Автор(-ы):
Мурашева Александра Леонидовна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье автор рассматривает важность тьюторского сопровождения индивидуального образовательного запроса педагога в учреждениях дошкольного образования, особенности разрешение внутренних профессиональных вопросов педагога, выявление профессиональных интересов, возвращение субъектности личности педагога и как следствие формирование состояния успешности в деятельности с детьми дошкольного возраста, ориентированной на Российские стандарты в образовании и воспитании.
Текст статьи
Современные реалии и развитие системы образования требует новых компетенций от педагогов, нового понимания мира, принципов организации своего труда в условиях неопределенности, педагог должен опираться на свои внутренние устои и действовать в мире исходя из своих личностных ориентиров, быть в разных условиях субъектным. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания [9]. Для педагога становится актуальным поиск своего пути, обретение авторского стиля деятельности в жизни и в профессии, что напрямую зависит от формирования, во время обучения и профессиональной деятельности, основных качеств педагога.
Министерство образования Российской Федерации ориентировано на высокий уровень квалификации педагогов, так как только квалифицированный, поддерживающий концепцию беспрерывного образования педагог, может находиться в потоке постоянно изменяющейся информации, нести новейшие идей в воспитании и образовании ребенка, передающий новейшие тенденции в познании мира. Воспитание детей – это стратегически важное направление, в развитии которого заинтересовано государство. Большое количество образовательных программ для педагогов, разных форматов обучения, а так же увеличение требований к педагогам на рынке образовательных услуг таких компетенций как softskills: повышение уровня гибкости педагога, умение работать в команде, предоставлять детям возможность самим выбирать направление образовательной деятельности, направляя воспитанников, осваивать новые методы работы с детьми, быть в осознанной коммуникации с самим собой и с воспитанниками, развитие навыков у педагога способности обобщать и совершенствовать содержание своей деятельности направленной на исполнение государственной концепции развития воспитания и образования [8]. В связи с этим, проблема организации тьюторского сопровождения образовательного запроса педагога в дошкольном образовательном учреждении, как субъекта осознанной и успешной деятельности, которая воспитывает умение ориентироваться в разных ситуациях в условиях быстро меняющегося, нестабильного мира и ускорения процессов обмена информацией, является одной из актуальных.
Тьюторское сопровождения образовательного запроса педагогов ДОУ и как следствие, повышения субъектности в профессиональной деятельности, обусловлена Концепцией развития воспитания до 2025 г., Концепцией развития образования до 2025г., которая привела к переоценке значимости педагога как квалифицированного специалиста образовательного пространства. Развитие педагога как субъекта деятельности становится одной из целей современного образования и воспитания.
Исходя из современной действительности, необходимо разобраться в проблеме: на сколько тьюторское сопровождение образовательного запроса педагога ДОУ способствует профессиональному и компетентному росту, повышению субъектности в обучении и в деятельности, и как следствие создание ситуации успеха в реализации национальных программ.
Для погружения в проблематику работы, раскроем ключевые понятия: тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса и как тьюторское сопровождение встраивается в систему повышения квалификации педагогов ДОУ.
Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации – Татьяна Михайловна Ковалева, рассматривает понятие тьютор, как педагогическую позицию, когда специалист напрямую работает с процессом индивидуализации образования. Под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучающимся оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. В отличие от педагога, тьютор помогает найти свой путь в предметной культуре. Он больше практик, чем теоретик, обладающий определенными методиками, технологиями. Тьютор может научить учиться, определить траекторию развития с целью применения ее в жизни, научить определять свое место в разных жизненных обстоятельствах. Обучающийся учится самостоятельно, тьютор при этом оказывает ему помощь и поддержку, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта обучающихся; обучение носит сетевой, распределенный характер.
Процесс индивидуализации, говорит Ковалева Т.М., понимается как более широкий процесс, чем образование. Поэтому целостно процесс индивидуализации не может рассматриваться только в образовательных и тем более учебных рамках. Таким образом, тьюторское действие, как сопровождение процесса индивидуализации, также может разворачиваться не только в сфере образования, но и в профессиональной сфере [4].
Изменения в современных системах высшего и дополнительного профессионального образования, ориентация на индивидуализацию и персонализацию, также говорят о значимости поиска новейших подходов к подготовке и обучению педагога. Это требует создания специальных условий для сопровождения профессионального развития педагога, в первую очередь, реализации практик тьюторского сопровождения индивидуального образовательного запроса.
Понятие индивидуализации образовательных маршрутов обретают все большее значение и на смену общему стандартному образованию, приходит модель вариативного образования исходя из запроса конкретного человека, в нашем случае педагога. Что же такое индивидуализация в образовании, это движение от стандартных, общих для всех обучающихся программ и форматов обучения к ответу на индивидуальные образовательные запросы. Индивидуализация расширяет возможности обучения, увеличивает число способов освоения одного и того же учебного материала, а также позволяет изучать материал на разных уровнях глубины, на сколько это требуется педагогу ДОУ в повышении своей квалификации.
Применение методики тьюторского сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога ДОУ дает следующее: осознанность педагога в профессиональном развитии; изменение отношения к педагогу как к самопознающей, саморазвивающейся личности; тьютор погружает педагога в среду отличную от ДОУ, тем самым создает новые нейронные связи в мозге, которые дают возможность переносить новые тенденции образования в среду профессиональной деятельности педагога; понимание опор педагога и возможность делать выбор, то есть быть осознанным в принятии стратегий поведения, обучения, мировосприятия. Все вышеперечисленное является преимуществом и сказывается на успешной деятельности, выделяет педагога, уходит растерянность в многообразии обучающих программ, появляется вера в себя как компетентного педагога.
В контексте тьюторского сопровождения профессионального развития педагога задачами тьютора будут своевременная помощь в построении индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога, определение основ, что уже имеется у тьюторанта, как фундамент, на что можно опереться, профессиональных интересов, создание определенных условий для достижения ситуации профессионального успеха, создание мотивации к раскрытию личностного потенциала, проявления субъектного отношения в профессии.
Выделим следующие аспекты тьюторского сопровождения профессионального развития педагога ДОУ, которые нельзя упускать при построении работы тьютора:
Рассмотрим, при каких обстоятельствах организация тьюторского сопровождения образовательного запроса педагога дошкольного образовательного учреждения будет оказывать значимую помощь: в первую очередь, при необходимости повышения квалификации педагога (межаттестационный период), как неотъемлемая часть педагогической деятельности, что закреплено на законодательном уровне, в данном случае тьюторское сопровождение осуществляется параллельно, для уточнения запроса тьюторанта-педагога; при накоплении педагогом вопросов, а следовательно и проблем в создании условий для успешного образовательного процесса, создании образовательной среды для воспитанников ДОУ, образовательного проекта или образовательной ситуации; при сопровождении педагога в рамках решения внутренних потребностей процесса самообразования.
Если отстраненно смотреть на сформулированную проблему, то можно проследить тенденцию, что тьюторское сопровождение образовательного запроса педагога несет в себе глубокую смысловую нагрузку. Погружаясь в себя, осуществляя подход индивидуализации в образовании и самообразовании, взрослый человек педагог понимает свои сильные и слабые стороны, в сферах воспитания он может углубить свои знания, проследить индивидуальные образовательные интересы, какие имеются дефициты в знаниях и при помощи антропопрактики, периодической рефлексии (рефлексивного дневника) педагог начинает действовать субъектно, транслировать воспитанникам осознанную позицию в каждом действии, педагог как личность перестает действовать реактивно и самостоятельно проектирует свою зону ближайшего развития [1].
Известный факт, что повышение квалификации педагогов ДОУ это обязательное требование, периодическая аттестация педагогических работников подразумевает постоянное обучение и самообразование педагогов. Для наиболее результативного обучения важно фокусировать внимание тьюторанта на внутреннем запросе, в чем хотелось бы разобраться, куда хотелось бы шагнуть, в какой опыт погрузиться и в дальнейшем реализовывать полученную информацию в работе.
Каждый человек делает выбор исходя из своих ценностей, благодаря которым тьютор совместно с тьюторантом-педагогом нарабатывает аргументы, выдвигает гипотезы в выборе образовательного направления, работает с будущим [5], что может быть применимо под целевую задачу. И только после самостоятельного анализа и рефлексии делает выбор, позволяющий осознанно шагнуть в интересующее направление педагогики образования и воспитания и в дальнейшем, делать свою работу более качественно, результативно. Педагог, овладевая новыми компетенциями, погружаясь совместно с воспитанниками, в ситуацию, при помощи современных техник, позволяющих принимать и апробировать каждую идею, исходя из чего формируются начальные навыки критического мышления, коммуникации и умения создавать коллаборации, что отвечает требованиям Концепции развития образования до 2025 г.
Реализуя тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога ДОУ, продуктом и результатом можно считать: формирования понимания идентичности в профессии, интереса к освоению инновационных технологий, формированию пласта определенных знаний и навыков как получить эти знания, готовности тьюторанта идти в неизвестность, но в тоже время выбирать самому образовательный маршрут и как следствие составлению собственной образовательной программы.
Список литературы
Поделиться
Мурашева А. Л. Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного запроса педагога в ДОУ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 139-144. URL: https://apni.ru/article/2276-tyutorskoe-soprovozhdenie-individualnogo-obr