Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога в ДОУ

Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога в ДОУ

В данной статье автор рассматривает важность тьюторского сопровождения индивидуального образовательного запроса педагога в учреждениях дошкольного образования, особенности разрешение внутренних профессиональных вопросов педагога, выявление профессиональных интересов, возвращение субъектности личности педагога и как следствие формирование состояния успешности в деятельности с детьми дошкольного возраста, ориентированной на Российские стандарты в образовании и воспитании.

Аннотация статьи
профессиональная компетентность
самостоятельность
тьюторское сопровождение
индивидуальный образовательный запрос
педагог дошкольного образования
субъектность
Ключевые слова

Современные реалии и развитие системы образования требует новых компетенций от педагогов, нового понимания мира, принципов организации своего труда в условиях неопределенности, педагог должен опираться на свои внутренние устои и действовать в мире исходя из своих личностных ориентиров, быть в разных условиях субъектным. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания [9]. Для педагога становится актуальным поиск своего пути, обретение авторского стиля деятельности в жизни и в профессии, что напрямую зависит от формирования, во время обучения и профессиональной деятельности, основных качеств педагога.

Министерство образования Российской Федерации ориентировано на высокий уровень квалификации педагогов, так как только квалифицированный, поддерживающий концепцию беспрерывного образования педагог, может находиться в потоке постоянно изменяющейся информации, нести новейшие идей в воспитании и образовании ребенка, передающий новейшие тенденции в познании мира. Воспитание детей – это стратегически важное направление, в развитии которого заинтересовано государство. Большое количество образовательных программ для педагогов, разных форматов обучения, а так же увеличение требований к педагогам на рынке образовательных услуг таких компетенций как softskills: повышение уровня гибкости педагога, умение работать в команде, предоставлять детям возможность самим выбирать направление образовательной деятельности, направляя воспитанников, осваивать новые методы работы с детьми, быть в осознанной коммуникации с самим собой и с воспитанниками, развитие навыков у педагога способности обобщать и совершенствовать содержание своей деятельности направленной на исполнение государственной концепции развития воспитания и образования [8]. В связи с этим, проблема организации тьюторского сопровождения образовательного запроса педагога в дошкольном образовательном учреждении, как субъекта осознанной и успешной деятельности, которая воспитывает умение ориентироваться в разных ситуациях в условиях быстро меняющегося, нестабильного мира и ускорения процессов обмена информацией, является одной из актуальных.

Тьюторское сопровождения образовательного запроса педагогов ДОУ и как следствие, повышения субъектности в профессиональной деятельности, обусловлена Концепцией развития воспитания до 2025 г., Концепцией развития образования до 2025г., которая привела к переоценке значимости педагога как квалифицированного специалиста образовательного пространства. Развитие педагога как субъекта деятельности становится одной из целей современного образования и воспитания.

Исходя из современной действительности, необходимо разобраться в проблеме: на сколько тьюторское сопровождение образовательного запроса педагога ДОУ способствует профессиональному и компетентному росту, повышению субъектности в обучении и в деятельности, и как следствие создание ситуации успеха в реализации национальных программ.

Для погружения в проблематику работы, раскроем ключевые понятия: тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса и как тьюторское сопровождение встраивается в систему повышения квалификации педагогов ДОУ.

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации – Татьяна Михайловна Ковалева, рассматривает понятие тьютор, как педагогическую позицию, когда специалист напрямую работает с процессом индивидуализации образования. Под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучающимся оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. В отличие от педагога, тьютор помогает найти свой путь в предметной культуре. Он больше практик, чем теоретик, обладающий определенными методиками, технологиями. Тьютор может научить учиться, определить траекторию развития с целью применения ее в жизни, научить определять свое место в разных жизненных обстоятельствах. Обучающийся учится самостоятельно, тьютор при этом оказывает ему помощь и поддержку, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта обучающихся; обучение носит сетевой, распределенный характер.

Процесс индивидуализации, говорит Ковалева Т.М., понимается как более широкий процесс, чем образование. Поэтому целостно процесс индивидуализации не может рассматриваться только в образовательных и тем более учебных рамках. Таким образом, тьюторское действие, как сопровождение процесса индивидуализации, также может разворачиваться не только в сфере образования, но и в профессиональной сфере [4].

Изменения в современных системах высшего и дополнительного профессионального образования, ориентация на индивидуализацию и персонализацию, также говорят о значимости поиска новейших подходов к подготовке и обучению педагога. Это требует создания специальных условий для сопровождения профессионального развития педагога, в первую очередь, реализации практик тьюторского сопровождения индивидуального образовательного запроса.

Понятие индивидуализации образовательных маршрутов обретают все большее значение и на смену общему стандартному образованию, приходит модель вариативного образования исходя из запроса конкретного человека, в нашем случае педагога. Что же такое индивидуализация в образовании, это движение от стандартных, общих для всех обучающихся программ и форматов обучения к ответу на индивидуальные образовательные запросы. Индивидуализация расширяет возможности обучения, увеличивает число способов освоения одного и того же учебного материала, а также позволяет изучать материал на разных уровнях глубины, на сколько это требуется педагогу ДОУ в повышении своей квалификации.

Применение методики тьюторского сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога ДОУ дает следующее: осознанность педагога в профессиональном развитии; изменение отношения к педагогу как к самопознающей, саморазвивающейся личности; тьютор погружает педагога в среду отличную от ДОУ, тем самым создает новые нейронные связи в мозге, которые дают возможность переносить новые тенденции образования в среду профессиональной деятельности педагога; понимание опор педагога и возможность делать выбор, то есть быть осознанным в принятии стратегий поведения, обучения, мировосприятия. Все вышеперечисленное является преимуществом и сказывается на успешной деятельности, выделяет педагога, уходит растерянность в многообразии обучающих программ, появляется вера в себя как компетентного педагога.

В контексте тьюторского сопровождения профессионального развития педагога задачами тьютора будут своевременная помощь в построении индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога, определение основ, что уже имеется у тьюторанта, как фундамент, на что можно опереться, профессиональных интересов, создание определенных условий для достижения ситуации профессионального успеха, создание мотивации к раскрытию личностного потенциала, проявления субъектного отношения в профессии.

Выделим следующие аспекты тьюторского сопровождения профессионального развития педагога ДОУ, которые нельзя упускать при построении работы тьютора:

  1. Организацию работы по тьюторскому сопровождению, важно начинать с выявления образовательного запроса тьюторанта, как все консультативные практики, клиент приходит с запросом на решение определенной проблемы, дилеммы или трудностей в профессиональной деятельности в ДОУ или в области выбора получение образования. Наиболее актуальными запросами для педагога ДОУ являются: запрос на обучение психолого-педагогической направленности в работе с воспитанниками, запрос на правильное распределение ресурсов для снижения психоэмоциональной нагрузки педагогов, запрос на освоение инновационных подходов в образовании и воспитании, тем самым образовательный запрос тьюторанта объективирует конечную цель.
  2. Следующим этапом тьюторском сопровождении педагога становится организация избыточной, личностно-ориентированной, информационной образовательной среды. С учетом сложившейся ситуации и развороту образования в сторону цифрового пространства, становится возможным организация образовательной среды посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций и других учреждений, расширяются возможности создания условий открытого образования, что позволяет проходить обучение в выбранном учебном заведении дистанционно, не ориентируясь на пространственно-временные ограничения, то есть эти ограничения снимаются. Множество открытых цифровых платформ дает разнообразие выбора различных курсов с получением сертификатов и дипломов об образовании. Тьютор создает индивидуальное пространство в области повышения профессиональной компетенции для решения определенных задач тьюторанта вовлекая в процесс тьюторского сопровождения педагога ДОУ разных специалистов профессионалов из образовательных и других областей, что создает эффект многомерности, объемного понимания проблемы и видения с разных сторон.
  3. Продукт тьюторского сопровождения – это проектный продукт, подразумевает комплекс действий по развитию профессиональных компетенций педагога, исходя из чего, формируется модель, стратегия его дальнейшего развития и совершенствования. Данная модель разворачивается в следующих формах: курсовая подготовка по разным вопросам начиная от общепедагогических заканчивая узкими вопросами, возникающим по методологии и технологии организации воспитания и образования в ДОУ; участие в научно-практических конференциях разных уровней организации, участие в других активных формах проявления: круглых столах, семинарах, проблемных лабораториях, научные профессиональные объединниях, коворкингах, мастер-классах, творческих сообществах, стажировках. Перечисленные формы активного участия дают возможность с разносторонне развиваться в профессии, углублять профессиональные знания, совершенствовать и расширять компетенции педагога ДОУ.
  4. Тьютор находится рядом и сопровождает тьюторанта, дает поддержку. Субъекты тьюторского сопровождения осуществляют совместную деятельность, искусственно создается быстрый вход в познание и применения новых способов деятельности, выход в пробы и организацию рефлексии, что позволяет отследить важные моменты, не упустить откликающуюся информацию и резонанс, находящийся в поле тьюторанта. Все это дает почву для дальнейшей работы и более осознанного нахождения педагога в профессии.
  5. Тьюторское сопровождение педагога находится в антропологической области знаний, совокупности научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах, и в области знаний психологии. Данное обстоятельство необходимо учитывать в организации системной работы с педагогом, направленной на освоение способов его физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Рассмотрим, при каких обстоятельствах организация тьюторского сопровождения образовательного запроса педагога дошкольного образовательного учреждения будет оказывать значимую помощь: в первую очередь, при необходимости повышения квалификации педагога (межаттестационный период), как неотъемлемая часть педагогической деятельности, что закреплено на законодательном уровне, в данном случае тьюторское сопровождение осуществляется параллельно, для уточнения запроса тьюторанта-педагога; при накоплении педагогом вопросов, а следовательно и проблем в создании условий для успешного образовательного процесса, создании образовательной среды для воспитанников ДОУ, образовательного проекта или образовательной ситуации; при сопровождении педагога в рамках решения внутренних потребностей процесса самообразования.

Если отстраненно смотреть на сформулированную проблему, то можно проследить тенденцию, что тьюторское сопровождение образовательного запроса педагога несет в себе глубокую смысловую нагрузку. Погружаясь в себя, осуществляя подход индивидуализации в образовании и самообразовании, взрослый человек педагог понимает свои сильные и слабые стороны, в сферах воспитания он может углубить свои знания, проследить индивидуальные образовательные интересы, какие имеются дефициты в знаниях и при помощи антропопрактики, периодической рефлексии (рефлексивного дневника) педагог начинает действовать субъектно, транслировать воспитанникам осознанную позицию в каждом действии, педагог как личность перестает действовать реактивно и самостоятельно проектирует свою зону ближайшего развития [1].

Известный факт, что повышение квалификации педагогов ДОУ это обязательное требование, периодическая аттестация педагогических работников подразумевает постоянное обучение и самообразование педагогов. Для наиболее результативного обучения важно фокусировать внимание тьюторанта на внутреннем запросе, в чем хотелось бы разобраться, куда хотелось бы шагнуть, в какой опыт погрузиться и в дальнейшем реализовывать полученную информацию в работе.

Каждый человек делает выбор исходя из своих ценностей, благодаря которым тьютор совместно с тьюторантом-педагогом нарабатывает аргументы, выдвигает гипотезы в выборе образовательного направления, работает с будущим [5], что может быть применимо под целевую задачу. И только после самостоятельного анализа и рефлексии делает выбор, позволяющий осознанно шагнуть в интересующее направление педагогики образования и воспитания и в дальнейшем, делать свою работу более качественно, результативно. Педагог, овладевая новыми компетенциями, погружаясь совместно с воспитанниками, в ситуацию, при помощи современных техник, позволяющих принимать и апробировать каждую идею, исходя из чего формируются начальные навыки критического мышления, коммуникации и умения создавать коллаборации, что отвечает требованиям Концепции развития образования до 2025 г.

Реализуя тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога ДОУ, продуктом и результатом можно считать: формирования понимания идентичности в профессии, интереса к освоению инновационных технологий, формированию пласта определенных знаний и навыков как получить эти знания, готовности тьюторанта идти в неизвестность, но в тоже время выбирать самому образовательный маршрут и как следствие составлению собственной образовательной программы.

Текст статьи
  1. Аскерова Л.Н. Роль обучения в течение всей жизни // Достойный труд – основа стабильного общества : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2019. – С. 186-188. Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41827082 (дата обращения: 111.2020).
  2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.
  3. Астапенко Е.В. Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 3 (191). – С. 3-8. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26084127 (дата обращения: 12.11.2020).
  4. Ковалева Т.М. Сущность и исток тьюторского действия.// Тьюторское сопровождение. – 2012. - №6 (7). – С. 7-9.
  5. Ковалева Т.М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой / Т.М. Ковалева, Т.В. Якубовская // Человек.RU. – 2017. – № 12. С. – 85-94. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27810510 (дата обращения: 11.11.2020).
  6. Пастухова И.П. Тьютор как организатор процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 12. – С. 10-13.
  7. Современные детерминанты развития softskills / С.Н. Бацунов , И.И. Дереча, И.М. Кунгурова, Е.В. Слизкова // Концепт. – 2018. – № 4. – С. 198-20 – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://e-koncept.ru/2018/181018.htm (дата обращения: 11.11.2020).
  8. Шевченко Л.В. Развитие softskills в профессиональном образовании // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т. 5, №3. – С. 53-57. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43895497 (дата обращения: 11.11.2020).
  9. Шутенко, Е. Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики / Е. Н. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 1. – С. 196–204.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля