Ритуал и символ казахского народа «бесик» или «колыбель младенца»

Автор(-ы):

Баатарсурэн Орхон

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

бесик
казахский народ
Казахстан

Аннотация статьи

В данной статье мы рассмотрели, что казахский национальный «бесик» и связанные с ним формы поведения имеют символическую сущность.

Текст статьи

Казахский народ – это народ со своей уникальной культурой, обычаями и традициями, который проживает не только в Казахстане, но и во многих странах мира. Например, одной из традиций, которую монгольские казахи сохранили и передали их своим потомкам, является «бесик» и связанные с ним ритуалы.

«Бесик» или «колыбель» – священная и ценность каждой казахской семьи. В большинстве случаев «нагаши» – родственники матери передают его своему сыну. Колыбель /Бесик/ очень бережно обслуживается и используется из поколения в поколение. Иногда ребенку удается передать колыбель, которую отец никогда не использовал. Когда ребенка впервые берут на руки, проводится ритуал под названием «бесикке салу». Такой ответственный обряд совершает по приглашению самая мудрая, добрая и бабушка, у которой много детей и внуков в племени. Это потому, что символизирует, когда ребенок вырастет будет иметь большую семью, ум, доброту и долголетие.

Перед укладкой ребенка в колыбель, ее очищают пламенем. Это называется «аластау» и означает уничтожение всего плохого в колыбели. Сверху к деревянной люльке привязан «тумар» или амулет, который, как считается, защищает ребенка от плохого (злых духов). Конфеты и другие сладости опускаются через отверстие в центре люльки, которое используется для того, чтобы ребенок оставался чистым и сухим, а бездетные женщины берут их на ладони, это означает, чтобы они могли быстро иметь детей.

Приглашенная пожилая бабушка пеленает ребенка после того, как подготовила в таком порядке колыбель для ребенка. При этом нужно убедиться, что ребенку комфортно и тепло. Завязка, которая обвивает руки ребенка, называется «хол бау», чтобы ребенок не выскользнул из колыбели, а завязка, которая обвивает ноги ребенка, называется «аяах бау», также предназначен чтобы ребенок вырос с прямыми ногами.

Затем ребенка укладывают в колыбель и накрывают семью специальными предметами, которые, как считается, могут повлиять на будущее ребенка. Например, дорогой мех является символом богатства и высокого статуса в обществе, в то время как уздечки и кнуты обладают силой подчинить себе любого не объезженного коня, а «кебенек» или дорожная одежда и нож символизируют героизм, смелость, также человек в почтенном ворасте кладет пояс, чтобы жил долго как обладатель пояса. Под подушки девочки кладут зеркало, гребни и ожерелья, символизирующие красоту. Казахи считают, что женский платок – это не одежда, а ее дорога жизни, поэтому кладут платок, символизируя дорогу жизни широкой и открытой.

После всего этого ребенку дают имя. Кандидат будет выбран родителями ребенка и станет самым старшим и честным из приглашенных гостей. Он трижды произносит громко имя ребенка в правом ухе и трижды в левом ухе. Таким образом, когда у ребенка есть имя церемония завершится с угощением приглашенных гостей.

После того, как гости разошлись, мама немного качает малыша в «бесике» и поет колыбельную песню, и ребенок спокойно засыпает. Существует несколько версий казахских колыбельных песен, и в следующей песне, которую мы выбрали, считаем, что поется своим детям о степи, кочевом образе жизни и традиции, также о кочевом переселении, о трагической истории тех, кто уехал с родины в другие края, и о разлуке со своими родителями.

Казахская колыбельная

Аулым кошiп барады-ау

Алмалыга кiм конбейдi тагдырдын

Салганына-ай.

Кормегелi коп айдын

Жузi болды ата-анамнын хабарын

Алмагалы-ай.

Ай-ай бопем кейiн калган елiмдi

Корер мекем-ай.

Ай-ай бопем кейiн калган елiмдi

Корер мекем-ай.

Iгiгай-iгiгай-оу.

Корер мекем-ай.

Iгiгай-iгiгай-оу.

Корер мекем-ай.

Туган жерден сагыным

Топырагы коз алдыма келедi

Cол турагым-ай.

Ата-анамнын аяулы

Ансаганда ак бопемдi аялап

Отырамын-ай.

Пеленать ребенка так имеет пользу во многом:

  • Пастухам легко брать с собой детей, когда они переезжают.
  • Ребенок в колыбели вырастает с прямыми ножками и крепкой спиной.
  • Не мешает родителям заниматься своим делом и хозяйством.
  • Держит ребенка в чистоте и не допускает замерзнуть.
  • Защита от комаров и мух летом
  • Защищает и прячет от чужих глаз и языков и так далее.

В заключение, структура казахской колыбели или «бесик», ее материалы, ритуалы и церемония пеленания в ней ребенка – все это обеспечивает ребенку покой и комфорт, она символизирует благополучие, красоту, изобилие, довольство и долголетие в дальнейшей жизни имеет символический характер. Поэтому считаем, что необходимо детально изучить происхождение колыбели, причины ее использования, ритуалы и символы.

Поделиться

6212

Баатарсурэн О.. Ритуал и символ казахского народа «бесик» или «колыбель младенца» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 12-14. URL: https://apni.ru/article/2284-ritual-i-simvol-kazakhskogo-naroda-besik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля