На среднем этапе обучения иностранному языку главной целью является последовательное и систематическое формирование речевой деятельности (РД).
РД – это активный, целенаправленный процесс передачи и приёма сообщений, выраженный через языковую систему и зависимый от ситуации общения. Формально в качестве видов речевой деятельности разделяют на письменную (чтение и письмо) и устную (аудирование и говорение), каждая из которых имеет две стороны: рецептивную (восприятие речи) и экспрессивную (порождение речи).
Рассмотрим каждый из видов речевой деятельности (ВРД).
Аудирование связано со способностью понимать и принимать устную речь. Это рецептивный ВРД.
Чтение – это также рецептивный ВРД, связанный с пониманием письменных текстов.
Письмо – это продуктивный ВРД, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.
Говорение является продуктивным ВРД, с помощью которого происходит общение, выражение мысли в устной форме. Включает в себя монологическую и диалогическую речь [1, с.8].
Именно по навыкам РД у обучающихся можно судить об их владении иностранным языком. В педагогике существуют множество методик, принципов и технологий обучения иностранному языку, которые помогают улучшить навыки РД.
В настоящее время редко используется традиционные методы обучения, при которых не учитываются индивидуальные особенности и склонности обучающихся. В связи с внедрением в школьное образование идей демократизации и гуманизации всё актуальнее становиться учёт личности ребёнка с присущими ему индивидуальными чертами.
Одним из наиболее актуальных методов преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Согласно принятому стандарту ФГОС, данная технология преподавания претендует на место быть наиболее востребованной, так как она призвана обеспечить потребности в образовании каждого обучающегося в соответствии с его индивидуально-типологическими потребностями.
В педагогических исследованиях большинством педагогов понятия «дифференцированное обучение» и «дифференциация обучения» раскрываются по-разному.
Обратимся к происхождению термина «дифференциация». Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени».
Дифференцированное обучение (ДО) – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
Дифференцированный подход (ДП) определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования [2, с.132].
Успех обучения школьников зависит от учёта соответствующих их возрасту психолого-возрастных особенностей. Это положение ещё в большой степени относится к среднему этапу обучения иностранному языку, где обучающиеся – это подростки возраста 11-15 лет. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Трудность состоит в изменении мотивации основных видов деятельности, самоконтроля и перестройки памяти [3, с.72]. Работая с учениками средних (5-9) классов, можно особенно заметить их неодинаковое развитие, степень подготовленности, успеваемость, отношение к процессу учения, своеобразные интересы и отличительные способности.
Существует разнообразие путей реализации ДП. Как правило, принцип ДП состоит в делении класса на три группы в зависимости от уровня ЗУН учеников: 1 – слабые (A), 2 – средние (B), 3 – сильные (C). Такое разделение осуществляется на разных этапах урока и при обучении разным ВРД. Далее для каждой группы учеников представляются дифференцированные задания согласно поставленным целям, к которым в итоге нужно прийти каждой из групп. Задания дифференцируются по уровню сложности, по объёму, по уровню творческих заданий. Учитывая, что ДП призван удовлетворить познавательные потребности обучающихся с учётом их индивидуально-типологических качеств, работа при таком подходе может строиться в трёх формах в зависимости от уровня подготовки и самостоятельности обучающихся: фронтальной, групповой и самостоятельной.
Далее распределить дифференцированные задания для работы на уроке в средних классах с детьми можно следующим образом:
Для группы 1 – слабые (A): пробудить интерес к изучаемому предмету, используя задания базового уровня, которые позволят ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; сформировать умения, осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для 2 – средние (B): развить устойчивый интерес к предмету; закрепить имеющиеся знания, сформировать новые умения и навыки; актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформулировать умение самостоятельно работать над заданием или проектом. Для группы 3 – сильные (C): развить устойчивый интерес к предмету; сформировать умение выполнять задания повышенной сложности; развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческий потенциал, совершенствовать языковые умения [4, с.141].
Используя ДП при построении урока на среднем этапе обучения иностранному языку, можно добиться следующих положительных результатов: выявить скрытые задатки и возможности обучающихся, развить интересы и способности каждого, повысить мотивацию к учебному процессу и интерес к изучаемому предмету, поднять качество знаний, устранить пробелы в ЗУН, создать ситуацию успеха, повысить успеваемость.
ДП в обучении иностранным языкам всё чаще используется педагогами в качестве повышения уровня образования обучающихся. Так как он состоит в применении форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности школьников и способствует овладению материалом школьной программы на среднем этапе обучения иностранному языку, обеспечивает необходимые условия для активизации РД и познавательной активности каждого обучающегося, предоставляет каждому осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений, позволяет разнообразить урок и сделать его для обучающихся интересным.