В настоящее время возрастает значимость образования взрослых, его непрерывность становится неотъемлемой составляющей успешной работы специалистов различного профиля. Постоянно меняющееся и модернизирующееся общество требует поддержания знаний, умений и навыков на актуальном уровне, что приводит, в свою очередь, к обновлению содержания, методов и форм организации обучения на курсах повышения квалификации с целью обеспечения его качества [1, с.4]. Отношение обучающихся к подобным нововведениям не всегда положительное, часто преподаватель сталкивается с сопротивлением со стороны обучающихся новому, непривычному, отличному от традиционного в преподавании и требованиях к самому обучающемуся.
З. Фрейд [7, с.89] одним из первых обратил внимание на сопротивление со стороны пациентов при взаимодействии с ними, предполагая причиной подобного явления бессознательное отторжение нового опыта.
Существуют различные подходы к рассмотрению понятия сопротивления обучению:
- сопротивление обучению, как следствие недостаточной мотивации [3, с. 176];
- сопротивление обучению, как защитный механизм;
- Поддъяков А.Н. [5, с.63] под сопротивлением понимает созданное учащемуся сопротивление (противодействие) со стороны окружающих для достижения тех или иных скрытых целей, указывая так же на работы, посвященные совладающему поведению (coping behavior – англ.), связанному с преодолением трудностей различного характера, в т.ч. в учебной деятельности на пути к поставленной цели.
Рассматривая сопротивление обучению в ключе преодоления трудностей на пути к поставленной цели прослеживается взаимосвязь с волевой сферой, так, Е.П. Ильин [2, с.40] рассматривает волю, как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей, П.А. Рудик, П.В. Симонов [2, с. 43] так же понимают волю, как способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, отмечая преодоление препятствий, как неотъемлемую составляющую данного понятия.
Под волевыми качествами понимают особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности [2, с. 148]. Классификации волевых качеств различны, тем не менее, к основным волевым качествам большинство ученых [2, 6] относят: терпеливость; упорство; настойчивость; самостоятельность, дисциплинированность.
Таким образом, отметим:
- высокую роль защитных механизмов личности при формировании сопротивления обучению;
- связь сопротивления обучению с волевой сферой.
Также говоря об особенностях повышения квалификации, в том числе, и работников медицинских специальностей, в связи с широкими возможностями электронной информационной образовательной среды, а также со сложившейся ситуацией, связанной с пандемией COViD-19 возросла роль дистанционной формы работы со слушателями курсов повышения квалификации.
На основании опроса слушателей курсов повышения квалификации, а также преподавателей медицинских ВУЗов нами были выделены следующие особенности применения дистанционного обучения:
Таблица 1
Особенности применения дистанционного обучения
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
---|---|
Возможность посещать занятия практически без отрыва от работы |
Технические трудности |
Возможность обучения слушателей из других регионов |
Повышение нагрузки на преподавательский состав |
Возможность привлечения к работе преподавателей из других регионов, стран |
Ограниченные возможности общения |
Экономия времени, затрачиваемого на дорогу до места обучения |
Ограниченные возможности организации практики |
Согласно данным опроса 17 преподавателей медицинских ВУЗов «Об удовлетворенности дистанционным обучением»:
- 52,9% (9 человек) опрошенных испытывают трудности при дистанционной работе с обучающимися из-за ограниченных возможностей общения в онлайн режиме;
- 29,4% (5 человек) респондентов отмечают подготовку большого объема материалов, заданий тестов;
- 17,6% (3 человека) указывают на неудобство пользования сайтом дистанционного обучения;
- 58,8% (10 человек) опрошенных отметили увеличение учебной нагрузки на обучающихся;
- 88,2% (10 человек) опрошенных выделили увеличение нагрузки на преподавателей;
- 82,4% (14 человек) опрошенных преподавателей выбрали бы традиционную форму обучения с элементами дистанционного обучения;
- 58,8% (10 человек) респондентов ранее использовали образовательные онлайн ресурсы на своих занятиях лишь иногда.
Это указывает с одной стороны – на наличие трудностей при организации дистанционного обучения слушателей программ повышения квалификации, с другой – на перспективность данной формы обучения, так как большинство опрошенных (82,4% – 14 человек) не хотели бы от нее полностью отказываться в своей дальнейшей работе.
К психолого-педагогическим проблемам, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, в особенности при организации обучения преимущественно в дистанционном формате, можно отнести следующие:
- со стороны обучающихся выявляется сопротивление обучению, в частности – его дистанционной составляющей, нежелание осваивать новую образовательную среду, принимать участие в занятиях, проводимых в дистанционном формате, работать на профессиональном образовательном портале;
- со стороны преподавателей часто наблюдаются трудности в перестройке работы со слушателями в рамках новой учебной среды;
- со стороны руководства образовательного учреждения – необходимость разработки новых требований к организации обучения, контроль качества за оказанием образовательных услуг в рамках реализации дистанционного обучения.
В преодолении сопротивления обучению со стороны слушателей при дистанционной организации работы следует выделить следующие направления работы [4, c. 101]:
1. Преодоление одиночества, связанного с ощущением оторванности от коллектива обучающихся при работе в дистанционном формате, непониманием требований, отсутствием очного контакта с преподавателем и обучающимися на курсе коллегами, неясностью ответной реакции;
2. Преодоление протестного поведения, проявляющегося в осознанном нарушении сроков предоставления заданий, прохождения тестирований, заведомо некорректной, вызывающей формулировке вопросов к преподавателю, отсутствия на лекциях (немотивированный пропуск лекций);
3. Преодоление страха перед освоением электронной информационной образовательной среды, связанного с неумением работать с сервисами Интернет, профессиональным образовательным порталом, отсутствие компьютерной грамотности – с одной стороны, и нежеланием работать в непривычном для себя формате, прилагать усилия для освоения нового – с другой стороны.
В соответствии с результатами заполнения «Анкеты слушателя программ повышения квалификации», 55 опрошенных, трудности при работе с персональным компьютером, текстовыми документами (Word), презентациями (Power Piont), а также отсутствие опыта работы на образовательном портале отмечают 50,9% опрошенных слушателей программ повышения квалификации (28 человек);
4. Преодоление различия в понимании поставленной задачи, теоретического материала, формата выполнения заданий т.е. недопонимания между преподавателем и обучающимся;
5. Преодоление низкой мотивации слушателей программ повышения квалификации. Мотивы, связанные с законодательными основаниями (НМО, обучение как неотъемлемая составляющая допуска к медицинской деятельности), как основные отметили около 72,7% респондентов, что составило 40 человек).
Анализ вышеизложенных направлений позволил выделить некоторые рекомендации по преодолению сопротивления обучению слушателей программ повышения квалификации:
1. Преодоление информационного и психологического барьера при работе с профессиональным образовательным порталом с целью уменьшения возникающей тревожности включающее:
- знакомство со структурой и содержанием выбранного курса повышения квалификации, знаниями, умениями, навыками, получаемыми по завершении обучения по программе повышения квалификации, сроках сдачи заданий и требованиях к их выполнению;
- наличие инструкции для обучающихся по работе с профессиональным образовательным порталом;
- проведение вводного практического занятия по работе с профессиональным образовательным порталом.
2. Организация работы преподавателей с обучающимися:
- установление субъект-субъектных взаимоотношений в ходе работы со слушателями;
- поощрение вопросов слушателей;
- поддержание преподавателем дружественного тона при проведении занятий/переписке с обучающимися;
- четкая формулировка заданий и инструкций к их выполнению;
- возможность проведения онлайн консультаций;
- возможность обратной связи по вопросам выполнения заданий;
- стимуляция активности обучающихся (бонусные баллы при проведении зачетных мероприятий).
3. преодоление сопротивления обучению через развитие волевых качеств обучающихся, значимых при обучении по программам повышения квалификации (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самоконтроль), морального компонента силы воли:
- стимуляция активного самостоятельного исследовательского поведения субъектов учебной деятельности, критической и осмысленной работы обучающихся с предлагаемым им учебным содержанием;
- использование проблемных методов обучения;
- увеличение количества практических занятий и самостоятельной работы относительно лекционных;
- противодействие формированию «выученной беспомощности» [2, с.226; 5, с.69] через поддержание самостоятельности обучающихся в суждениях, а также при выполнении заданий;
- использование мобилизующих приемов: убеждение, обращение к чувству долга, ободрение, обращение к самолюбию, использование эффекта соперничества;
- конкретизация целей и перспектив деятельности;
- поддержание целеустремленности через постановку и достижение поэтапных целей, соблюдение принципа доступности.
Таким образом, сопротивление обучению является ожидаемым, естественным явлением, механизмом защиты личности перед лицом нового опыта, наблюдаемым в процессе обучения слушателей повышения квалификации, в особенности, проводимом в дистанционной форме. Преодоление сопротивления обучению является неотъемлемой составляющей повышения качества обучения слушателей программ повышения квалификации, которое может вестись в представленных выше направлениях, неотъемлемо связано с развитием волевых качеств личности.