В процессе развития мыслительной деятельности дети дошкольного возраста усваивают мыслительные операции, которыми являются: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация. Они являются ведущими компонентами мышления каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями [3].
Следовательно, было решено провести экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Бэлекэч» города Альметьевск. В эксперименте приняли участие 50 детей подготовительной к школе групп. Для достоверности проведения исследования были взяты две подготовительные группы. Одна из них была экспериментальная. С детьми этой группы проводились специально разработанные занятия, игры и упражнения на развитие мыслительных операций. Другая контрольная группа. С детьми этой группы не проводилась специально разработанная система занятий. В каждой группе для диагностики было отобрано по 25 детей.
Для достижения поставленной цели были определены критерии развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, показатели, определяющие данные критерии и подобраны методики, позволяющие диагностировать данные показатели. В ходе подбора диагностических методик использовались исследования и методические рекомендации Р.С. Немова и Н.И. Гуткиной.
Диагностика уровня мыслительных операций проводилась методами психологического исследования. Дошкольникам были предложены диагностические задания, направленные на определение умения владеть мыслительными операциями. В ходе данной диагностики, детям предлагалось выполнить задания в игровой форме. В процессе решения задач, по всем показателям были определены три уровня выполнения задания – высокий, средний, низкий. Уровни являются отражением степени самостоятельности выполнения ребенком заданий.
В качестве диагностического комплекса, для выявления уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников нами был подобран комплекс диагностических методик:
- Методика «Нелепицы», автор Р.С. Немов.
- Методика «Классификация предметов», автор Л.Ф. Тихомирова.
- Методика «Сравни», автор Л.Ф. Тихомирова.
- Методика «Последовательность событий», автор Н.А. Бернштейн.
Целью проведенного экспериментального исследования было определение уровня развития мыслительных операций, а также разработка и апробация программы на развитие операций мышления старших дошкольников. основной задачей констатирующего этапа явилось выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Анализируя полученные результаты констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточном развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, обобщения и сравнения.
В процессе проведенного эксперимента была разработана и адаптирована программа «Умники и умницы» для развития мыслительных операций старших дошкольников. наша программа была реализована с детьми экспериментальной группы. Дети контрольной группы занимались в обычных условиях. В программе были применены специально подобранные занятия, которые позволили дошкольникам увеличить свои знания.
Предложенная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. содержание программы «Умники и умницы» реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности. Проводя занятия с детьми старшего дошкольного возраста приучали их независимо мыслить, применять, в силу поставленной задачи, приобретенные знания в разных условиях. Многие из подобранных и разработанных развивающих занятий ставят задачу, перед дошкольниками целесообразно применять в мыслительных операциях имеющийся запас знаний. Например, находить характерные признаки в окружающих предметах и явлениях, сравнивать, группировать и классифицировать предметы по определенным признакам, делать достоверные выводы и обобщения.
После проведенной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента. Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций старших дошкольников. в экспериментальной группе были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми контрольной группы, которые продолжали обучаться в обычных условиях. Было отмечено, что дети экспериментальной группы научились выделять существенные признаки предметов, классифицировать их на основе выделены признаков. Также было отмечено, что дошкольники стали целенаправленными в работе, осознанно относились к предложным занятиям.
В ходе экспериментального исследования нами были получены данные, которые позволили нам говорить о динамике развития мыслительных операций, об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Следовательно, у детей экспериментальной группы, с которыми проводилась целенаправленная работа, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми контрольной группы. У детей контрольной группы развитие мыслительных операций происходило без специального обучения, спонтанно.
Было отмечено, что дети экспериментальной группы научились устанавливать закономерности построения ряда, научились выделять существенные признаки предметов, классифицировать и обобщать, дифференцировать существенный признак от несущественного. Дошкольники научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения. Таким образом, в ходе контрольного этапа эксперимента нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций дошкольников, об эффективности проделанной работы.
На основе обобщения результатов эксперимента, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, определены педагогические условия, соблюдение которых обеспечит развитие мыслительных операций у старших дошкольников.