 44° 0' в.д. |
Самара |
1054 (853) |
1 169771 |
53° 14' с.ш. 50° 10' в.д. |
Омск |
2703 (2235) |
1 178391 |
54° 59' с.ш. 73° 22' в.д. |
Казань |
812 (717) |
1 231878 |
55° 47' с.ш. 49° 10' в.д. |
Челябинск |
1776 (1494) |
1 198858 |
55° 9' с.ш. 61° 26' в.д |
Ростов-на-Дону |
1074 (959) |
1 125299 |
47° 14' с.ш. 39° 42' в.д. |
Уфа |
1345 (1164) |
1 115560 |
54° 49' с.ш. 56° 4' в.д. |
Красноярск |
4141 (3352) |
1 082933 |
56°1' с.ш. 93° 4' в.д. |
Пермь |
1442 (1156) |
1 048005 |
58° 0' с.ш. 56° 14' в.д. |
Воронеж |
514 (466) |
1 039801 |
51° 43' с.ш. 39° 16' в.д. |
Волгоград |
969 (913) |
1 015586 |
48° 43' с.ш. 44° 29' в.д. |
Краснодар |
1345 (1195) |
881476 |
45° 2' с.ш. 38° 58' в.д. |
Саратов |
846 (725) |
845300 |
54° 47' с.ш. 32° 3' в.д. |
Тюмень |
2119 (1714) |
744 554 |
57°09′ с. ш. 65°32′ в.д. |
Тольятти |
986 (798) |
710567 |
53°31′с.ш. 49°25′ в.д. |
Ижевск |
1203 (967) |
646277 |
56°51′с.ш. 53°13′ в.д. |
Барнаул |
3583 (2934) |
633301 |
53° 21' с.ш. 83° 45' в.д. |
Ульяновск |
889 (703) |
624518 |
54°19′00″с.ш. 48°22′00″в.д. |
Иркутск |
5196 (4203) |
623736 |
52°17′ с.ш. 104°18′ в.д. |
Хабаровск |
8385 (6141) |
616242 |
48°29′ с.ш. 135°04′ в.д. |
Ярославль |
272 (250) |
608079 |
57°37′ с.ш. 39°51′ в.д. |
Владивосток |
9123 (6417) |
606589 |
43°07′ с. ш. 131°54′ в.д. |
Махачкала |
1799 (1587) |
592976 |
42°59′ с.ш. 47°30′ в.д. |
Томск |
3610 (2877) |
572740 |
54°37′ с.ш. 39°43′ в.д. |
Оренбург |
1469 (1227) |
564443 |
51°46′с.ш. 55°06′ в.д. |
Кемерово |
3611 (2986) |
556 920 |
55°21′15″ с.ш. 86°05′23″ в.д. |
Новокузнецк |
3723 (3117) |
552445 |
53°44′с.ш. 87°05′в.д. |
Рязань |
196 (183) |
537622 |
54° 36' с.ш. 39° 42' в.д |
Астрахань |
1392 (1271) |
532504 |
46° 22' с.ш. 48° 5' в.д. |
Набережные Челны |
1058 (1023) |
529797 |
55°42′ с.ш. 52°20′ в.д. |
Пенза |
640 (556) |
523726 |
53°12′ с.ш. 45°00′ в.д. |
Липецк |
465 (372) |
510439 |
52°37′ с.ш. 39°36′в.д. |
Киров |
957 (791) |
501468 |
58°36′ с.ш. 49°39′ в.д. |
Чебоксары |
660 (600) |
489498 |
56°07′ с.ш. 47°14′ в.д. |
Тула |
183 (173) |
485221 |
54° 13' с.ш. 37° 36' в.д. |
Калининград |
1281 (1088) |
467289 |
54°43′ с.ш. 20°30′ в.д. |
Балашиха |
24 (22) |
450771 |
55°48′с.ш. 37°57′в.д. |
Курск |
524 (457) |
449063 |
51°43′ с.ш. 36°11′ в.д. |
Ставрополь |
1411 (1230) |
433577 |
45°02′00″ с.ш. 41°58′00″ в.д. |
Улан-Удэ |
5628 (4419) |
431922 |
51°50′ с.ш. 107°37′ в.д. |
Севастополь |
1809 (1272) |
428753 |
44°36′ с.ш. 33°32′ в.д. |
Тверь |
168 (161) |
419363 |
56° 52' с.ш. 35° 55' в.д. |
Магнитогорск |
1964 (1395) |
418241 |
53°23′ с.ш. 59°02′ в.д. |
Сочи |
1622 (1361) |
411524 |
43°35′07″ с.ш. 39°43′13″ в.д. |
Иваново |
297 (248) |
406933 |
56°59′42″ с.ш. 40°58′49″ в.д. |
Брянск |
384 (349) |
406553 |
53°15′ с.ш. 34°22′ в.д. |
Белгород |
666 (577) |
391135 |
50°36′ с.ш. 36°36′ в.д. |
Сургут |
2895 (2136) |
360590 |
61°15′ с.ш. 73°26′ в.д. |
Владимир |
186 (179) |
356168 |
56°08′ с.ш. 40°25′ в.д. |
Нижний Тагил |
1779 (1374) |
355693 |
57°55′ с.ш. 59°58′в.д. |
Архангельск |
1234 (989) |
351488 |
64° 32' с.ш. 40° 32' в.д |
Чита |
6274 (4737) |
347088 |
52°02′ с.ш. 113°30′ в.д. |
Калуга |
183 (163) |
341892 |
54°32′ с.ш. 36°16′ в.д. |
Симферополь |
1743 (1227) |
341155 |
44°56′53″ с.ш. 34°06′15″ в.д. |
Смоленск |
395 (368) |
329853 |
54°46′58″ с.ш. 32°02′43″ в.д. |
Волжский |
995 (916) |
326055 |
48°47′с.ш. 44°46′ в.д. |
Курган |
2054 (1729) |
322042 |
55°26′27″ с.ш. 65°20′28″ в.д. |
Череповец |
488 (376) |
318856 |
59°07′ с.ш. 37°54′ в.д. |
Орёл |
362 (326) |
318633 |
52°58′ с.ш. 36°05′ в.д. |
Саранск |
653 (513) |
314789 |
54°11′ с. ш. 45°11′ в. д. |
Вологда |
469 (408) |
313012 |
59°13′ с. ш. 39°54′ в. д. |
Якутск |
8308 (4879) |
307911 |
62°01′38″ с.ш. 129°43′55″ в.д. |
Владикавказ |
1765 (1504) |
306978 |
43°01′ с.ш. 44°41′ в.д. |
Подольск |
45 (37) |
299660 |
55°25′47″ с.ш. 37°32′40″ в.д. |
Мурманск |
1865 (1487) |
298096 |
68°58′00″ с.ш. 33°05′00″ в.д. |
Грозный |
1848 км (1497) |
291687 |
43°19′ с.ш. 45°42′ в.д. |
Таганрог |
1141 (954) |
257692 |
47°14′21″ с.ш. 38°53′ в.д. |
Комсомольск-на-Амуре |
8811 (6067) |
249810 |
50°33′ с.ш. 137° в.д. |
Метод определения расстояния между городами, объектами, населенными пунктами
Для исследования примем два населенных пункта: Брянск и Курск. Отметим их координаты.
Брянск |
53°15′ с.ш. 34°22′ в.д. |
Курск |
51°43′ с.ш. 36°11′ в.д. |
Найдем длину пути между этими городами.
Курск расположен на 51-й параллели, а Брянск на 53-й, т. е. на две параллели выше Курска от экватора, или севернее, ближе к Москве.
Исходные данные:
Расстояние одного градуса по окружности меридианов – 111,1 км. Для всех меридианов и всех пунктов, лежащих на меридиане.
Расстояние одного градуса окружностей параллелей, при переходе с одной параллели на другую приведено в таблице 1.
Технология расчёта.
1. Определяем расстояние между этими городами по меридиану, между двумя параллелями (длину кривых линий).
Переводим градусную меру в метрическую систему, считая в одной минуте 60 секунд, а в одном градусе – 60 минут. Тогда для Курска имеем координатами 51,75 град и 36,20 град, а соответственно для Брянска – 53,25 град и 34,38 град.
- Определяем расстояние в градусах 53,25-51,75=1,50 град.
- Расстояние в мерах протяженности по меридиане, как части длины окружности меридианы
Х=1,50·111,1=166,6 км.
2. Определяем расстояние между этими городами по горизонтали по соответствующей параллели (от меридианы до меридианы)
- В градусах 36,20-34,38=1,82 град.
- Длина одного градуса расстояния между меридианами, по 53 параллели
71,7-0,175·15,9=68,9 км.
Расстояние между точками - городами по 53 параллели
У=68,9·1,82=125,4 км.
В итоге имеем две дуги, две длины пути по окружности шара, взаимно перпендикулярные по направлениям: X=166,6 км и У=125,4 км.
Определяем упрощенным способом (без учёта шарообразности земной поверхности). Расстояние между городами, по диагонали (кратчайшее расстояние), расстояние, (проверяемое в принципе по глобусу мягкой линейкой) равно
(Х2+У2)0,5=208,6 км.
При измерении расстояния между Брянском и Курском по глобусу (например, циркулем), такое расстояние между городами определяется по прямой линии. Размеры, длина этих линий соответствует хордам, соединяющим две точки, лежащие на окружности. Тогда имеем
Хорда для дуги 1,50 градуса равна
Xl=2·R1,50·sin 0,75 град,
и для дуги 1,82 градуса
X2=2·R1.82·sin 0,91 град,
где R – радиусы окружностей земного шара соответственно в плоскости меридиан и параллелей. Их определим из соотношений.
2π·R1,50=l м=360 град·111,1=40 000 км
2π·R1,82=l п=360 град·68,9=24804 км
Откуда
R1,50=6370 км, R1,82=3950 км.
Тогда значения хорд будут равны
Xl = 2·R1,50·sin 0,75 град=2·6370·0,013= 165,6 км,
X2 =2·R1.82·sin 0,91 град=2·3950·0,0158 =124,8 км.
Расстояние между городами, по диагонали (кратчайшее расстояние), расстояние, (проверяемое по глобусу циркулем) равно
(Х2+У2)0,5=204,4 км, что менее 208,6 км.
Таким образом для таких малых углов размеры длин хорд и дуг, участков окрухности (кривых) практически совпадают.
Подобным образом определяют расстояния и между другими городами и объектами. Например, кратчайшее расстояние между Брянском и Москвой составляет 349 км, между Курском и Москвой – 457 км (см. таблицу). Выберем два города, практически лежащих на одной параллели. Например 55,75 град с.ш. и 37,61 град в.д. (Москва) и 55,01 град с.ш. и 82,93 град в.д. (Новосибирск). Расчёт по дугам дает размер 2883 км, а по хордам – 2810 км. Поезд до Новосибирска из Москвы при скорости 60 км в час идёт почти 47 часов, двое суток.
Определим расстояние между двумя пунктами глубинки Брянской области: между городом, Дятьково и поселком Бытошь (в 2020 году проживало 4379 человек), отмеченных в стране как город и поселок партизанской Славы [1]. Их координаты: Дятьково – 53,60 град с.ш. и 34,33 град в.д. Бытошь – 53,82 град с.ш. и 34,097 град в.д. Согласно координатам посёлок находится севернее и западнее города. Разница в широте составляет: 34,33-34,097=0,233 град, по меридиану 53,82-53,60=0,22 град. Переводим угловые отклонения в расстояния по дугам окружностей. Определим расстояние, отвечающее одному градусу по дуге 53,82 град. В соответствии с таблицей имеем:
71,7-0,382·15,9=65,63 км в одном градусе параллели.
Тогда угол 0,233 град соответствует15,3 км.
Соответственно расстояние по меридиану между этими пунктами равно
111,1·0,22=24,4 км.
Тогда кратчайшее расстояние между городом Дятьково и посёлком Бытошь составляет
15,32+24,42=829,45 км.
Или, извлекая корень квадратный из 829,45, имеем 28,8 км.
Справочные источники называют 30 км. Протяженность железнодорожного сообщения межу ними составляет 35 км.
Знание расстояния между городами или населёнными пунктами, поселками сближает население. Особенно в эпоху изменения экономической географии страны, широкого использования автомобильного транспорта и изобретения навигатора, прибора, в любую минуту указывающего направление и показывающего кратчайшее расстояние до пункта следования. При этом в нём используется приведенный выше метод определения расстояний между пунктами, а связь со спутником земли позволяет уточнять величины их координат.
Изменение городов и сёл. Закрытие предприятий и производств
Потребность городов друг в друге определяется тем производством, тем продуктом, который выпускается в данном городе. 21 век внёс большие неприятности в судьбу предприятий городов и промышленных посёлков. С началом века в стране остановили свою работу, а ряде случаев и полностью разрушены сотни, а то и тысячи промышленных предприятий. Нет, войны не было. Внешнего врага не было. Но в стране была создана такая обстановка, что руководству порой легче было остановить, закрыть предприятие, нежели вести борьбу с огромным количеством якобы доброжелателей, старающихся прибрать к своим рукам предприятие, желающих, например, на этой территории построить, открыть помещение для развлечений. Составлены списки подобных закрытых и разрушенных предприятий. Например [2]:
- Завод «Москвич» (АЗЛК) (создан 1930 г. – ликвидирован 2002 г.). Не разрушен. На его территории создан Технополис «Москва».
- Завод «Красный пролетарий» (создан 1857 г. – ликвидирован 2010 г.).
- Павловский инструментальный завод (создан 1820 г. – ликвидирован 2011 г.). Стал банкротом в 2003 году и был ликвидирован.
- Завод «Рекорд» (создан 1957 г. – ликвидирован 1996 г.). Прекратил существование. Сейчас на этом месте торговый центр.
- Липецкий тракторный завод (создан 1943 г. – ликвидирован 2009 г.) Закрыт и больше не работает. Бывшие цеха сдаются в аренду.
- Алтайский тракторный завод (Рубцовск) (создан 1942 г. – ликвидирован 2010 г.). Прекратил работу и был сильно разрушен. С новыми владельцами под новым юридическим лицом возобновил производство в малых объёмах.
- Саратовский авиационный завод (создан 1931 г. – ликвидирован 2010 г.). Теперь на его территории Торговый Центр «Оранжевый».
- Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (создан 1932 г. – ликвидирован 2007 г.). Завод не работает. Сдают помещения в аренду.
- Завод точного литья «Центролит» (Липецк) (создан 1963 г. – ликвидирован 2009 г.).
- Орловский завод управляющих вычислительных машин им. К.Н. Руднева (создан 1968 г. – ликвидирован 2006 г.). Завод стал банкротом ещё в 1996 году. Не разрушен.
Более подробно сведения о подобных предприятиях представлены в [2, 3].
Разрушение предприятий
Список закрытых, разоренных предприятий можно продолжить. Различные авторы насчитывают большое число таких предприятий. Самыми неприятными в этих списках являются номера с указанием на разрушение закрытых предприятий. Например, в Дятьковском районе Брянской области таких предприятия два.
Как отмечает глава администрации Дятьковского района Павел Валяев, «Брянской учительской газете» [4] «первые плохие ветра стали дуть в 2008 году. Предприятия, которые не перевооружились, стали проходить через процедуру банкротства. В самом тяжелом положении оказались три – бытошский «Кварцит», старской «Старгласс» и любохонский «Сантехлит». Однако Бытошь и любохонский «Сантехлит» оказались разрушенными.
Например, на заводе «Сантехлит» произошло это следующим образом. Последний арбитражный управляющий 9 июня 2017 года снял охрану со всех проходных, и туда хлынули мародеры. Добытчики металлолома и других материалов приехали даже из соседних областей. Я прибыл на завод на следующий день. Картина была страшной. На территорию можно было зайти только с вооруженной полицией. Потом понял, для чего это было сделано. Чтобы скрыть более масштабное воровство. Один управляющий сейчас в розыске, на второго заведено уголовное дело. Завод потеряли. Домны разобраны, фундаменты уничтожены».
Восстановление предприятий
«Например на заводе «Сантехлит» (по словам П.Валеева [4]) мы ждём окончания процедуры поиска виновных лиц, чтобы предложить 24 гектара площади инвесторам. Там ведь есть все инженерные сети, канализационная насосная станция, скважины. Площадкой заинтересовалась компания, которая занимается минеральными удобрениями. Правда, препятствием может стать санитарно-защитная зона. Но в любом случае бывшим заводом инвесторы интересуются».
«Со Старью случилось (как замечает П. Валеев [4]) что-то непонятное. Выпускали востребованную продукцию, были рынки сбыта, сырьё, но стратегические ошибки собственника не позволили предприятию переварить кризис. С год назад наш предприниматель Валентин Селезнев, бывший конкурент старского завода, выкупил его на торгах. Пока у него есть сложности с электричеством, газом, но к концу года он должен решить все вопросы, а с марта, надеемся, снова задымят трубы. Завод будет выпускать рассекатели для фар, взрывобезопасные плафоны и другие изделия из стекла».
Некоторые обобщения
Как бы то ни было, но остановка, ликвидация или разрушение предприятия, по нашему мнению, – это не подарок. Именно из-за чехарды в промышленности ВВП в стране снизился до одного, а то и менее процента. Как правило заменить одно предприятие предприятием подобного типа трудно, почти не удаётся. Восстановление, как правило, теперь ложится чаще всего на плечи различных органов администрации. На их плечи ложится и подбор инвесторов, и обоснование проектов, и многие другие проблемы: информации, планирования и конкуренции.
Развитие предприятий ранее было заботой коллектива работников предприятия. Параллельно с этим проводилось исследование проблем и, технологий предприятия. Такое научное обоснование методов решения проблем предприятия проводили научные учреждения и вузы страны.
Теперь в капиталистической системе научное обоснование – становится во многом уровнем риска собственника, его руководителя.
Один из таких примеров приводит глава администрации Дятьковского района Павел Валяев Брянской учительской газете [4]. «Ранее, указывает он, работал завод электровакуумных приборов. Теперь на его площадях создано НПО «Александр», где производят уникальную продукцию – оптику для нашей оборонки: линзы, стекла, чистый кварц, селеновые стекла и так далее. Там металлообработка на таком уровне, что ребятам со средним образованием уже тяжеловато. Компания сама выращивает кристаллы, у нас их обрабатывают. Только в оборудование вложено около 200 миллионов рублей. Например, станок для шлифовки стоит 600 тысяч евро, но он позволяет обрабатывать линзы с допуском в сотую часть микрона. Это фантастика! Когда я посмотрел, как там работают, то не мог не удивиться. Мы должны гордиться такими достижениями» (Да, чувствуется, что здесь очень высок научный уровень руководителей зарождающегося предприятия, ощутима связь науки и технологий производства).
В качестве второго примера обратим внимание на первые ростки восстановления БСЗ (посёлок Бытошь). «Московская компания вложила 300 миллионов рублей. Будут производить наношарики – наполнители для дорожных красок. Этот материал Россия до сих покупает в Германии и Белоруссии, теперь будет свой. Около 150 человек получат работу» (К сожалению, конечно это совсем немного, около 10% от контингента работавших ранее на БСЗ).
Как показывает анализ, это производство по сравнению с первым примером, более проблематично, не достаточно обосновано и исследовано с научной стороны. Встаёт вопрос: можно ли его использовать как проект восстановления завода-гиганта стекольного производства в стране БСЗ?
Во-первых: должно быть широкое апробирование этой технологии к местным условиям, нужны полномасштабные расчёты потребностей этого продукта в стране, материальных ресурсов по его производству.
Во-вторых: получается, что при разметке дорог (ниже будет показано как можно уйти от этой старой, мало производительной, технологии) предлагается стекольные микро шарики рассыпать по дорогам страны, с тем чтобы растирать их под колесами автомобилей и разносить их по населённым пунктам, что совсем не безопасно для жизни ни в чём не повинных людей. Другое дело использовать их в краске при окраске светоотражающих не дорожных покрытий, поверхностей в декоративном создании художественных произведений
В-третьих: много ли такого стекла надо? Может быть уже есть технологии, чтобы не сыпать стекло в дорожную краску. Чтобы не открывать не долговечные производства? Может легче их купить?
От успешного решения названных выше и других важных проблем зависит актуальность возобновляемого на разрушенном бытошском стекольном заводе производства.
Новая технология и архитектура создания пешеходных переходов
В этом случае полос на дороге в местах перехода для пешеходов не рисуют (в народе названных зебрами), а устанавливают специальные дорожные знаки-щиты с нанесёнными на них фигурами, символами и полями. Размеры щитов большие, близкие к одному метру на метр. Внешняя часть квадратной площади щита красится, например в изумрудный, свето-отражающий цвет. На этом поле, отступая в центр щита 10 см со всех четырёх сторон, изображается темный квадрат. В него вписывается равносторонний треугольник. На светлом поле которого, стоит тёмная фигура шагающего по зебре человека. Так обозначается место для перехода дороги населению. Никаких рисунков или зебр на участке непосредственно самой дороги (на асфальте) не наносится. Тем самым оказывается ненужными разметки переходов с помощью рамок, не нужно сыпать стеклянные шарики на дороги, не нужны целые бригады строителей дорог с большим количеством работающих и техники, постоянно движущейся по дорогам, нанося или восстанавливая эти зебры. Чередующиеся полосы – зебры красят сегодня чаще всего перед торговыми центрами. Их целью является не выделение зоны разрешения безопасного движения населения, а привлечение граждан в торговые залы за покупками. Обозначение путей входа и выхода из торгового центра. При этом зебры выполняют не обязательно белой краской, а могут изображать её чередуя цвета или просто краской другого цвета: синей, сиреневой, жёлтой, коричневой или краской с различными оттенками. И вносить в эти краски стеклянные шарики не представляется необходимым. Толщина покрытия повышается, что не способствует лёгкости движения. Нанесение зебр перед торговыми центрами обычно оптимально для постоянно моющихся территорий. Размеры полос и участков нанесения полос определяется целями творчества работников торговых центров.
Заключение
Уменьшение населения поселка Бытошь (Дятьковский район) за счёт изменения экономической географии (разрушения БСЗ) составило за последние годы около 1600 человек. Потерявшие работу люди и их семьи мигрировали (ушли) из посёлка в поисках работы в Дятьково, Брянск, Москву и другие города.