Главная
АИ #16 (43)
Статьи журнала АИ #16 (43)
Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода на среднем этапе...

Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода на среднем этапе обучения иностранному языку

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

дифференцированное обучение
дифференцированный подход
дифференциация
речевая деятельность
средний этап
обучение
иностранный язык

Аннотация статьи

В статье дана характеристика понятиям «речевая деятельность», «дифференциация», «дифференцированный подход» и «дифференцированное обучение». Исследуется актуальность использования дифференцированного подхода в средних классах в обучения иностранному языку. Приведены способы реализации дифференцированного подхода на уроках иностранного языка.

Текст статьи

На среднем этапе обучения иностранному языку главной целью является последовательное и систематическое формирование речевой деятельности (РД).

РД – это активный, целенаправленный процесс передачи и приёма сообщений, выраженный через языковую систему и зависимый от ситуации общения. Формально в качестве видов речевой деятельности разделяют на письменную (чтение и письмо) и устную (аудирование и говорение), каждая из которых имеет две стороны: рецептивную (восприятие речи) и экспрессивную (порождение речи).

Рассмотрим каждый из видов речевой деятельности (ВРД).

Аудирование связано со способностью понимать и принимать устную речь. Это рецептивный ВРД.

Чтение – это также рецептивный ВРД, связанный с пониманием письменных текстов.

Письмо – это продуктивный ВРД, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

Говорение является продуктивным ВРД, с помощью которого происходит общение, выражение мысли в устной форме. Включает в себя монологическую и диалогическую речь [1, с.8].

Именно по навыкам РД у обучающихся можно судить об их владении иностранным языком. В педагогике существуют множество методик, принципов и технологий обучения иностранному языку, которые помогают улучшить навыки РД.

В настоящее время редко используется традиционные методы обучения, при которых не учитываются индивидуальные особенности и склонности обучающихся. В связи с внедрением в школьное образование идей демократизации и гуманизации всё актуальнее становиться учёт личности ребёнка с присущими ему индивидуальными чертами.

Одним из наиболее актуальных методов преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Согласно принятому стандарту ФГОС, данная технология преподавания претендует на место быть наиболее востребованной, так как она призвана обеспечить потребности в образовании каждого обучающегося в соответствии с его индивидуально-типологическими потребностями.

В педагогических исследованиях большинством педагогов понятия «дифференцированное обучение» и «дифференциация обучения» раскрываются по-разному.

Обратимся к происхождению термина «дифференциация». Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени».

Дифференцированное обучение (ДО) – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.

Дифференцированный подход (ДП) определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования [2, с.132].

Успех обучения школьников зависит от учёта соответствующих их возрасту психолого-возрастных особенностей. Это положение ещё в большой степени относится к среднему этапу обучения иностранному языку, где обучающиеся – это подростки возраста 11-15 лет. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Трудность состоит в изменении мотивации основных видов деятельности, самоконтроля и перестройки памяти [3, с.72]. Работая с учениками средних (5-9) классов, можно особенно заметить их неодинаковое развитие, степень подготовленности, успеваемость, отношение к процессу учения, своеобразные интересы и отличительные способности.

Существует разнообразие путей реализации ДП. Как правило, принцип ДП состоит в делении класса на три группы в зависимости от уровня ЗУН учеников: 1 – слабые (A), 2 – средние (B), 3 – сильные (C). Такое разделение осуществляется на разных этапах урока и при обучении разным ВРД. Далее для каждой группы учеников представляются дифференцированные задания согласно поставленным целям, к которым в итоге нужно прийти каждой из групп. Задания дифференцируются по уровню сложности, по объёму, по уровню творческих заданий. Учитывая, что ДП призван удовлетворить познавательные потребности обучающихся с учётом их индивидуально-типологических качеств, работа при таком подходе может строиться в трёх формах в зависимости от уровня подготовки и самостоятельности обучающихся: фронтальной, групповой и самостоятельной.

Далее распределить дифференцированные задания для работы на уроке в средних классах с детьми можно следующим образом:

Для группы 1 – слабые (A): пробудить интерес к изучаемому предмету, используя задания базового уровня, которые позволят ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; сформировать умения, осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для 2 – средние (B): развить устойчивый интерес к предмету; закрепить имеющиеся знания, сформировать новые умения и навыки; актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформулировать умение самостоятельно работать над заданием или проектом. Для группы 3 – сильные (C): развить устойчивый интерес к предмету; сформировать умение выполнять задания повышенной сложности; развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческий потенциал, совершенствовать языковые умения [4, с.141].

Используя ДП при построении урока на среднем этапе обучения иностранному языку, можно добиться следующих положительных результатов: выявить скрытые задатки и возможности обучающихся, развить интересы и способности каждого, повысить мотивацию к учебному процессу и интерес к изучаемому предмету, поднять качество знаний, устранить пробелы в ЗУН, создать ситуацию успеха, повысить успеваемость.

ДП в обучении иностранным языкам всё чаще используется педагогами в качестве повышения уровня образования обучающихся. Так как он состоит в применении форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности школьников и способствует овладению материалом школьной программы на среднем этапе обучения иностранному языку, обеспечивает необходимые условия для активизации РД и познавательной активности каждого обучающегося, предоставляет каждому осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений, позволяет разнообразить урок и сделать его для обучающихся интересным.

Список литературы

  1. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: обучение основным видам речевой деятельности: учебное пособие / И.А. Бредихина. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
  2. Кашканова Л.З. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: Реноме, 2012. 132-136 с.
  3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972. 256 с.
  4. Стукаленко Н.М., Коптелова В.С. Дифференцированный подход при обучении иностранному языку // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-2. С.141-142.

Поделиться

3612

Буцула В. Д. Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода на среднем этапе обучения иностранному языку // Актуальные исследования. 2021. №16 (43). С. 110-112. URL: https://apni.ru/article/2264-teoreticheskie-aspekti-ispolzovaniya-differen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря