Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия

Главной ценностью Н.А. Назарбаев считает не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение, и упрочение религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Поликонфессиональность Казахстана, по мнению Н.А. Назарбаева, можно использовать для укрепления страны, если будет сформирована система диалога различных конфессий.

Аннотация статьи
межконфессиональный диалог
религиозная толерантность
межэтническое согласие
съезд лидеров мировых и традиционных религий
поликонфессиональность
Ассамблея народа Казахстана
Ключевые слова

Евразия – это ни Восток, ни Запад, это особая срединная территория со своим культурно-историческим прошлым. Казахстанский лидер обладает глобальным мышлением, ведущим свою страну по пути, обеспечивающему независимость, национальную безопасность, межэтническую консолидацию и межконфессиональную стабильность и сотрудничество. Религиозный фактор является мощной духовной силой, способной влиять на человека, его жизненные ценности. Поэтому главной ценностью Назарбаев считает не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение, и упрочение религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Одной из сильных сторон лидерства Н.А. Назарбаева является сохранение межэтнического, межконфессионального и гражданского согласия в республике. Выступая на первом Форуме народов Казахстана, Назарбаев, высказав идею создания общественного органа консолидации граждан всех национальностей, отметил, что «не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. И сегодня, многое, переосмысливая заново в нашей истории, мы не вправе растрачивать это богатство, перечеркивать добрые традиции. Они сформировались не в последние десятилетия и отнюдь не партийными директивами, надо повседневно слышать голос человека, голос каждого народа, каждой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт – «Ассамблею согласия и единения народов Казахстана». 1 марта 1995 г. Указом Назарбаева была создана Ассамблея народа Казахстана. Идея Ассамблеи народов Казахстана получила активную поддержку, тем более, что возглавил ее сам Н.А. Назарбаев. Казахстанский лидер считал, что в составе Ассамблеи «нужно предусмотреть представительство всех этнических групп, известных общественных деятелей, наиболее авторитетных в республике личностей, глав администраций» [1, с.23]. Ассамблея народов Казахстана является консультативно-совещательным органом при Президенте Республике Казахстан и ее решения носят рекомендательный характер [2, ст.3]. В соответствии с Положением об Ассамблее ее численность определяется Президентом, а кандидаты в ее состав выдвигаются по пропорциональному принципу малыми Ассамблеями областей и городов Казахстана [2, ст.8]. Такой союз национально-культурных центров и национальных общественных объединений с властными структурами, по мысли Назарбаева, должен был придать авторитет, политический вес и мощный статус в обществе созданной Ассамблеи.

Численный состав Ассамблеи определяется Президентом республики из кандидатов, выдвигаемых по пропорциональному принципу из малых ассамблей при Акимах этих территорий. В настоящее время в состав Ассамблеи входят более 320 человек, представляющие 33 национальные диаспоры. В соответствии с целями и задачами, стоящими перед ней, Ассамблея народов Казахстана с первых шагов своей деятельности осуществляет выработку на основе оценки событий и прогнозов политической ситуации в республике практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества, а также оказание содействия Президенту республики в его деятельности как гаранту соблюдения прав и свобод граждан Казахстана, независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и личных убеждений [2, ст.4]. Ассамблея содействует сохранению межнационального согласия и политической стабильности в стране, выработке предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, их духовно-культурному возрождению и развитию, формированию политической культуры граждан, обеспечению учета многообразных национальных интересов, поиску компромиссов для разрешения социальных противоречий, участию в формировании общественного мнения в поддержку демократических преобразований. Пользуясь правом общественной экспертизы новых законопроектов, комиссии Ассамблеи подготовили и направили в парламент свое заключение по законопроектам «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в РК».

Ассамблея стала инициатором идеи о проведении общереспубликанских референдумов и продлении срока полномочий первого Президента. 25 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстана, обсудив политическую ситуацию в стране, когда отсутствовала представительная ветвь государственной власти из-за признания Конституционным Судом Республики Казахстан нелегитимным состав Верховного Совета РК тринадцатого созыва и очередными выборами главы государства, приняла резолюцию о необходимости проведения референдума по продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года. Итоги референдума 29 апреля 1995 года, когда за продление срока полномочий Президента Республики Казахстан проголосовало 95,46 % избирателей, продемонстрировали поддержку казахстанцами реформ Н.А. Назарбаева. По глубокому убеждению Н.А. Назарбаева, Ассамблея стала уникальным институтом достижения межнационального согласия в стране, стабилизирующая и консолидирующая роль которой в нашей новейшей политической истории уже очевидна. В апреле 1996 года сессия Ассамблеи была посвящена вопросам углубления межгосударственной интеграции, укрепления суверенитета и формирования казахстанского патриотизма, что нашло отражение в докладе Президента республики «Общественное согласие – основа демократического развития Казахстана».

Ассамблея народов Казахстана под руководством Н.А. Назарбаева, внесла вклад в возрождение центров и ассоциаций. Она принимала активное участие в подготовке и проведении 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, 1100-летия славянской письменности и культуры, 150-летия Абая Кунанбаева. Одним из основных направлений ее работы стала образовательная политика: разработана и успешно осуществляется 10% квота для национальных меньшинств при внеконкурсном поступлении в высшие учебные заведения республики [3]. Наблюдается рост количества национальных детских садов и школ. С воодушевлением был воспринят Указ Президента РК Н.А. Назарбаева об открытии Евразийского университета имени Л.Н. Гумилева, одновременно являющегося научной базой Ассамблеи. Ассамблея стала инициатором проведенной в феврале 1996 года в Алматы Международной конференции ОБСЕ «Проблемы гармонизации межэтнических отношений в Новых независимых государствах (на примере Казахстана)». Благодаря усилиям активистов Ассамблеи на республиканском уровне прошли фестивали корейской и немецкой культуры, татарский сабантуй, форумы-праздники курдов и дунган. В Казахстане проведены первый Алматинский фестиваль культуры и искусства народов Казахстана. Ассамблея стала центром организованной работы с национальными диаспорами.

Казахстанским лидером было поддержано предложение Ассамблеи о проведении юбилейных мероприятий, посвященных памяти видных государственных и общественных деятелей - казахстанцев Левона Мирзояна, Магазы Масанчи. Создан республиканский фонд Ассамблеи, почетным Председателем которого является Н.А. Назарбаев. Фонд призван оказывать финансовую и организационную помощь национально-культурным центрам и ассоциациям. При поддержке Н.А. Назарбаева в Алматы открыт Дом Ассамблеи народов Казахстана, под высоким шаныраком которого республиканские национально-культурные центры и ассоциации содействуют развитию страны на основе гармоничной жизни всех наций и народностей.

Президентская стратегия «Казахстан-2030» имеет важное значение для формирования национальной политики государства. Особое значение имеет второй долгосрочный приоритет, нацеливающий на внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Консолидация общества своей основной целью ставит формирование единой гражданственности для представителей различных этнических и конфессиональных групп Казахстана. Н.А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» (1999) отмечает рост национального самосознания казахского этноса и обосновывает необходимость поиска и нахождения казахстанской модели национальной идентификации населения страны. Он вычленяет два уровня идентичности. Первый уровень связан с формированием народа Казахстана как единой гражданской и политической общности. При этом Н.А. Назарбаев подчеркивает необходимость формирования, прежде всего, народа Казахстана, а не казахстанской нации как суперэтнической общности, различая между подходом, направленным на формирование единой этнической общности, и подходом, направленным на формирование гражданской общности. Сутью идентичности первого уровня является гражданское и политическое единство всего многообразия населения страны, основанное на единых политических ценностях [4].

Второй уровень идентичности, по мнению Н.А. Назарбаева, связан с национальной идентичностью казахстанских и приезжающих из-за рубежа казахов, особую роль в процессах формирования единого народа берет на себя государство. Однако необходимо отметить, политика стабильности и межэтнического спокойствия не должно осуществляться только административными методами. Важными являются меры, способствующие расширению инициативы общества, формированию гражданского общества. Политика Президента оказывает определяющее развитие на национальную политику государства. В Казахстане принят закон о языках 1997 г., закон о национальных меньшинствах и другие, направленные на углубление межэтнического и межкультурного взаимодействия, межэтнического согласия и стабильности [4].

Важную роль играет Ассамблея народов Казахстана, объединяющая национально-культурные центры проживающих в республике этносов. Казахстанский лидер в своем выступлении на VII сессии Ассамблеи народов Казахстана поставил четыре задачи:

  • Ассамблея через национально-культурные центры должна усилить работу по воспитанию чувства казахстанского патриотизма;
  • Ассамблея должна активнее брать на себя социальную инициативу как посредника в диалоге между государством и гражданским обществом;
  • Ассамблея должна организовать работу по прояснению роли религии в политической жизни страны;
  • не допустить политизации межэтнических отношений. Как считает глава государства, Ассамблея должна не просто реагировать на события, но и создать систему профилактических мер и рекомендаций, чтобы межэтнические отношения не превращались в политическую проблематику [5, с.215].

Президент поставил задачу реального и системного мониторинга межэтнических отношений. В проводимой национальной политике государства, направленной на формирование единого народа Казахстана, как качественной новой формы самоидентификации, межкультурное взаимодействие, межэтническая интеграция, укрепление межэтнической стабильности и согласия – все это осуществляется во многом благодаря личности первого Президента.

В своем выступлении на Х сессии Ассамблеи народов Казахстана «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы» (Астана, 23 декабря 2003 года) Президент РК Н.А. Назарбаев сказал: «В сложных условиях нам удалось создать оптимальную модель взаимоотношений между всеми этническими группами населения страны… Наша модель межэтнического согласия рекомендована государствам планеты как воплощенная на практике формула гражданского мира в многонациональном обществе» [6]. В то же время, подчеркнул Н.А. Назарбаев: «Нам необходимо постоянно «сверять часы» с общим ходом мирового развития, учитывать особенности нашего многонационального общества при решении практических задач, стоящих перед страной. Иными словами, обществу нужны постоянная переоценка и осмысление опыта межнационального согласия как определяющего фактора нашего движения вперед».

Согласно конституционной реформе 2007г. Ассамблее народов Казахстана дан принципиально новый статус общественного объединения, имеющего право быть представленным в Мажилисе девятью депутатскими местами. Таким образом, этнические группы Казахстана получили дополнительную возможность быть услышанными и влиять на принимаемые в Парламенте решения.

Представляется, что выработка серьезной государственной национальной политики станет возможной только при условии общенационального политического диалога. Потому что межэтнические отношения – это в большей степени плоскость общественных отношений. Следовательно, в этом должны принимать активное участие не только и не столько составляющие политической структуры общества, сколько институты гражданского общества. Только в этом случае появится вероятность того, что национальная политика государства станет таковой, по сути.

За 23 года независимости в Казахстан прибыло порядка 700 тысяч оралманов, из них только в 2006 году – около 100 тысяч. Данные цифры лишний раз свидетельствуют в пользу того, что этнополитическая ситуация в стране будет переживать перманентный процесс изменений. А это значит, что сложности были, есть и будут. Самое важное - сделать так, чтобы они не перерастали в открытые конфликты.

Необходимо, по мнению казахстанских экспертов, в дальнейшем продолжить на системной основе последовательную работу по широкой пропаганде казахстанской модели межэтнического согласия в стране и мире и ее роли в построении демократического и успешного государства, наряду с утверждением и дальнейшей пропагандой традиционных приоритетов казахстанской политики, таких, как внутриполитическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие и активнее адаптировать их к меняющейся политической обстановке в мире.

Казахстанский лидер обладает глобальным мышлением, ведущим свою страну по пути, обеспечивающему независимость, национальную безопасность, межэтническую консолидацию и межконфессиональную стабильность и сотрудничество. Религиозный фактор является мощной духовной силой, способной влиять на человека, его жизненные ценности. Поэтому главной ценностью Н.А. Назарбаев считает не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение, и упрочение религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Поликонфессиональность Казахстана, по мнению Н.А. Назарбаева, можно использовать для укрепления страны, если будет сформирована система диалога различных конфессий. Диалог как форма сотрудничества есть реальная альтернатива насилию, господству, угнетению. В своем выступлении на первом Съезде лидеров мировых и традиционных религий Президент страны подчеркнул: «Нельзя создать единое религиозное пространство. Нельзя преодолеть до конца имеющиеся различия, тем более, что порой они затрагивают основы великих религий. Однако ценность постоянного диалога состоит в том, что, несмотря на существующие разногласия, сохраняется сам смысл и процесс поиска некой «золотой середины». И главное – диалог создает территорию мира и согласия, время гармонии и ясности. И в этом я вижу несомненную ценность религиозного диалога» [7].

Инициативы Назарбаева имеют исторический характер: это приглашение Папы Римского Иоанна Павла II, проведение Съездов лидеров мировых и традиционных религий в качестве создания в Астане центров пересечения мировых религий. Назарбаев выстроил целую стратегию межконфессионального диалога как основы духовного согласия и взаимопонимания народов планеты. По словам Иоанна Павла II, опыт Казахстана уникален и поликонфессиональность и полиэтничность самые важные его достояния. «В Казахстане совместное проживание и согласие между различными народами могут быть указаны миру как красноречивый знак призвания всех людей жить вместе в мире, во взаимном познании и радушном приеме… Казахстан – земля встреч, обмена, новизны; земля которая стимулирует в каждом интерес к новым открытиям и побуждает переживать различия не как угрозу, но как обогащение» [8]. Лидеры мировых и традиционных религий пришли к выводу, что в условиях утраты духовных истоков, обнищания человечества в области гуманности, милосердия на долю религии выпадает особая миссия: возрождения нравственно-духовные ориентиров.

Лидер Казахстана опроверг тезис о конфликте, разломе цивилизаций, противопоставив другое утверждение. Надо говорить не о конфликте, а о «встрече цивилизаций». Мир развивается сегодня под знаком сближения народов, конфессий, культур, цивилизаций, стремится к конструктивному диалогу, культурному взаимодействию. «Религия является, пожалуй, единственным глобальным явлением до наступления эпохи глобализации, сохранившим и несущим миру идеи гуманизма и культурного диалога. Кроме духовного универсализма религия являет собой и действенный институт международного сотрудничества», отметил Назарбаев, выступая на Съезде. Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал огромным опытом создания территории мира и согласия, гармонии и света. Знаменательным моментом Съезда стала общая молитва представителей всех конфессий у подножия монумента Байтерек. Это было беспрецедентное событие в мировой истории.

Главная идея Н.А. Назарбаева, высказанная на открытии первого Съезда – это единство и согласие, достигаемые через сохранение различия и многообразия. «Любая моносистема, в этом мое глубокое убеждение, не в состоянии обеспечивать баланс, стабильность и развитие не то, что всего человечества, но даже его части. Она всегда будет таить в себе угрозу конфликта и взрыва. Верна лишь формула: единство – в многообразии, в многонациональности, в многоконфессиональности. Необходимо осознавать и считаться с тем, что есть другие цивилизации, культуры, религии, которые имеют не менее глубокую и значительную историю, располагают своей символикой и ментальностью. И этого нельзя сломать никакими силовыми и волевыми методами» [9], отметил Президент. И Президент, и участники Съезда пришли к выводу, что диалог – это та форма духовного общения, которая соответствует принципам каждой религии, и потому корни диалога уходят в далекое прошлое. «Диалог – это процесс возведения очень хрупких мостов. Это мосты между нами и теми, кого мы традиционно называем другими. Мы обнаружили, что эти отношения нельзя выстроить сразу. Нужны время, терпение и смирение» [9].

Назарбаев считает, что значение Съезда всемирных религий в том, что он не только объединяет их и тем самым объединяет народы в борьбе за укрепление мира и безопасности. Казахстанский лидер предполагает, что на нем могут обсуждаться вопросы повышения роли религий в развитии человечества и укреплении безопасности, а также вопросы борьбы с терроризмом. Назарбаев заявил, что различия в религиях не могут быть преодолены до конца, но процесс поиска «золотой середины» должен продолжаться. В связи с этим, он обратился к представителям всех религий и конфессий с предложением проводить форум религий на постоянной основе. По глубокому убеждению Назарбаева, именно постоянный режим работы диалога позволит системно осуществлять контакты между религиозными деятелями.

По решению Н.А. Назарбаева, в Астане построен Дворец наций, где в едином комплексе располагаются мечеть, церковь, синагога, буддийский храм как знак единства мировых религий, символ их конструктивного диалога. Во дворце наций расположены также Ассамблея народов Казахстана и национально-культурные центры. В рамках политики конфессиональной безопасности Президент Назарбаев предлагает меры, которые должны укрепить межконфессиональную стабильность и согласие. Одна из таких мер носит просветительский и образовательный характер и направлена на широкое освещение интеллектуального и духовного творчества таких выдающихся представителей исламской цивилизации, как аль-Фараби, ибн Сина, Фирдоуси, ибн Рушд.

Таким образом, в Казахстане благодаря усилиям Н.А. Назарбаева создана модель, где реализован принцип свободы совести, государственного невмешательства в сферу убеждений граждан. Когда все конфессии получают свободу отправления религиозного культа и освобождаются от политических функций, межконфессиональный диалог становится действенным механизмом консолидации общества, укрепления духовного и гражданского согласия в обществе. Модель Н.А. Назарбаева достижения и укрепления межэтнического, межконфессионального и гражданского согласия уникален и имеет международное значение, как пример здравого смысла решения проблем, в мультикультурной, полиэтнической и поликонфессиональной стране.

В рамках реализации инициативы Главы государства Н.А. Назарбаева по развитию диалога между мусульманским миром и Западом, высказанной на Съезде лидеров мировых и традиционных религий, второе заседание которого состоялось в сентябре 2006 г., 17 октября 2008 г. в Астане была проведена конференция министров иностранных дел «Общий мир: прогресс через многообразие». Итогом работы Конференции стало принятие Астанинской декларации, посвященной проблематике межцивилизационного диалога и направленной на поддержание мер практического характера для гармонизации международных отношений между представителями мусульманских и западных стран. В соответствии с установками Главы государства, опыт Конференции будет использоваться в процессе работы во время председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, а также в Совете министров иностранных дел Организации Исламская Конференция в 2011 году. Итоги Конференции способствуют утверждению позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии «диалога цивилизаций» в соответствии с ежегодными Посланиями Президента Н.А. Назарбаева.

Созданный Президентом страны новый консультативно-совещательный орган гармонизации межнациональных отношений в форме народной дипломатии оказался жизненным и необходимым. На повестке дня Ассамблеи находились и политические вопросы. Члены Ассамблеи народов Казахстана на своей первой сессии инициировали проведение референдума по продлению полномочий Президента до 2000 года. Ассамблея сыграла значительную стабилизирующую роль в обществе. Ею были выработаны практические рекомендации, обеспечивающие консолидацию общества, сохраняющие межнациональное согласие и политическую стабильность в стране. Ассамблея проводила общественные экспертизы новых законопроектов в области национальной политики. Также Ассамблея подготовила и направила в парламент свое заключение по законопроектам «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и др. Члены Ассамблеи внесли существенные поправки в закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». 24 марта 1995 года на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана Н.А. Назарбаев заявил: «Я, как Президент страны, своей основной задачей считаю обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия. Это согласие не дается свыше, оно достигается напряженной работой…. Мы должны быть начеку и всегда помнить: существует реальная опасность того, что разного рода политические интриги могут спровоцировать не только межнациональные, но и внутринациональные конфликты» [10]. Благодаря работе АНК, возглавляемой и руководимой Президентом, удалось превратить полиэтничность в стратегическое преимущество, избежать радикализации межэтнических отношений и роста ксенофобии.

За прошедшие годы АНК превратилась в действенный механизм поддержания и укрепления государственной политики межэтнического согласия в казахстанском обществе. По одной крышей удалось объединить все национально-культурные центры, представляющие все богатство этнической палитры Казахстана. Ассамблея стала уникальной площадкой, в рамках которой стало возможным обеспечивать взаимодействие всех этнических групп и согласование их интересов. На пятнадцатой сессии АНК основной темой стала конкретизация Президентом своей идеи о необходимости создания Доктрины национального единства Казахстана. По убеждению Президента, Доктрина национального единства должна стать, с одной стороны, обобщением накопленного казахстанского опыта, а с другой – основанием для движения вперед, долгосрочных и среднесрочных стратегий проведения национальной политики, дальнейшего укрепления политической стабильности, единства и согласия в стране. В понимании Президента содержанием понятия национального единства являются совместное созидание общего государства, взаимная толерантность и обязательное знание государственного языка страны. В итоге, считает Н.А. Назарбаев, национальное единство должно обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность нашего государства. Что касается основания национального единства в Казахстане, то оно базируется на трех моментах: общей истории, общих для всех казахстанских этносов ценностях и общем будущем. Принятие Доктрины национального единства станет объединительным фактором казахстанского общества, основой для разработки законодательных, нормативных актов, нацеленных на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления единства народа Казахстана.

Первый Президент является одним из главных участников развития диалога цивилизаций. Благодаря его личностному влиянию в 2003, 2006, 2009 годах в Казахстане состоялись первый и второй, третий съезды мировых и традиционных религий, призванные способствовать поиску взаимопонимания. Также он предложил ООН объявить один из ближайших годов Международным годом сближения культур и религий. Казахстанский лидер ратует за диалог между Западом и исламским миром, в рамках которой в октябре 2008 года в Астане прошел международный форум «Общий мир: прогресс через разнообразие» с участием министров иностранных дел мусульманских и западных стран. Президент рассматривал этот форум как диалоговую площадку, целью которого является мобилизация коллективной политической воли для преодоления разрыва между цивилизациями.

Выступая на 111 съезде лидеров мировых и традиционных религий, Н.А.Назарбаев отметил, что новый миропорядок может быть создан не после очередного глобального военного столкновения, а мирно – путем диалога и выработки взаимоприемлемых решений. Казахстанский лидер изложил основы нового мироустройства: во-первых, это справедливая экономическая модель; во-вторых, это справедливая политическая модель взаимоотношений между государствами; в-третьих, это новый подход к обеспечению глобальной безопасности. Требуются более эффективные механизмы противодействия терроризму и наркобизнесу. Необходимо в рамках ООН выработать меры противодействия современным вызовам человечеству. В-четвертых, новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они, по мнению Н.А. Назарбаева, должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Это будет сообщество, в котором прогресс будет измеряться не только количеством материальных благ, но и высокой нравственностью и ответственностью людей.

Казахстан под руководством Н.А. Назарбаева состоялся как суверенное и независимое государство, имеющее свой страновой имидж, свой стиль поведения, состоялся как влиятельный участник мировой политики, один из ключевых интеграторов на постсоветском пространстве. Н.А. Назарбаев явился политическим лидером, возглавившим процесс политического и демократического переустройства Казахстана, выступив гарантом стабильности государства и необратимости коренных реформ в стране. Преобразования Н.А. Назарбаева в политической сфере способствовали переходу к демократическим институтам, к демократической системе правления. Политическое лидерство Н.А. Назарбаева было связано с необходимостью стабилизации государственной власти, повышения эффективности органов управления в условиях выхода из кризиса, затронувшего все сферы жизни общества и государства. Институт лидерства в Казахстане стал главным рычагом демократических преобразований, гарантом национальной безопасности, целостности и суверенитета независимого Казахстана и сыграл определяющую роль в модернизации казахстанского общества и политической системы страны.

Текст статьи
  1. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана. - Алматы, 1993.- 32 с.
  2. Положение об Ассамблее народов Казахстана // Собрание актов Президента РК и Правительства РК. – 1995. - № 87. – Ст. 3.
  3. Порядок зачисления в вузы республики на места, выделенные в соответствии с квотой для Ассамблеи народов Казахстана от 07.06.1995 // Информационный бюллетень № 1 Исполнительного секретариата Ассамблеи народов Казахстана. – Алматы, 1995. – С. 25.
  4. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.
  5. Бижанов А.Х. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. – Алматы: Онер, 1997, 1997. – 256 с.
  6. Назарбаев Н.А. Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы // Казахстанская правда. – 2003. – 24 декабря.
  7. Назарбаев Н.А. Выступление Президента Казахстана на 1 съезде лидеров мировых и традиционных религий // Казахстанская правда. – 2003. – 25 сентября.
  8. Визит Главы Ватикана и Римско-католической церкви Папы Иоанна Павла II в Казахстан // Казахстанская правда. – 22 сентября. – 2001.
  9. Назарбаев Н.А. Выступление Президента Казахстана на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана // Казахстанская правда. – 1995. – 25 марта.
  10. Назарбаев Н.А. Выступление Президента Казахстана на 111 съезде лидеров мировых и традиционных религий // Казахстанская правда. – 2009. – 2 июля.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря