Главная
АИ #16 (43)
Статьи журнала АИ #16 (43)
Педагогические возможности использования ИКТ в обучении физике

Педагогические возможности использования ИКТ в обучении физике

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
обучение физике
LearningApps
Classtime
Kahoot

Аннотация статьи

В соответствии с требованиями общества в системе образования существует необходимость применения традиционного обучения в сочетании с инновационными технологиями обучения. Потому что при совместном использовании стратегий традиционного, критического мышления и дистанционных технологий можно рационально проводить занятия по физике. Этому способствует материальная база современных школ, потенциал учащихся и учителя. В статье излагаются педагогические возможности использования ИКТ в обучении физике. Рассматриваются программные приложения, используемые при организации интерактивного урока физики. В частности, LearningApps, Classtime, Kahoot, Google Jamboard, padlet, приложения Zoom и YouTube, bilimland.kz, online-mektep.kz порталы используются в ходе практической работы и характеризуются влиянием на оптимальное объяснение физических явлений, изучение уровня усвоения учебного материала.

Текст статьи

Введение

В настоящее время оперативная информированность и динамичное развитие общества коренным образом изменили требования к образованию.

Законом Республики Казахстан «Об образовании» предусмотрено: "задачи системы образования: необходимые условия для получения образования, направленного на формирование и профессиональное совершенствование личности на основе национальных и общегражданских ценностей, достижений науки и практики; внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитных, дистанционных, информационно-коммуникативных технологий, способствующих быстрой адаптации профессиональных образовательных программ к изменяющимся потребностям общества и рынка труда; внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети; создание специальных условий для получения образования лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных особенностей обучающихся» [1]. Поэтому вопрос модернизации и совершенствования системы образования ставит перед педагогами большие задачи. В связи с этим, формирование информационной компетентности учащихся путем использования новых информационных технологий в общеобразовательных школах при обучении физике, использование современных информационных технологий, электронных учебников и интернет-ресурсов, позволяет развивать творческие способности учащихся в образовательном процессе.

Образование – это ориентир на будущее, одна из главных задач учебного заведения, готовящего любого специалиста, – развитие компетенций личности. Компетентность-результат познания, проявляющийся в комплексном овладении учеником способами деятельности [2]. Поэтому необходимо формировать информационную компетентность учащихся. Информационная компетентность – это способность личности к восприятию, поиску, хранению различной информации, ее реализации и всестороннему использованию возможностей информационно-коммуникативной технологии. Учащиеся смогут в полной мере освоить физику, используя цифровые ресурсы. В этой связи, в общеобразовательных школах начаты работы по развитию цифровой грамотности, повышению информационной компетентности учащихся.

При использовании ИКТ на уроке учащиеся расширяют ранее полученные знания и самостоятельно выполняют творческие задания. Кроме того, в процессе работы отмечается рост стремления школьников к получению знаний и мотивации, интереса к предмету [3]. В целях использования цифровых ресурсов из информационного образовательного пространства были рассмотрены различные программные приложения.

Процесс обучения физике через ИКТ в 7 классе средней общеобразовательной школы положительно влияет на повышение качества обучения. Доказывается истинность этого научно-методического предположения.

Основная часть

В процессе обучения физике используются приложения прикладного характера. Остановимся на некоторых из них.

Приложение LearningApps

LearningApps – это приложение, которое позволяет создавать различные интерактивные задачи. Это основывается на достижении цели новой учебной темы и усвоении знаний путем использования приложения в ходе урока. Приложение LearingApps может быть использовано учителем на этапах усвоения нового материала, проверки домашней работы, проведения итоговых заданий за четверть.

Сервис предлагает широкий выбор вариантов работы не только с текстовой информацией, но и с графической, аудио, видео информацией.

Рис. 1. Структура программы

Учащиеся любят работать с сервисом LearningApps, своевременно выполняют все задания.

В повышении мотивации и активности учащихся к занятиям сервис LearningApps действительно является инструментом формативного оценивания.

Учащиеся 7 класса воспользовались этим сервисом при прохождении на уроке физики тем “равномерное прямолинейное движение”, “скорость”. В качестве задания учащимся был дан график перемещения относительно времени. Глядя на график, нужно найти скорость между А и D. Глядя на график, они сами выполняют. Это означает, что учащийся самостоятельно приучается выполнять задание, исправлять ошибки.

Приложение Classtime

Classtime-новое направление в организации тестирования. Уникальна простота построения различных тестов и возможность проведения тестов с учащимися как на уроке, так и дома.

Рис. 2. Результат теста

Преимущества этого приложения: простой интерфейс, уравнения для тестовых заданий, добавление изображений, видео на YouTube, бесплатные тарифные функции.

Следует отметить множество форм тестовых заданий:

  • путем выбора одного или нескольких правильных ответов;
  • правда или ложь;
  • идентификационный;
  • текст (эссе) и др.

В практической работе с целью подведения итогов урока по 10-балльной системе для учащихся 7-х классов с помощью данного сервиса были составлены тестовые задания. Учащиеся должны успеть выполнить тестирование в течение определенного времени.

Можно составлять не только тестовые задания в виде письменных вопросов, но и видео-вопросы, картинки, аудио-вопросы. Является эффективным сервисом для учителя.

При прохождении темы силы трения учащимся были составлены тесты, связанные с жизнью с использованием данного сервиса. Цель здесь-показать учащимся, что физика необходима в жизни, и все вокруг нас состоит из физических явлений и предметов. Например, мы используем мел для записи на доске, т. е. это трение поглощения. На ветке дерева сидит воробей, это трение покоя. Дети катаются на санках, трение скольжения. Ребенок, катающийся на роликах, трение катания. Учить различать виды трения, приводя примеры сил трения, встречающихся в такой повседневной жизни. С помощью этого сервиса можно определить, на каком уровне учащиеся поняли урок.

Приложение Kahoot

Kahoot – может использоваться для создания интерактивных заданий, проведения тестов и опросов, а также для быстрой проверки обучающихся.

Рис. 3. Структура задачи

Задания, созданные в Kahoot, предполагают выбор правильного ответа из предложенных. Вы можете добавлять фотографии и даже видеофрагменты в задачи. Количество вопросов здесь не ограничено. Наконец, сохраните свой тест и вы можете перезапустить его. Тест можно пройти как соревнование между двумя студентами. Он рассчитан на скорость. Кто быстрее ответит, тот и победит. Преподаватель по своему усмотрению может ввести баллы за поставленные вопросы, за правильный ответ и за скорость. Табло отображается на мониторе компьютера преподавателя. Другие виды тестов позволяют добавлять любое количество участников. Пройти тест можно непосредственно на сайте мобильного приложения или сервиса. Одной из особенностей приложения Kahoot является возможность дублирования и редактирования тестов, что позволяет преподавателю сэкономить много времени. На сайте сервиса собраны игры и викторины по различным темам и дисциплинам.

Выгодная сторона этого сайта-возможность проведения в игровой форме. В ходе урока ученикам 7 класса с использованием данного сервиса были продемонстрированы желание и интерес учащихся к выполнению задания в сервисе, соревнование, спор за места. Учащиеся, занявшие 1,2,3 места, будут награждены бронзовыми, серебряными, золотыми медалями.

Рис. 4. Результаты

В данном сервисе учащиеся выполнили задание варианта "Да / нет". На вопросы, заданные в игре» картинки говорят", учащиеся отвечают "Да/нет". То есть хорошо помогает учащимся запоминать физические явления зрением.

Приложение Google Jamboard

Google Jamboard - интерактивная сетевая доска, которая может работать для многих участников в режиме реального времени.

Обязательным условием использования Google Jamboard является наличие аккаунта Google.

На уроках физики вместе с учащимися много помогает в решении задач. Учащиеся вместе выполняют задачи на доске.

На уроках физики часто используется доска. Когда вы проходите тему “давление", он делает различные отчеты. Все ученики также имеют возможность писать на доске. Ошибочные места могут исправлять друг друга. С помощью доски можно проанализировать содержание отчета и научиться преобразовывать формулы. По теме “давление” не только вывел на доске отчет, но и дал характеристику понятию” давление". Каждый ученик записывает свои характеристики в зависимости от давления, благодаря чему можно узнать, что он понял во время урока.

Рис. 5. Структуры программа

Выводы

Для работы в информационной среде любой педагог должен иметь учителя с развитой коммуникативной и информационной культурой, использовать интерактивную доску, владеть приемами работы в режиме онлайн.

При выполнении интерактивных заданий у учащихся повышается восприятие и память информации, устойчивость внимания, интерес к предмету, мотивация к выполнению заданий.

Внедряя новые цифровые технологии в современной системе образования в общеобразовательных школах, мы повышаем информационную грамотность учителя и ученика. Применение новых технологий в физике становится все более эффективным для учителей. Ведь в ходе урока, используя различные приложения и давая задания, учащиеся привыкают к одному и тому же методу. Задания можно проводить не только в тестовой, но и в игровой форме, а в ходе практического занятия выполнять задачи в парной или групповой форме.

При практическом применении вышеназванных технологий наблюдалось: соревновательное выполнение учащимися задания, задавались вопросы, почему ошиблись, где неправильно поняли, т. е. выяснилось, что ученик работает с ошибкой. При проведении задания в игровой форме, они соревнуются в играх. Было видно, что урок должен быть не только презентован, но и использоваться такие приложения. Эти приложения эффективны не только для учителя, но и для учеников.

«Для того, чтобы повысить мотивацию ребенка, в преподаваемом деле должно быть что-то новенькое», – сказал Ж. Аймаутов [4] используя ИКТ на своих уроках, каждый учитель может повысить интерес учащихся к формированию знаний, умений, навыков и развить логическое мышление.

Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании».
  2. Кудайбергенова К.С. Основные понятия компетентностного подхода. Алматы, 2007, 30б.
  3. Мухамбетжанова С.Т., Мельдебекова М.Т. Методика формирования компетенций педагогов по применению информационно-коммуникационных технологий. Алматы: ТОО «Даир полиграфия», 2010 г., 185 с.
  4. Мухамбетжанова С.Т. Информационные технологии и дистанционное обучение.
  5. URL: https://learningapps.org/myapps_teacher.php
  6. URL: https://www.classtime.com/library
  7. URL: https://create.kahoot.it/details/9aea8dc3-427d-4e17-8411-04050d1d7654

Поделиться

1934

Елеу Т. Ш. Педагогические возможности использования ИКТ в обучении физике // Актуальные исследования. 2021. №16 (43). С. 119-124. URL: https://apni.ru/article/2259-pedagogicheskie-vozmozhnosti-ispolzovaniya

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа