Творческое развитие личности старшего дошкольника средствами художественно-эстетической деятельности

В статье рассматриваются вопросы творческого развития личности старших дошкольников. Рассмотрены этапы эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Описаны результаты диагностики.

Аннотация статьи
старшие дошкольники
творческое развитие
творчество
художественно-эстетическая деятельность
Ключевые слова

Экспериментальная работа проводилась на базе ЧОУ СШ №23 «Менеджер» структурное подразделение «Детский сад» города Альметьевск. В эксперименте приняли участие 60 детей, в возрасте 6-7 лет, которые составили экспериментальную и контрольную группы. В каждую группу мы определили по 30 детей.

Таким образом, для нашей диагностики были подобраны следующие методики:

  • Методика «Волшебная мозаика», автор О.М. Дьяченко. Цель: определить развитие гибкости творческого воображения.
  • Методика «Как спасти зайку», автор В. Кудрявцев. Цель: Оценка способности превращения задачи на выбор, в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
  • Методика «Нарисуй что-нибудь», автор Р.С. Немов. Цель: Выявление творческого воображения у детей.

Таким образом, проанализировав полученные результаты по трем методикам отметили, что и в экспериментальной, и в контрольной группе идет преобладание низкого и среднего уровня творческого развития личности. Определили, что необходима специальная работа с детьми по творческому развитию личности дошкольника. Для осуществления нашего формирующего этапа эксперимента была выбрана экспериментальная группа.

Главной целью повышения уровня развития творческой личности старших дошкольников является разработка программы на основе теоретического анализа и проведенного эксперимента с использованием художественно-эстетической деятельности и применение их на практике. Предложенная программа работы с дошкольниками была реализована в течении двух лет. В первый год обучения нами были запланированы и реализованы такие техники, как: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), нетрадиционные техники (Пластилинография, нетрадиционное рисование). Во второй год обучения мы реализовали следующие технологии обучения: сочинение творческих сказок, рисование по сказкам, театрализованная деятельность, создание мультфильма по сказкам. Также нами было организовано занятие «Картинная галерея». Целью данной работы явилось научить детей воспринимать произведения искусства, видеть красоту картин; воспитывать творческую высокоинтеллектуальную личность. Познакомить дошкольников с работами известных художников. Объяснить детям, что на картине каждый художник выражает свое отношение к тому или иному действию.

Для нашего занятия мы подготовили презентацию про картинную галерею. Дошкольники познакомились со значением слова галерея, ведь многие не имеют возможности посетить данное учреждение по каким-либо причинам. Дети узнали почему она называется картинная галерея. А также открыли для себя много нового и интересного, познакомились с жанрами живописи.

В конце занятия было предложено нарисовать понравившуюся картину.

Дальнейшая работа строилась в соответствии с сеткой занятий, по которой работает подготовительная группа. Нами разработалась серия занятий с применением художественно-эстетической деятельности с целью развития творческой личности старших дошкольников. занятия проводились один раз в неделю.

В основу наших занятий был положен один из ведущих технологических подходов к развитию творческой личности ребенка как субъекта детской деятельности – создание образовательной педагогической ситуации, обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

В работе с дошкольниками по творческому развитию мы также проводили работу с родителями. Основной целью является обеспечение целостности развития творческой личности, является формирование взаимодействия с родителями воспитанников. для нас было принципиально создание необходимых условий для формирования взаимоотношений с семьями детей и развития компетентности родителей. В ходе формирующего этапа эксперимента с родителями дошкольников были проведены родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, творческие игры, мастер-классы и т.д. для информирования родителей мы применяли информационные стенды, стеллажи для демонстрации работ дошкольников с последующим комментированием результатов детской деятельности. Отметим, что разработанная нами программа соответствует основным нормативно-правовым документам по дошкольному образованию.

В ходе контрольного этапа эксперимента проверялась эффективность проделанной работы. Сравнительный анализ полученных результатов двух этапов эксперимента позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в развитии творческой личности старших дошкольников.

Подводя итоги экспериментальной работы, которая была направлена на развитие творческой личности старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности, отметили, что у детей повысился не только уровень развития творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого ребенка. Дошкольники приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе художественно-эстетической деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. Дошкольники научились помогать друг другу, а также выстраивать отношения со сверстниками.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента поставленные задачи реализованы, основные положения гипотезы подтверждены. Данная работа не является исчерпывающей, поскольку проблема творческого развития личности старших дошкольников комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разно векторный анализ в теории и практике образования, что может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по указанной проблеме.

Текст статьи
  1. Гриценко, З.А. Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2013. – 176 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей детей / Н.И. Дереклеева. – М.: Методическая библиотека, 2017. – 224 с.
  3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика Синтез, 2018. – 98 с.
  4. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2014. – 240 с.
  5. Ляпина, И.А. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации. – Иркутск, 2016 – 261 с
  6. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. 5-6 лет. [Текст] / А.И. Савенков. – Самара.: Издательский дом «Федоров», 2014. – 24 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября