Проективный рисунок в диагностике психологического состояния обучающихся

Проективный рисунок в диагностике психологического состояния обучающихся

В данной статье рассказывается о пользе методики проективного рисунка как метода гуманного анализа и коррекции психологического состояния участников образовательного процесса. А также о свойствах и особенностях применения данной методики. При продуманном и уместном применении методика проективного рисунка крайне полезна и действенна при анализе и коррекции психологического состояния участников образовательного процесса. Её применение является достойной альтернативой распространенным тестам и опросам, групповым и индивидуальным беседам, а также другим популярным методам сбора информации о психологическом состоянии человека.

Аннотация статьи
диагностика
психологическое состояние
коррекция
проективный рисунок
проективная методика
образование
изобразительная деятельность
Ключевые слова

В ходе образовательного процесса происходит важное интеллектуальное и психологическое становление учащегося. Индивидуальные особенности проявляют себя, при этом активно борясь и меняясь под воздействием многих факторов, например влиянием социума и ровесников, стрессовых условий и не квалифицированных педагогов, обстановки в семье и врожденных особенностей.

В данный период, пока психика ребенка не до конца сформирована и недостаточно устойчива, крайне важно отслеживать психологическое состояние учащихся. Обычные тесты и опросы, групповые и индивидуальные беседы не совсем подходят, требуют значительных затрат времени, являются довольно травматичными, неинтересными для ребенка и часто заполняются и проходятся наобум. Дабы избежать этого, эффективным будет замена, а лучше разумное сочетание методики тестирования с методикой проективного рисунка.

Проективный рисунок человека – это рисуночная проективная методика, разработанная Карен Маховер и направленная на выяснение субъективного личностно-окрашенного эмоционального мира обследуемого.[4]

В целом, проективные методики являются одиним из методов психодиагностики, группой методики диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.

Данная методика была разработана на основе теста Флоренс Гуденаф «Рисунок человека», который был изначально направлен на диагностику уровня интеллектуального развития у детей через анализ детализации рисунков [1].

Изучение полученных рисунков показало, что данная процедура может успешно использоваться также в клинико-диагностических целях и предлагаться испытуемым всех возрастов. Индивидуальные рисунки стали изучаться в сочетании с ассоциациями, которые давали пациенты, беседами и их разборами, совместным анализом, а также клиническими данными.

Другим источником развития методики является классический психоанализ, который позволил внести в проективный метод основные объяснительные категории, а именно - принцип проекции как защитный механизм и бессознательное. С точки зрения психоанализа, процесс взаимодействия личности с мало структурированным стимульным материалом, который при применении проективных методиках предлагается испытуемым, носит характер проецирования, т.е. позволяет вынести во вне бессознательные влечения, инстинкты, конфликты и т.д. В определенный момент проективные методики стали отделяться от своих психотерапевтических истоков, превращаясь в самостоятельный психодиагностический метод. На сегодняшний же день наблюдается тенденция возвращения данного метода в психотерапевтическую практику, однако методики претерпели ряд модификаций: процедура проведения стала более формальной, а наряду с качественным анализом стал применяться и количественный [2].

Рисование на достаточно содержательные темы оказывает благоприятное действие на состояние учащихся любого возраста, дает психологическую разрядку, смену типа деятельности, тонизирует творческое мышление и воображение, переключает внимание.

Рисование - творческий акт, который позволяет человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей осуществления программы совершенствования организма.

Рисование также развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании взаимоотношений между полушариями головного мозга, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, человек осознает и дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов [5].

Плавная интеграция в учебный процесс методики проективного рисунка способна сделать результаты более правдивыми, благодаря своей гуманности и отличию изобразительной деятельности от учебной по большинству дисциплин, а также возможность временно сменить вид деятельности на занятии, в отличии от обычных текстовых тестов. Было бы уместно включать в перечень учебных заданий и темы, соответствующие проективным методикам, которые позволяют педагогам и психологам даже с начальной подготовкой в данной области затем провести поверхностный анализ психологического состояния учащихся. Это дает возможность вовремя заметить потенциальную или скрытую проблему и скорректировать некоторые аспекты воспитания, обучения и социального взаимодействия с учащимися и педагогами. Что позволяет предотвратить многие проблемы в формировании психики учащегося и успеть вовремя скорректировать уже выявленные.

Также методика проективного рисунка полезна не только для учащихся, но и для педагогов и даже родителей. Такая гуманная и ненавязчивая методика позволяет выявить психологическую атмосферу в школьном коллективе и у ребенка дома путем её применения и на ближайшем окружении учащегося.

Существует два важных аспекта и способа применения проективного рисунка: диагностический и терапевтический. Диагностический заменяет привычные строгие опросники, которые часто заполняются либо случайно, либо с четким пониманием, какой результат требуется от опрашиваемого. Методика проективного рисунка интересна тем, что носит двойственный характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой – она обладает всеми необходимыми техниками и свойствами для того, чтобы оказывать психокорреционное, терапевтическое воздействие. Проективный рисунок используется как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудно вербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка или взрослого, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.[5]

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

  1. собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»);
  2. будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»);
  3. отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

В проективном рисовании часто используются следующие методики:

  • свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе.
  • коммуникативное рисование. Пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок.
  • совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.).
  • дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры. Часто в различных рисунках одного человека повторяются одни и те же темы – на это следует обратить внимание, т.к. это свидетельствует о нерешенном внутреннем вопросе, стрессе, конфликте либо ярко выраженной направленности интересов.

В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые [5].

Еще в числе достоинств проективной диагностики специалисты отмечают и то, что рисуночные тесты облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, которые он сознательно или несознательно скрывает, вытесняет или не в состоянии выразить прямо (словами).

И хотя проективные рисуночные методы лишены научной строгости и однозначности, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства, они информативны, высоко гуманны и корректны. Особенно, если предметом научного исследования становится духовное «Я» человека, «привычная для психолога и педагога исследовательская и формирующая установка недопустима и бессмысленна: тайна останется за семью печатями, а настойчивый исследователь уйдет с пустыми руками. Можно только приблизиться, прикоснуться, диалогически приобщиться к духовному «Я» в себе самом и другом человеке» (Т.А. Флоренская). Такие удивительные возможности открывает изобразительная деятельность как проективная [3].

Проективный рисунок также может применяться и для коррекции некоторых психологических аспектов. Здесь также можно условно выделить два способа или этапа применения рисунка: сам процесс рисования может являться терапевтическим, так как рисующий в процессе уже обдумывает тему, и ряд мероприятий после рисования, способов анализа и разговор с тестируемым о содержании и значении изображения. Затрагивание определенных тем и необходимость конкретно их изобразить вынуждают человека более глубоко и образно обдумать важный аспект своей жизни, что, собственно, и может оказывать корректирующий эффект.

При продуманном и уместном применении методика проективного рисунка крайне полезна и действенна при анализе и коррекции психологического состояния участников образовательного процесса. Её применение является достойной альтернативой распространенным тестам и опросам, групповым и индивидуальным беседам, которые требуют значительных затрат времени и часто являются довольно травматичными, неинтересными для ребенка.

Текст статьи
  1. Goodenough, F. L. Measurement of Intellegence by Drawing / F. L. Goodenough. – Yonkers, Word Book Co. – 1926.
  2. Бурлакова, Н. С. Идентичность и проблема субъекта в современной психологии // Методология и история психологии / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2010. – Т. 5, № 1. – С. 156-183.
  3. Лебедева, Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. – 4-е изд - СПб.: Речь, 2010. – 336 с.
  4. Маховер, К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. – Москва: Смысл, 2000.
  5. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М., 2000. С. 191.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа