Сравнение ассоциативного эксперимента на английском языке с экспериментом над словами цветок и деньги в монгольском языке

Сравнение ассоциативного эксперимента на английском языке с экспериментом над словами цветок и деньги в монгольском языке

Психолингвистика, или психология речи, которая развилась в самостоятельную науку на стыке лингвистики и психологии с 1950-х и 1960-х годов ХХ века, привлекла внимание ученых в области лингвистики, психологии, философии, социо-и этнолингвистики, нейролингвистики, педагогики и методологии языка. Соссюр отметил, что языковые символы имеют синтетическую природу, и эти символы определяются двумя группами факторов в речевой деятельности. Первые факторы состоят из связей, которые связывают то, что было сказано ранее, с тем, что было сказано позже. Второй фактор заключается в том, что языковая единица имеет единицы, расположенные выше и ниже нее, помимо тех, которые предшествуют ей и следуют за ней. В словах порядка каждое слово в предложении связано с другими ассоциативными словами, образами и мыслями. Всякий раз, когда какое-то слово произносится или приходит на ум человеку, в его уме одновременно возникают другие слова. Согласно Соссюру, эти вторые факторы определяют языковые действия. Следующий пример может объяснить различия в связях между растяжкой цепи и ассоциацией слов. Это предложение - растяжка в измерении время. Произнесение и прослушивание предложения, похоже, переносится из одного блока в другой. Психолингвистика растяжения цепи пытается изучить структуру, которая связывает эти блоки. Соссюр сказал, что все элементы упорядочены линейным образом в человеческом дискурсе. Эти единицы в линейном порядке образуют синтагму, соединяясь друг с другом. Вне произносимого предложения, чтобы прояснить, существует связь, поскольку существует форма словесной ассоциации между элементом, о котором идет речь, и процессом, который происходит с ним сознательным и бессознательным образом одновременно. Синтагматическая связь – это отношение в настоящее время. Согласно Соссюру, связь словесных ассоциаций соединяет идеи и мысли заочно. Структура словесных ассоциаций может быть раскрыта с помощью специальных методов (скрытых единиц, понятий). Необходим специальный метод, чтобы выявить то, что активно, но скрыто где-то в подсознании за произносимым словом и проявленными единицами. Этот метод представляет собой эксперименты со словесными ассоциациями. Эксперименты преобразуют связи словесных ассоциаций, которые не воспринимаются непосредственно, в вещи в серии, которые ощущаются непосредственно. Эксперименты проводятся следующими способами. Участникам экспериментов говорят слово, и их просят написать первое слово, которое придет им в голову. Это связь словесной ассоциации между двумя словами. Мы провели эксперименты в общей сложности с двумя существительными в монгольском языке. Сравнивая результаты ассоциаций монгольских слов с ассоциациями английского языка, мы пришли к следующим выводам.

Аннотация статьи
ассоциативная связь
стимулы
парадигматическая связь
синтагматическая связь
ответ
Ключевые слова

Психолингвистика или речевая психология, которая превратилась в самостоятельную науку на стыке лингвистики и психологии с 1950-х и 1960-х годов двадцатого века, привлекает внимание ученых в области лингвистики, психологии, философии, социологии и этнолингвистики, нейролингвистики, педагогики и методологии языка.

Психолингвистика появилась впервые как экспериментальная наука и до сих пор пользуется экспериментом. Эксперимент над словесной ассоциацией является один из этих видов. Первый ассоциативный эксперимент над словами был сделан Английским учёным Фрэнсис Гальтоном, двоюродным братом Ч. Дарвина, в 1879 году. Результат словесного ассоциативного эксперимента служит средством объяснения языкового механизма и имеет важное значение в изучении лингвистики, нейролингвистики, этнолингвистики, прикладной лингвистики и методики преподавания языков и языковой патологии.

Выявление словесной ассоциации через эксперимент является одним из видов исследования, широко употребляющихся в психолингвистике. Это исследование используется для выявления языковые механизмы. По мнению психолингвистов, лексический состав человека, то есть нейроны или лексикогены человека, которые сохраняют каждые слова, активизируются когда человек читает или произносит данное и вступают в огромную сеть нейронов, и активизируют другие слова. Так реализуются процессы понимания произносимых слов или написанных писем [2, с.56].

Классификация словесной ассоциации Аристотеля

Понятие о словесной ассоциации впервые употреблено в Греческой философии, и назвало то состояние, когда одно представление или идея вызывало другое сотояние в голове человека. Согласно Аристотелю, такая ассоциация образуется двумя видами.

Фактор появления такой словесной ассоциации состоит из качества представления или идеи (quality). Одно представление ассоциативно связано с другим похожим с ним представлением или с противоположным с ним словами. Например: Слово большой (big) ассоциативно связано со словами огромный (huge) или маленький (small).

Второй фактор появления такой словесной ассоциации согласно Аристотелю – опыт (experience). Явления, совершаемые одновременно или последовательно всегда связаны между собой ассоциативно. Если явления «а», «б» встречаются одновременно или последовательно, то можно сделать вывод что явление «а» всегда порождает явление «б». Эта идея Аристотеля до сих пор служит психологической основой обучения и познания.

Первый ассоциативный эксперимент

Основываясь над экспериментом, Гальтон первый объяснил концепцию о словесной ассоциации, которая изучалась только в теоретической сфере. Он написал в журнале «Brain» о своих экспериментах, что эксперименты сделанные им и другие эксперименты показали анатомию человеческого мышления более ярче.

Выдвинутая Гальтоном эта идея служила основой двух разных научных дисциплин психоанализа и психолингвистики.

Методология Гальтона была использована Траутсколом в 1883-ем году в психологической лаборатории, созданной Вандий в Лейпцеке, потом ученик Вандий, Ж.Мик Каттел использовал вторично в 1886 ом году. Согласно Гальтона, эти эксперименты изучили ответы на 78 стимулов, потом изучили время между стимулами и ответом. Инструкция эксперимента, заданная участником, не изменилась в течение много десятилетии. «Сейчас я буду читать вам несколько слов. Слушая каждое слово, скажите первое слово, которое сразу же пришло вам в голову»

Отношение и связь между стимулом и ответом (S-R)

Эти словесные ассоциативные эксперименты выявляют связь между похожими или противоположными словами, или между двумя словами, употребленными вместе когда-то раньше. Если выражать по современному психологическому термину, словесный ассоциативный эксперимент изучает связь между стимулом и ответом (stimuli-response) (bond), то есть изучает ответы на определённые стимулы и время на ответы. Один ответ связан с определенным стимулом, что является результатом связи между S, R и повторялось раньше.

Изучение словесной ассоциации и её теоретической основы связывает психолингвистику с лингвистикой обучения. Эта связь является важной поскольку она связывает психолингвистику с другими отраслями науки, и открывает механизмы освоения языком.

Свободная и управляемая словесная ассоциация

Словесная ассоциация зависит больше от повседневного контекста стимулов. Для того, чтобы определить функцию этого контекста, делают специальный ассоциативный эксперимент. Прежде всего контекст связан с инструкцией словесного ассоциативного эксперимента. Согласно выборочному свободному эксперименту словесной ассоциации, инструкция дается субъекту и задается написать первые слова, которые пришли в голову первым. Контекстуальный эксперимент бывают «управляемыми» (controlled). Например: Субъектам задается называть слова, обозначающие части тела, названия месяцев или глаголы с соответствующими существительными (swim-fish). Такой управляемый эксперимент проводится быстрее чем свободный эксперимент.

Через изучение словесной ассоциации мы можем узнать, как образуется слово в мозге человека, какая связь существует между словами, и познать развитие языка у людей и выявить причины разных мозговых болезней.

Словесный ассоциативный эксперимент Тамб и Марбе, их классификация

В 1910-ом году Тамб и Марбе опубликовали результат исследования, который до сих пор не потерял свое фундаментальное значение. 60 слов были произносены субъектам по одному. Это было слова связанные с членами семьи-10 слов (родители), 10 прилагательных (большой, маленький...), 10 местоимении (я, ты...), 10 наречии, указывающихся на место (впереди, позади....), 10 наречии, указывающихся на время (во время, сейчас...), количественные числительные с 1-10, и они были путаны между собой. Ответы субъектов были отмечены наряду с временем, проведенным между стимулом и ответом.

Согласно эксперименту, ответы на стимулы связанные с членами семьи были именами членов семь, то есть ответы и стимулы были одинаковыми. По эксперименту Марб, у стимула «брат» ответ всегда был «сестра», у стимула «сын» ответ был «папа», а в редком случае был слово «дочка». У стимула «брат» ответ никогда не был «дядя».

Ответы на стимулы не были любые слова, это были слова из определённой группы слов. Можно классифицировать ответы на стимулы по их степени. Это можно быть сформулирован по обучательной психологии. Если объяснить результат эксперимента S-R в связи с привычкой, то привычки как ответы на стимулы становятся критериями. Поэтому привычка отвечать на «Сын «папа» является сильнее чем ответ «девочка».

Марбе доказал, что словесная ассоциация (время между S-R) проводится быстрее. Марбе обосновал дуговую диаграмму в связи со временем образования частоты словесной ассоциации и она называется законом Марбе в психологии.

Основываясь на результатах исследования Тамбе и Марбе делаем следующие заключения.

А. Стимулы и ответы не должны быть одинаковыми по внешности: слова, называющие членов семьи вступят в ассоциацию с теми же словами, прилагательные с прилагатеьными.

Б. Данный стимул может отвечать на разные субъекты одинаково. Частота определенного слова становится началом следующего исследования.

В. Время между стимулом и ответом связан с частотой ответа (выше частоты меньше времени).

Из результатов словесных ассоциативных экспериментов некоторых учёных

В 1910 году Кэнт и Розаноп опубликовали ответы на стимул «игла», включая 1000 участников. По результату эксперимента, были выявлены несколько слов с большой частотой. Самые частотные слова на стимул называется первым ответом (the primary response). Можно показать все ответы на стимул «Игла» (needle): 160 – нитка (thread), 158 – соновая игла (pins), 152 – острый (sharp), 135 – шить (sew), 107 – шитье (sewing), 53 нерж (steel), 40 точки иглы (point), 26 средство (instrument), 17 угревое веко (eye), 15 наперсток (thimble), 12 нужный (useful), 11 дрель (prick), 9 с острой точкой (pointed), 7 вата (cotton), 6 работа (work), 5 инструмент не использованный (implement), 5 инструмент (tool), 4 ткань (cloth), 4 залатать (darning), 4 вязать (knitting), 4 острый (sharpness), 3 товары (article), 3 красивый (fine), 3 металл (metal), 14 слов, повторявшихся 2 раза, 31 слова, повторявшихся один раз.

В этом исследовании мы сравнили эксперимент словесной ассоциации над монгольскими словами «цветок и деньги» с интернет-словарем. Участники эксперимента – 100 студентов из Ховдского Государственного Университета, с родным монгольским языком. Эксперимент был проводин с 10-12 Апреля, 2019 года среди студентов из Ховдского Государственного Университета, 27 студентов 2-ого курса отделения русского и английского языков, 21студента 2-ого курса отделения учителя начальной школы, 12 студентов 3-его курса отделения китайского языка, Англи хэлний 4-р курсын 15 студентов 4-ого курса отделения английского языка, 16 студентов 3-его курса отделения английского языка, 9 студентов 2-ого курса отделения китайского языка.

Перед экспериментом была задана следующая инструкция. «Сейчас я буду читать вам несколько слов. Слушая каждое слово, скажите первое слово, которое сразу же пришло вам в голову» [1, с.29].

Наряду с этим, мы сравнили ассоциативные тесорас-нормы (word association thesaurus) со словами интернет-словаря, проводимого в Эдинбурге.

Мы проводили эксперимент над монгольскими словами «цветок и деньги». Результат нашего эксперимента был сравнен с экспериментом, проводимом в Эдинбурге над ассоциативными тесорас-нормами (word association thesaurus) со словами интернет-словаря.

После того, как мы сравнили эксперимент над двумя монгольскими словами с интернет-словарем Эдинбурга, на стимул «цветок» самые частотные монгольские слова лист – 29%, красивый – 6%, лето – 5%, весна – 4%, роза – 4 %, а на стимул «деньги» частотными были слова жизнь – 14%, тугрик – 11%, бумага – 10%, употребление /нужда/ 5%, монета 4%. В английском языке на стимул «цветок» – сила – 18%, ваза – 7%, роза – 7%, сад – 6%, лепесток – 5%, растение 5%, красивый 4%, а на стимул «деньги», мешок 7%, наличные деньги- 7%, золото 6%, фунт 6%, нет 5%, богатство 5%, богатый 4%. Из этих видно, что в монгольском и английском языках на стимул «цветок» ответы были одни качественные прилагательные. Монгольские студенты ответили лето и весна, то есть они указывали на время растения. Мы прогнозируем, что монголы чувствуют землю очень близко для себя. В монгольском и английском языках на стимул «деньги» ответы были слова и выражения, связанные с деньгами. Монгольские студенты ответили жизнь на стимул деньги, что означает деньги это жизнь, без денег жизнь будет трудна.

Текст статьи
  1. Батчулуун Д. Монгол хэлний хоршоо үгийн гарал, үүргийг гүн ухаан, сэтгэц хэлшинжлэлийн үүднээс тайлбарлах нь-// ГХЗАА сэтгүүл №11.УБ., 2006.
  2. Батчулуун Д, Пүрэвсүрэн Т. Үгийн шүтэлцээний туршилтын урьдчилсан үр дүнгээс Ховд, ОУЭШХ-ын эмхтгэл, ху 6, 2008.
  3. Kent G.H., Rosanoff A.J. A study of association in insanity. American Journal of Insanity, v. 67, № 1-2, 1910.
  4. Равдан Э. Хэл шинжлэлийн түүхийн товчоон. УБ., 2002.
  5. Равдан Э. Орчин цагийн хэл шинжлэл. УБ., 2005.
  6. http://www.thefreedictionary.com/
  7. http://www.sciencenetlinks.com/
  8. http://www.usf.edu/freeassociotion/
  9. http://www.wordassociation.org/
  10. http://www.eat.rl.ac.uk/
  11. http://ru.nomad-kazakhstan.kz/465.html
  12. http://vk.com/id81889674: Musicola - Казахская колыбельная
  13. Пересказ. Записано 25 марта 2015 года от Манкея (61 год), житель Наран бага, Жаргалант сомона, Ховдского аймака.
  14. Пересказ. Мусирхан (77 лет), житель 5-го бага Булганского сомона Баян-Ульгийского аймака, записан 26 марта 2015 года через телефон.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 мая по 21 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 мая
Загрузка в eLibrary
25 мая
Рассылка печатных экземпляров
02 июня