Главная
АИ #17 (44)
Статьи журнала АИ #17 (44)
Особенности личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей

Особенности личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей

Автор(-ы):

Ильюшкина Елизавета Григорьевна

Секция

Социология

Ключевые слова

дети-сироты
дети
оставшиеся без попечения родителей
депривация
личностное развитие
эмпатия
программа личностного развития подростков
оставшихся без попечения родителей

Аннотация статьи

В работе рассматриваются особенности личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Целью работы являлась разработка авторской программы личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей обучающихся в Фокинском филиале государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».

Текст статьи

Подростковый возраст – важнейший период, когда закладываются значимые личностные качества детей. Однако, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут в полной мере развить в себе эти характеристики, поэтому они остаются на низких «этапах» развития общества.

Понятие «сиротство» изучалось многими учеными (С.А. Беличева [1], Н.Л. Белопольская [2], Т.Д. Бессонова [3], Г.И. Колесникова [4], И.Р. Назарова [5], Е.А. Стребелева [6], Л.М. Шипицына [8]) и имеет множество трактовок, и в общем виде представляет собой социальное явление, вызванное наличием в обществе детей, родители которых скончались и детей, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей нетрудоспособными и пропавшими в установленном порядке. Сюда входят следующие категории детей: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е.А. [7] в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

  1. Сами сироты. Дети, потерявшие одного или обоих родителей в раннем возрасте;
  2. Домашние сироты. У этих детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В таких ситуациях ребенок, как правило, либо предоставлен самому себе или же находится в антагонистических отношениях с родителями, что определяет его социально-опасное положение;
  3. Интернатские сироты. Это дети, которые воспитываются в интернате и, родители которых фактически не участвуют в их воспитании;
  4. «Отказники». Категория детей, родители которых отказались от родительских прав и оставили своего ребенка на попечении государства;
  5. «Лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав [8].

Проблемы детей-сирот носят социальный, медицинский, психологический и педагогический характер.

Причина социальных проблем – социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей – он «ничейный» ребенок. Пренебрежительное отношение к таким детям, детей из обычных семей и самих родителей может только осложнить их положение. Дети, оставшиеся без попечения родителей, страдают недостатком внимания со стороны взрослых, так как в детских домах внимание педагогов сосредоточено не на одном ребенке, а на группе детей.

Из числа проблем медицинского характера необходимо выделить повышенный риск заболеваемости детей-сирот, перенесенных родовых травм, поражение головного мозга, вследствие внутриутробной интоксикации, инфекций раннего детского возраста и других факторов. Для большинства детей свойственно отставание в уровне физического, психического и интеллектуального развития.

Психологические проблемы чаще определяются ранним лишением неформального общения с взрослыми. Внимание сотрудников детских домов и интернатов не может компенсировать детям прежнего общения. Ребенок общается в ограниченном кругу людей. Недоразвитие в результате такой депривации механизмов идентификации становится причиной замкнутости, эмоциональной холодности, агрессивности, повышенной ранимости воспитанника детского дома.

Проблемы педагогического характера появляются вследствие социальной и педагогической запущенности детей, прибывающих в школы-интернаты и детские дома [6].

Многие известные психологи и социологи в своих трудах исследуют особенности самоопределения, роль взаимодействия с взрослыми в формировании личностного опыта воспитанников детского дома, характерные черты самопринятия ребенка, развивающегося в семье, а также без семьи и др.

По результатам исследования А.Х. Пашиной и Е.П. Рязановой, для детей-сирот характерно катастрофическое однообразие качественной окраски эмоциональной сферы. Они выражают небольшое количество узнаваемых эмоций, чем «благополучные» дети, и с меньшей вероятностью узнают выражение эмоций. Воспитанники интернатов также отличаются высокой личностной тревожностью и низким уровнем эмпатии [4].

Агрессивное поведение считается одной из ключевых характеристик личности подростка-сироты. Негативное, враждебное отношение к другим людям – это следствие отсутствия теплоты и принятия в общении. Также такое отношение распространяется и на братьев и сестер. Агрессивность выражается в том, что всевозможные действия окружающих и членов семьи, воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, быстротечны и формальны [2].

В условиях депривации детско-родительских отношений, как показано в исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и В.С. Мухиной, у детей-подростков в результате своеобразной идентификации друг с другом стихийно развивается интернатное ''МЫ'', выражающееся в совместной изоляции от других, ''чужих'' людей и порождает негативное отношение к ним. Эта совместная изоляция от других людей приводит к возникновению псевдородственных отношений между детьми: они остаются отчужденными друг от друга и часто жестоко поступают со своими сверстниками. Психологическое отчуждение от людей создает внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений.

Важное противоречие для понимания поведения детей-сирот обнаружили А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых. В поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладают защитные формы поведения в конфликтной ситуации (агрессивность, стремление обвинить других, неспособность и нежелание признать свою вину). Это ведет к неспособности продуктивно и конструктивно разрешать конфликты [4].

В подростковом возрасте у детей, выросших без близких взрослых, развивают примитивные связи с окружающими; у них появляются «замещающие» связи со сверстниками или с группой сверстников; многие дети стремятся к истинным материнским отношениям с кем-то, без чего их переход к зрелости становится невозможным. Недостаточный опыт совместных эмоциональных переживаний с взрослым – одна из причин задержки в развития эмоционально-волевой сферы у воспитанников детского дома [3].

Исследование изучения особенностей личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводилось на базе Фокинского филиала государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».

Предметом исследования являлась разработка программы развития личностных качеств детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в Фокинском филиале государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».

Была разработана авторская программа «С чистого листа», цель которой заключается в повышении личностных и нравственных качеств, социализации и повышении профессиональных компетенций воспитанников.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач: усовершенствование личностных и нравственных качеств; повышение уровня социальной адаптации; проведение работ по подавлению личностной агрессивности и конфликтности; формирование основ профессиональной компетентности.

К основным направлениям деятельности относятся: психологическая работа; работа по социальной адаптации; работа по профориентации.

Программа состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный этап. На этом этапе проходит знакомство детей с педагогами и психологами, подростков информируют по программе. Так же проводится общая психологическая диагностика подростов с целью определения их уровня нравственного и личностного развития, социальной адаптации, агрессивного и конфликтного поведения.

2. Основной этап. Данный этап состоит из нескольких направленностей:

  • Психологическая направленность. Проводится психологическая диагностика нравственного и личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей и психологическая диагностика агрессивности и конфликтности подростков. Проходит тренинг «Азбука нравственности», который направлен на создание условий расширения представления о нравственных ценностях, морально-этических понятий с опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт, Тренинг «Пойми себя» направлен на создание условий личностного роста подростков, а также проходит индивидуальная психологическая работа. Также проводится тематический классный час по теме «Личностная агрессивность и конфликтность», который направлен на расширение знаний конфликтного и агрессивного поведения, чем опасны данные виды поведения, как им не поддаваться, поиск путей решения сложных ситуаций без конфликтов и агрессии, также проводится интенсив «Личностная агрессивность и конфликтность»;
  • Направленность социальной адаптации. Проходит психологическая диагностика уровня социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится Тренинг «Социальная адаптация», который направлен на повышение уровня социальной адаптации;
  • Профориентационная направленность. Провидится тестирование по профориентации детей, оставшихся без попечения родителей, также тренинг «В мире профессий», который направлен на профориентацию подростков, и расширение их знаний о профессиях.

3. Заключительный этап. Оценивается результат проделанной работы. Проводится повторная психологическая диагностика на базе методик, которые использовались на 1 этапе.

Организованная, таким образом, работа поможет детям, оставшимся без попечения родителей: развить свои личностные качества; научиться управлять своим эмоциональным состоянием; повысить профессиональную мотивацию и социальную адаптацию.

Преимущества программы «С чистого листа» состоят в том, что в отличие от действующих программ, реализуемых в детских домах г. Курска и г. Брянска, программа «С чистого листа» имеет комплексный подход к личностному развитию детей, оставшихся без печения родителей.

Список литературы

  1. Беличева С.А. Словарь-справочник по социальной работе. – М.: Юрист, 2000. – 417 с.
  2. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификации. – М.: Когито-Центр, 2019. – 24 с.
  3. Бессонова Т.Д. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности. – М., 2007. – 18 с.
  4. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов н/Д.: Феникс. 2005. – 185 с.
  5. Назарова И.Р. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни // Социс. – 2001. – № 4. – С.70-77.
  6. Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 329 с.
  7. Тюгашев Е.А. Семьеведение. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 180 с.
  8. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – С.-Пб., 2005. – 628 с.

Поделиться

1622

Ильюшкина Е. Г. Особенности личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей // Актуальные исследования. 2021. №17 (44). С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/2275-osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-podrostkov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля