Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста средствами развивающих занятий «Умники и умницы»

Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста средствами развивающих занятий «Умники и умницы»

В статье рассматривается экспериментальная работа с дошкольниками. Описываются методы исследования, применяемые в работе. Рассматривается программа работы с дошкольниками «Умники и умницы» с применением развивающих занятий по развитию мыслительных операций и технологии проведения.

Аннотация статьи
старшие дошкольники
дошкольный возраст
мыслительные операции
развивающие занятия
Ключевые слова

В процессе развития мыслительной деятельности дети дошкольного возраста усваивают мыслительные операции, которыми являются: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация. Они являются ведущими компонентами мышления каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями [3].

Следовательно, было решено провести экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Бэлекэч» города Альметьевск. В эксперименте приняли участие 50 детей подготовительной к школе групп. Для достоверности проведения исследования были взяты две подготовительные группы. Одна из них была экспериментальная. С детьми этой группы проводились специально разработанные занятия, игры и упражнения на развитие мыслительных операций. Другая контрольная группа. С детьми этой группы не проводилась специально разработанная система занятий. В каждой группе для диагностики было отобрано по 25 детей.

Для достижения поставленной цели были определены критерии развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, показатели, определяющие данные критерии и подобраны методики, позволяющие диагностировать данные показатели. В ходе подбора диагностических методик использовались исследования и методические рекомендации Р.С. Немова и Н.И. Гуткиной.

Диагностика уровня мыслительных операций проводилась методами психологического исследования. Дошкольникам были предложены диагностические задания, направленные на определение умения владеть мыслительными операциями. В ходе данной диагностики, детям предлагалось выполнить задания в игровой форме. В процессе решения задач, по всем показателям были определены три уровня выполнения задания – высокий, средний, низкий. Уровни являются отражением степени самостоятельности выполнения ребенком заданий.

В качестве диагностического комплекса, для выявления уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников нами был подобран комплекс диагностических методик:

  1. Методика «Нелепицы», автор Р.С. Немов.
  2. Методика «Классификация предметов», автор Л.Ф. Тихомирова.
  3. Методика «Сравни», автор Л.Ф. Тихомирова.
  4. Методика «Последовательность событий», автор Н.А. Бернштейн.

Целью проведенного экспериментального исследования было определение уровня развития мыслительных операций, а также разработка и апробация программы на развитие операций мышления старших дошкольников. основной задачей констатирующего этапа явилось выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Анализируя полученные результаты констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточном развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, обобщения и сравнения.

В процессе проведенного эксперимента была разработана и адаптирована программа «Умники и умницы» для развития мыслительных операций старших дошкольников. наша программа была реализована с детьми экспериментальной группы. Дети контрольной группы занимались в обычных условиях. В программе были применены специально подобранные занятия, которые позволили дошкольникам увеличить свои знания.

Предложенная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. содержание программы «Умники и умницы» реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности. Проводя занятия с детьми старшего дошкольного возраста приучали их независимо мыслить, применять, в силу поставленной задачи, приобретенные знания в разных условиях. Многие из подобранных и разработанных развивающих занятий ставят задачу, перед дошкольниками целесообразно применять в мыслительных операциях имеющийся запас знаний. Например, находить характерные признаки в окружающих предметах и явлениях, сравнивать, группировать и классифицировать предметы по определенным признакам, делать достоверные выводы и обобщения.

После проведенной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента. Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций старших дошкольников. в экспериментальной группе были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми контрольной группы, которые продолжали обучаться в обычных условиях. Было отмечено, что дети экспериментальной группы научились выделять существенные признаки предметов, классифицировать их на основе выделены признаков. Также было отмечено, что дошкольники стали целенаправленными в работе, осознанно относились к предложным занятиям.

В ходе экспериментального исследования нами были получены данные, которые позволили нам говорить о динамике развития мыслительных операций, об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Следовательно, у детей экспериментальной группы, с которыми проводилась целенаправленная работа, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми контрольной группы. У детей контрольной группы развитие мыслительных операций происходило без специального обучения, спонтанно.

Было отмечено, что дети экспериментальной группы научились устанавливать закономерности построения ряда, научились выделять существенные признаки предметов, классифицировать и обобщать, дифференцировать существенный признак от несущественного. Дошкольники научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения. Таким образом, в ходе контрольного этапа эксперимента нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций дошкольников, об эффективности проделанной работы.

На основе обобщения результатов эксперимента, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, определены педагогические условия, соблюдение которых обеспечит развитие мыслительных операций у старших дошкольников.

Текст статьи
  1. Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / В.В. Воскобович. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.
  2. Зареченская, О.А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А. Зареченская // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. – № 2. – С. 26-29.
  3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. – СПб: Детство-Пресс, 2016. - 184 с.
  4. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 325 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля