Одним из значимых компонентов общества, безусловно, является культура. Долгое время исследователи не придавали значимости проблеме формирования и развития региональной культуры российского общества, ошибочно полагая, что ее основу составляли только агрономические потребности. В данной статье особое внимание уделено развитию провинциальной дворянской культуры в период наивысшего расцвета благородного сословия на примере Орловской губернии, как типичного региона Центральной части России. Следует отметить, что дворянская культура была многогранна в своих проявлениях: усадебная архитектура и парки, традиции воспитания и образования, культура быта, балы и маскарады, а также культура чтения, берущая свое начало еще в XVII столетии.
В провинциальном дворянском мире, несколько обособленном и удаленном от столичной жизни, книга становилась не только олицетворением достатка и богатства, подчеркивающим знатность происхождения хозяина, но и источником знаний и вдохновения, другом и собеседником, с которым открывались новые миры. В контексте изучения данной проблемы основными историческими источниками выступили архивные описи книжных коллекций, сделанные либо владельцами книжных собраний, либо их современниками – антикварами и книжными собирателями.
Орловская губерния славилась значительным количеством «дворянских гнезд», которых насчитывалось около пяти тысяч [10, с. 73-75]. Одна из богатых библиотек второй половины XVIII в. принадлежала правителю Орловского наместничества в 1782 по 1792 гг. С.А. Неплюеву, который всегда интересовался книжными изданиями и имел связи в литературных кругах. Можно встретить его имя в так называемом «списке пренумерантов» [14, с.12].
Следует отметить, что особую роль в истории Орловщины сыграло родовое книжное собрание графов Каменских. К сожалению, сама библиотека, уникальная по своему составу, была утрачена, а описи или каталога книг составлено не было при жизни владельцев [15, с. 255-258]. Каменские были зафиксированы в Родословной книге Московской, Нижегородской, Орловской и Смоленской губерний [4, с.191]. При Петре II Федор Михайлович Каменский получил земельные владения в Орловском крае в вечное владение. В свою очередь, эти земли были изъяты у опального князя А.Д. Меншикова и находились они на территории современного Орла, Брянской области и Кромского района [13, с. 29].
Род Каменских был известен ратными подвигами перед Отечеством. В тоже время прославились его представителями и феноменом книжного собирательства. Дочь Федора Михайловича Александра Федотовна Каменская (Ржевская) с детства была вдохновленной в поэзию, очень любила читать книги из семейной библиотеки, познавала науки, с удовольствием осваивала иностранные языки [9, с.186-187]. Родовая библиотека Каменских скорее всего находилась в Сабурово. Новый владелец имения генерал – фельдмаршал Михаил Федотович Каменский (1738-1809) «охотником» до чтения, был образованным и весьма начитанным человеком, что подтверждается и личным мнением слова Фридриха II, к которому в 1765 г. Каменский был направлен в статусе вольного агента: «Этот молодой канадец, однако, довольно-таки отполирован цивилизацией» [6, с. 27].
Даже в старости, не смотря на слабое здоровье, Михаил Федотович старался быть в курсе всех книжных новинок, заказывал себе книжные издания в Москве и Санкт-Петербурге. В одном из своих писем узнаем, что он просил прислать словарь немецко-русско-французский в трех томах и просил справиться у издателя К.П. Шаликова, почему «Аглая» за март в Орел не пришла, да передать ему «логарифму и загадку» [11, с. 86-88]. После трагической гибели Михаила Федотовича новым хозяином усадьбы стал старший сын Сергей Михайлович Каменский, генерал от инфантерии, открывший крепостной театр в Орле в 1822 году, тем самым заложив основы для развития профессионального театра в Орловской губернии. Театр был очень популярен среди жителей Орловской губернии, поскольку имел талантливых актеров, красивые художественные декорации и весьма обширный репертуар. Сама библиотека находилась в доме в городе Орле.
Театральный репертуар провинции немногим чем отличался от столичных постановок. Весьма популярны тогда были Радклиф, Коцебу, Жанлис, а также произведения Д.И. Фонвизина, «Хвастун» и «Траур» Княжнина, «Урок дочкам» и «Модная лавка» Крылова, «Ябеда» Капниста, «Новый Стерн», «Полубарские затеи» Шаховского, «Господин Богатов, или провинциал в столице» Загоскина, «Своя семья, или замужняя невеста» Грибоедова, водевили Хмельницкого, «Марфа Посадница» П. Сумарокова, «Коварство и любовь» Шиллера, комедии немецкого драматурга Августа фон Коцебу, а также пьесы орловцев А.А. Плещеева «Тюремкин» (опера) и Федора Вертера «Казаки в Швейцарии» [2, с. 46-47 ].
Безусловно, спектакли ставились на основе имеющихся книжных изданий в библиотеке самого графа Каменского. Библиотека была настолько огромна, что у Каменского был библиотекарь Сигизмунд Паратич. Однако, несмотря на этот факт, описание и классификация личной книжной коллекции Каменского не были проведены.
Еще одним любителем книг был Алексей Петрович Ермолов (1777-1861), уроженец Орловского края, известный русский генерал, герой Отечественной войны 1812 г. Получив весьма поверхностное образование, не имея на то должных средств, он всю жизнь тяготился этим недостатком [7, с. 6]. В одном из писем своему другу он пишет: «Я сыскал славного себе учителя страшно надуваю, на кларнете, и по-латыни упражняюсь» [7, с. 156]. Многие современники отмечали глубокую начитанность и образованность полководца. «Я слышал от людей, знавших Ермолова в молодости, – писал испанский офицер Хуан Ван-Гален, – что он всегда любил серьезное чтение и хорошо знаком с классиками» [5, с. 662]. Его стремление к наукам выразилось в создании огромной книжной коллекции.
О своей встрече с А.П. Ермоловым в одном из своих сочинений А.С. Пушкин дает следующую характеристику А.П. Ермолову: « Он живет в Орле, близ коего находится его деревня. <…> Думаю, что он пишет или хочет писать свои записки. Он недоволен Историей Карамзина; он желал бы, чтобы пламенное перо изобразило переход русского народа из ничтожества к славе и могуществу. О записках кн. Курбского говорил он «con amore». Разговор несколько раз касался литературы. О стихах Грибоедова говорит он, что от их чтения скулы болят. О правительстве и политике не было ни слова» [12, с. 412]. После своей отставки А.П. Ермолов жил в селе Лукьянчиково, недалеко от Орла. Здесь он погрузился в «книжный мир». Ермолов не только любил читать, но и увлекался мастерством переплетного искусства. Приблизительно его личная коллекция насчитывала более 8000 книг, которые были переданы на хранение в Отдел редкой книги и рукописей научной библиотеки Московского государственного университета. На многих экземплярах книжной коллекции сохранились дарственные надписи известных исторических деятелей (В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова, А. С. Норова, Якова Виллие и др.).
В книжном собрании наиболее обширно представлена историческая литература (Мишо Ж.Ф., Грановский Т.Н., Сахаров И.П., Бутурлин Д.П., Погодин М.П., Полевой Н.А.) и, безусловно, военная литература. Например, произведения Гиббера, А. Вассера, и М. де Марбо, а также посмертные работы графа Мориса Сакса и «Инструкция для прусских военных» Фридриха II. Есть произведения по военной тематике соратников Ермолова – Д.Давыдова и М. Окунева, известного кораблестроителя. Достаточно много книг связано с наполеоновской тематикой, например, мемуары барона Генрих Жомини, в том числе находим и опубликованную переписку Наполеона и Жозефины [8].
Значительный раздел составляют книги по естественной истории и медицине, а также по истории религий и мифологии, по искусству, различные словари и справочники по ремеслам, в том числе по переплетному искусству, навыками которого прекрасно владел сам Ермолов. Находим в библиотеке, как священные книги (Коран, Библия), так и атеистическую литературу, например, Шарля Дюпуи «Происхождение всех культов или всеобщая религия», «Исследование историческое и критическое о тайнах язычества барона де Сент-Круа». Художественная литература, в основном представлена произведениями отечественных писателей. Находим в коллекции огромное собрание карт (свыше 150), репродукции предметов искусства, брошюры с информацией о крупных мировых музеях. Безусловно, в библиотеке Ермолова были классики античности – Гомер, Фукидид, Ксенофонт. Немаловажный компонент библиотеки составляли произведения в духе просветительства – сочинения Вольтера, Монтескье, А. Поупа, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Сен-Симона [8].
Таким образом, книжная коллекция Ермолова, безусловно, имела ярко выраженную историческую и военную направленность, но вместе с тем, мы находим работы по естественным наукам, искусству, живописи, словари, художественную литературу, религиозную литературу. При этом следует отметить, что значительный компонент коллекции был представлен на иностранных языках (французском, английском и немецком).
1917 год унес вместе с собой многие провинциальные книжные коллекции, которые можно назвать уникальными не только для истории Орловского края, но и для общероссийской истории. Провинциальная книжная культура пыталась подражать столичной моде, характеризовалась широтой книжных интересов, но в тоже время сохраняла свои уникальные самобытные черты, основанные на преемственности традиций и устоев, а также ярко подчеркивая индивидуальность своих владельцев.