Процесс воспитания будущих профессионалов в различных сферах общественной жизни очень важен для государства, поскольку он тесным образом связан с его дальнейшим развитием и процветанием. В сфере формирования и становления личности учащегося высшего военного учебного заведения этот процесс, на наш взгляд, наиболее сложный и занимает больше времени и требует больше усилий, однако значение его колоссально, так как именно от правильного воспитания будущего поколения «нахимовцев», в том числе, зависит стабильность государства и общества.
Для того, чтобы воспитатель учебного курса высшего военного учебного заведения мог в полной мере раскрыть потенциал каждого ученика и реализовал возложенные на него функции, ему необходимо учитывать социально-психологические механизмы, которые напрямую влияют на становление личности будущего военного. В учебной литературе подобных механизмов выделено множество, но хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Так, Столяренко А.М. рассматривает следующие механизмы, которые влияют на возникновение, развитие и качественные особенности социально-психологических явлений [2, с. 222-223]:
– механизм социального восприятия;
– механизм группового давления;
– механизм заражения;
– механизм подражания;
– механизм внушения;
– механизм конформности;
– механизм референтности;
– механизм убеждения;
– механизм идентификации;
– механизм массовой силы.
В учебном заведении военного типа наиболее актуальны, на наш взгляд, механизм группового давления, механизм подражания, механизм внушения, механизм конформности, механизм убеждения, механизм массовой силы.
Разбирая механизм группового давления, следует отметить, что попадая в коллектив группы учащихся Нахимовского военно-морского училища, обучающийся оказывается под большим психологическим давлением и испытывает сильнейший стресс. В тесном взаимодействии оказываются дети одного возраста, но разного восприятия происходящего, различного отношения к процессу обучения и проживания. Поскольку ученики поступают в учебное заведение с пятого класса, то воспитателю учебного курса следует учитывать, что как раз на этот период приходится становление и развитие личности наиболее активно: и в психологическом, в социальном, и в биологическом направлении.
Роль воспитателя учебного курса на начальном этапе привыкания учеников к новой среде чрезвычайно важна. Он фактически выступает «громоотводом» многих, происходящих в коллективе, столкновений и недопониманий. На этом этапе у «нахимовцев» в большей степени проявляется механизм группового давления. Ученикам психологически сложно подстраиваться под режим дня, обучения и учитывать мнение остальных в группе, при этом соблюдая общепринятые нормы поведения, морали, существующие в обществе. Таким образом, «нахимовец» находится под так называемым «двойным давлением» – со стороны военной системы и общества. Воспитателю необходимо, учитывая особенности каждого индивида, сплотить коллектив и минимизировать возможные негативные проявления во взаимоотношениях между учениками. Этого можно достигнуть только благодаря умению воспитателя донести до нахимовцев необходимость соблюдения дисциплины, порядка и уважительного отношения друг другу, поскольку одним из приоритетных направлений в подобных учебных заведениях является взаимовыручка, воспитание патриотизма, чувства коллективизма и дружбы среди обучающихся.
Механизмы заражения и подражания среди учеников филиала Нахимовского военно-морского училища реализовываются, в основном, в совокупности. «Нахимовец», находясь среди сверстников в учебном заведении, непроизвольно склонен подчиняться тому эмоциональному состоянию, которое господствует у других членов группы, при этом частым случаем является осознанное или мало осознанное следование чьему-то примеру. В данной ситуации воспитатель должен выявить наиболее активную личность, которой подражает коллектив и попытаться в обстановке доверия и взаимопонимания настроить ученика на совместную позитивную работу. В этой связи, одним из действенных элементов воспитания является назначение на должность командира отделения «нахимовца», который негативно проявляет свое отношение к дисциплине, учебе и к службе в целом, при этом он обладает авторитарными способностями и является лидером в коллективе. Подобное повышение в должности, как показывает практика, положительным образом влияет на дальнейшую учебу и службу такого ученика. Он берет на себя обязанности выступать от лица руководящего звена учебного заведения и должен соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к подобной категории личного состава.
Более спокойно и безболезненно происходит привыкание к условиям военной системы у учеников, которым присущ механизм конформности, то есть способность свободно, легко подчиняться мнениям и настроениям в группе, которые господствуют или подчиняться нормам, которые требуют выполнения и при этом не вступать в конфликты. Следует отметить, что иногда понятие конформности и конформизма отождествляют. Однако, мы разделяем мнение тех, кто считает, что это два разных понятия: конформизм – это больше социальное понятие, тогда как конформность – это «психологическая особенность человека» [3, с. 55]. Работа воспитателя учебного курса с «нахимовцами», обладающими подобным свойством личности происходит на уровне переговоров и разъяснений основных положений и требований служебной деятельности.
В наибольшей степени, на наш взгляд, у учеников Нахимовского военно-морского училища проявляется механизм убеждения и механизм массовой силы (фасилитации). Первый из них заключается в том, что в приоритете у группы будут те мнения, которым подвержено большинство ее членов, тогда как собственное мнение ученика может отличаться, но он вынужден подчиняться, чтобы не противостоять, не вступать в конфликт и уходить от возможности стать «изгоем». Второй механизм является противоположностью первому и выражается в способности «нахимовца» в полной мере проявить свои желания, возможности под влиянием энергии, которая присуща большой группе людей. В подобной ситуации, нам видится, что наиболее оптимальной тактикой воспитателя учебного курса является применение метода внушения, когда его авторитет являются лучшими показателями поддержания таких учеников. Мы убеждены, что помимо чувства коллективизма и дружеского братства у «нахимовцев» должен развиваться и признак индивидуальности, который является одним из важнейших в становлении личности и будущих профессионалов. Не бояться высказывать свое собственное мнение, отличающееся от других, не бояться поддержать товарища в его видении той или иной ситуации, аргументировать свою позицию – это одна из приоритетных задач, стоящих перед воспитателем Владивостокского ПКУ. Воспитатель при постановке задач ученикам должен пропагандировать, что необходимо поступать так, как отражено в нормативных документах государства и учебного заведения, при этом необходимо не забывать и о человеческих качествах, которые присущи каждому индивиду. При этом воспитателю самому необходимо соблюдать установленные законодательством Российской Федерации нормы и быть терпимее к каждому «нахимовцу», учитывать его личностные качества, интересы, условия в которых он рос и воспитывался. Воспитатель своим субъективным примером должен показывать умение сочетать в себе качества бойца и наставника, к которому всегда можно обратиться за помощью и поддержкой. «Авторитет педагога, его личный пример, и, безусловно, его умение соблюдать меру внушающего воздействия играет значительную роль в практике учебно-воспитательной работы» [1, с. 11].
В заключении хотелось бы отметить, что только комплексный подход к каждому «нахимовцу», выявление его психологических особенностей подверженности влияния механизмам, указанным выше, сможет помочь воспитателю учебного курса Нахимовского военно-морского училища (Владивостокского ПКУ) всесторонне изучить учеников своей группы и грамотно повлиять на дальнейшее становление и развитие личностных качеств будущих защитников Родины.