На сегодняшний день стало актуальным полномасштабное исследование образовательной среды, в которой формируется и развивается национальное сознание и самосознание дошкольников. Уникальным образовательно-воспитательным потенциалом, который может быть эффективно реализован в образовательном процессе с этнокультурной направленностью, обладает культурно-педагогическое наследие каждого народа.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия между:
- потребностью современного общества в подрастающем поколении, знающем и ценящим культуру своего народа и недостаточностью современных исследований, закладывающих теоретические основы этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте;
- объективной необходимостью этнокультурного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью методического инструментария по этнокультурному воспитанию дошкольников (содержания, форм, методов), а также педагогических условий для его осуществления в дошкольной образовательной организации;
- между возросшим количеством детей татарской национальности в ДОО и отсутствием работы по ознакомлению всех детей с культурой данного народа;
- имеющимся потенциалом предметно-пространственной среды ДОО на обычаях и традициях татарского народа и недостаточной его реализацией в аспекте этнокультурного воспитания личности дошкольника.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в предметно-пространственной среде ДОО.
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания детей в современной дошкольной образовательной организации на основе обычаев и традиций татарского народа.
Предмет исследования: педагогические условия этнокультурного воспитания детей в предметно-пространственной среде ДОО.
Гипотеза исследования: процесс этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработать содержание программы по этнокультурному воспитанию дошкольников и определить формы и методы его реализации; спроектировать предметно-пространственную среду ДОО на основе обычаев и традиций татарского народа; организовать и разнообразить виды детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией о татарской культуре; обеспечить взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в овладении дошкольниками представлений о культуре татарского народа.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал МБДОУ «Детский сад № 3 «Кояшкай» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 5-7 лет, которые для эксперимента были разделены на две группы – экспериментальную (20 детей) и контрольную (20 детей).
В ходе экспериментальной работы использовались диагностические методики «Что ты знаешь о национальных татарских праздниках?» (разработано с опорой на исследования М.И. Богомоловой), «Закончи историю» (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина) и методика на выявление представлений о татарской культуре «Татарская национальность и ее отличительные особенности» (авторская разработка).
Было выделено три критерия сформированности представлений о татарской культуре:
Низкий уровень – дети затрудняются выбрать правильный ответ, в их ответах часто звучит «не знаю», не могут вспомнить и назвать татарские народные сказки, элементы татарского народного костюма, не знают пословиц и поговорок, не играют в татарские народные игры, частично знают о татарских народных блюдах.
Средний уровень – при ответах на вопросах допускают некоторые ошибки, татарские народные игры в повседневной жизни дошкольников присутствуют лишь с предложения педагога, могут назвать татарские сказки, но не всегда могут рассказать их сюжет, узнают элементы татарского костюма и могут различить их от костюмов других народов, знают названия татарских народных блюд, но иногда допускают ошибки.
Высокий уровень – все ответы четкие и правильные, самостоятельно применяют татарские народные игры в повседневной жизни, могут не только назвать сказки татарского народа, но и пересказать сюжет, с легкостью находят элементы татарского костюма и называют их отличительные особенности, могут продемонстрировать элементы татарского народного танца или исполнить татарскую песню.
В ходе диагностики на констатирующем этапе было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности представлений о татарской национальности, о татарских праздниках, кроме этого отмечается преобладание низкого и среднего уровней нравственного развития [3, c.125]. Результаты констатирующего этапа позволили определить содержание формирующего этапа исследования и легли в основу разработанной Программы «Кояшкай», направленной на этнокультурное воспитание старших дошкольников на основе обычаев и традиций татарского народа [2, c.286].
Программа «Кояшкай» включает в себя несколько блоков, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Содержание программы «Кояшкай»
Содержание программы «Кояшкай» ориентировано на татарские культурные традиции. В основу программы положены исторические, краеведческие материалы о крае, городе, природе, о доме, бытовом укладе, народных промыслах, фольклорном наследии. Педагогическую ценность представляет фольклор, как культурно-этнографический комплекс, включающий художественно-эстетическое творчество [1, c.258].
Программа направлена на обеспечение развития личности и развития способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности по следующим направлениям (рис. 2).
Рис. 2. Направления этнокультурного воспитания по программе «Кояшкай»
В основу Программы по этнокультурному воспитанию дошкольников включены следующие формы и методы работы: сказки - татарские народные сказки оптимистичны, восхваляют мир и дружбу, благородство простого народа («Бедняк и два бая», «Саран и юмарт», «Гульчечек» и др.).; организация народных татарских праздников (Навруз, Карга боткасы, Сабантуй, Сомбелэ, и др.); подвижные татарские народные игры; татарские пословицы и поговорки о труде, о честности, дружбе, доброте; создание предметно-пространственной среды в ДОО с учетом особенностей татарской культуры. Одной из форм этнокультурного образования в ДОО является знакомство детей с социальным, культурным, природным разнообразием Татарстана (посещение музеев, памятных мест, памятников, парков, картинной галереи) [4, c.110].
После реализации программы «Кояшкай» нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам.
Сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах показал, что положительная динамика наблюдается в экспериментальной группе, тогда как в контрольной наблюдаются незначительные изменения (рис. 3).
Рис. 3. Результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах
Достоверность результатов подтверждается также критерием Фишера (рис. 4).
Ось значимости:
Рис. 4. Результаты автоматического расчета по критерию Фишера
Полученное эмпирическое значение φ*эмп находится в зоне значимости и составляет 2,931 (по результатам онлайн расчета).
Таким образом, реализация Программы по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Кояшкай» способствовала тому, что дошкольники экспериментальной группы имеют представления собственной причастности к культурно-историческому прошлому татарского народа; чувствуют уважение, гордость, любовь к тому, что объединяет понятие Родины; проявляют устойчивый интерес к познанию истории своей семьи, города, края, страны.
Благодаря реализованной программе дошкольники самостоятельно организовывают и проводят татарские народные игры; осознанно используют фольклорный материал в различных видах деятельности; знают природоведческие заповеди татарского народа; отражают в художественно-творческой деятельности этнографические представления; знают татарские народные сказки, имеют представления о былинных и сказочных героях; имеют элементарные знания о татарской народной песне, подбирают движения согласно музыке; имеют представления о бытовом укладе татарской семьи, о культуре, традициях и обычаях татарского народа.