При общении с нынешним молодым поколением часто выясняется, что молодёжь считает большинство великих открытий заслугой западных учёных. Тем не менее, советские и российские учёные внесли настолько неоценимый вклад в развитие науки в целом и медицины в частности, что невозможно представить, в каком направлении бы двигалась наука, если бы не наши исследователи. И если имена Ивана Петровича Павлова, Ильи Ильича Мечникова молодёжи знакомы, всё же есть множество учёных, чьи имена им малоизвестны или неизвестны вовсе. К таким учёным относится и Зинаида Виссарионовна Ермольева, выдающийся советский врач и микробиолог, вошедшая в историю советской медицины как создательница первого отечественного антибиотика.
Зинаида Виссарионовна родилась 15 (27) октября 1898 года в Ломжинской губернии Царства Польского, позже семья переехала на хутор Фролово Усть-Медвецкого округа области войска Донского [2]. В метрике о рождении указаны родители – «подъесаул 4-го Донского Казачьего полка Виссарион Васильевич сын Ермольев и его законная жена Александра Гавриловна, оба православного вероисповедования». Отец служил на железной дороге, а мать занималась детьми и домашним хозяйством. Но когда Зине исполнилось 12 лет, семья потеряла отца, и Александра Гавриловна осталась одна с шестерыми детьми. Несмотря на трудности, она считала необходимым дать образование своим детям, поэтому семья переехала в Новочеркасск. Сыновья стали учиться в Донском кадетском корпусе, а Зина, с ранних лет проявлявшая склонность к учёбе, поступила в Мариинскую Донскую женскую гимназию. В 1915 году Зинаида Ермольева закончила гимназию с золотой медалью.
Желание стать врачом возникло у девушки ещё во время учёбы в гимназии, после знакомства с биографией композитора Петра Ильича Чайковского, умершего от холеры, но окончательное решение о поступлении в медицинский институт она приняла на выпускном балу, услышав его «Сентиментальный вальс».
Осуществить мечту юной Зинаиде помогла мать, написавшая пламенное прошение Войсковому атаману, потому что сразу Зинаиду в институт не приняли, так как она была иногородней. Но, благодаря материнскому прошению и содействию атамана, 30 ноября 1916 года Ермольева З.В. была зачислена на первый курс Ростовского городского медицинского института.
Начались годы учёбы, во время которых девушка проявила свой казачий характер: твёрдую волю, стремление к поставленной цели, потрясающие жажду знаний и работоспособность. Любимым предметом её становится микробиология, а любимой темой – исследование возбудителя холеры. Сама Зинаида Виссарионовна впоследствии через много лет вспоминала, как пробиралась в запертую лабораторию через открытую форточку, чтобы больше времени посвятить опытам. Подающую надежды студентку заметили, и вместе со Львом Зильбером и Алексеем Захаровым они стали любимыми учениками профессора Владимира Александровича Барыкина [3].
В 1921 году Зинаида закончила обучение с красным дипломом и осталась работать на кафедре микробиологии в должности ассистента и параллельно заведовала бактериологическим отделом Северо-Кавказского бактериологического института.
Уже в 1922 году она проявила себя во время вспышки холеры в Ростове-на-Дону, проводя исследования холерного и холероподобных вибрионов. Но лабораторных опытов оказалось недостаточно, и 24-летняя девушка воспроизводит классическую картину холеры на себе, доказав тем самым, что холероподобные вибрионы способны в организме человека изменяться и становиться более патогенными и вирулентными. На основании своих исследований Зинаида Виссарионовна делает выводы об индивидуальной устойчивости к холере, механизмах формирования иммунного ответа, предлагает собственные методики диагностики холеры, дифференциально-диагностические методы определения Vibrio cholerae и холероподобных вибрионов, рекомендует обеззараживать питьевую воду путём хлорирования [4, 8].
В 1925 году Ермольева переезжает в Москву, взяв с собой один-единственный чемодан. В этом чемодане было самое ценное, что ей было нужно – около пятисот культур холерных и холероподобных вибрионов. Здесь она руководит отделом биохимии микробов в Биохимическом институте и знакомится со своим будущим мужем Львом Зильбером, впоследствии ставшем известным бактериологом [9]. В этом же году Зинаида Виссарионовна организовывает первую в СССР лабораторию биохимии микроорганизмов, где изучает их токсины. Ее статьи выходят одна за другой.
В 1928 году Зинаида Виссарионовна вместе со Львом Зильбером едут в командировку во Францию в Институт микробиологии им. Пастера и в Германию. Особенно успешно складывается работа с микробиологами Германии, в результате чего ее статьи публикуются в немецких научных журналах.
В 30-е годы Зинаида Виссарионовна интенсивно занимается исследованием лизоцима: разрабатывает методы его выделения, концентрирования, находит новые источники получения. К сожалению, широко применяться в медицинской практике лизоцим стал только после 1970 года, когда профессор Ермольева (совместно со своими учениками) сумела получить его в кристаллической форме [7].
В 1939 году Зинаида Виссарионовна выезжает в Среднюю Азию, где вместе с другими учеными-врачами для профилактики эпидемии холеры впервые применяет созданный ею препарат холерного бактериофага. Этот препарат, соединивший в себе бактериофагов холеры, брюшного тифа и дифтерии, оказался бесценным в годы Великой Отечественной войны. С его помощью удалось локализовать вспышку холеры и предотвратить ее распространение в разрушенном Сталинграде. Но и здесь не обошлось без трудностей: почти все запасы препарата были уничтожены во время бомбежки эшелона, который вез его в Сталинград. Ермольевой пришлось организовывать сложнейшее производство бактериофагов в осажденном городе в неприспособленном для этого подвале [6].
Но одним из самых значительных достижений Зинаиды Виссарионовны стало создание первого в Советском Союзе антибиотика. Лечебное действие плесневых грибков было известно достаточно давно, но то, что они подавляют рост бактерий, обнаружил Александр Флеминг в 1928 году при культивировании стафилококка («знаменитая случайность»). В 1940 году Говарду Флори и Эрнсту Чейни удалось получить чистое действующее вещество из Penicillium notatum, названное пенициллином. З.В.Ермольева, которую также интересовало противомикробное действие плесени, смогла получить такое же вещество из другого плесневого гриба Penicillium crustosum в 1942 году, и назвала его крустозином [5, с. 157]. Буквально в следующем году советский пенициллин был запущен в производство, и благодаря этому препарату были спасены тысячи и тысячи жизней солдат.
Примечательно, что в 1944 году Говард Флори посетил СССР и лабораторию З.В.Ермольевой, где по его предложению были устроены испытания его и нашего пенициллинов. Пенициллин Ермольевой превзошел зарубежный аналог как в лабораторных, так и в клинических испытаниях, в связи с чем профессор Флори и окрестил Зинаиду Виссарионовну «госпожой Пенициллин» или «Пенициллин-ханум». А после этого в лаборатории осталась фотография, подписанная лично профессором Ермольевой: «Пенициллин-ханум и сэр Флори – огромный мужчина» [7].
Но и в послевоенное время Зинаида Виссарионовна продолжала свою научную и исследовательскую деятельность. Под ее руководством создавались такие антибиотики, как экмолин, экмоновоциллин, бициллин, стрептомицин, тетрациклин и комбинированные антибиотики дипасфен, эрициклин и другие. Труды профессора З.В.Ермольевой не остались незамеченными: она была награждена двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, Знаком Почета и многими другими, в том числе медалями и Государственной премией СССР, которую в годы войны пожертвовала в фонд обороны страны на строительство самолета [1]. Результатом ее многолетней исследовательской деятельности явились 535 опубликованных научных работ.
Кроме того, З.В.Ермольева представляла СССР во Всемирной организации здравоохранения, а с 1956 года и до конца своих дней возглавляла в ней Комитет по антибиотикам, параллельно руководя кафедрой микробиологии и лабораторией новых антибиотиков Центрального института усовершенствования врачей, была членом редколлегии международного «Журнала антибиотиков», активно участвовала в работе различных научных конгрессов и конференций. Даже в последний день своей жизни, 2 декабря 1974 года, она успела провести научную конференцию [7].
В заключение хочется добавить, что профессор Ермольева послужила прототипом главной героини романа «Открытая книга» Вениамина Каверина. К сожалению, в нашей небольшой статье мы не смогли осветить еще множество других интересных фактов из жизни Зинаиды Виссарионовны Ермольевой, но о таких, как она, выдающихся русских ученых, безусловно нужно рассказывать молодежи, и эти люди должны служить для нее примером.