Термин юридическая ответственность подразумевает применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение им противоправного деяния. По мнению большинства исследователей, уголовно-правовая ответственность означает выраженную в приговоре суда отрицательную оценку общественно-опасного деяния [5, с. 560]. Под административной ответственностью по мнению А.Б.Агапова понимает «разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и её регионы, уполномоченные ими юридические лица – органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделённые полномочиями в сфере административного правосудия» [1, с. 435].
В связи с распространением нового заболевания COVID-19 в начале 2020 года появился новый ряд уголовной и административной ответственности за преступления связанные с данным заболеванием. Первого апреля 2020 года в Уголовный кодекс Российской Федерации были введены в главу 24 две новых статьи «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия», за которые предусмотрена уголовная ответственность. В то же время введены дополнения об ответственности в Административный кодекс Российской Федерации за аналогичные преступления в статью 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» в соответствии с частями 10.1 и 10.2 КоАП РФ.
В настоящее время есть ряд случаев привлечения к административной ответственности граждан за злоупотребления свободой массовой информации. Примером является рассмотрение Волжским районным судом города Саратова в мае 2020 года исковое требование по административному заявлению прокурора Волжского района. Требование было направленно о признании в нарушении закона информации, размещенной в сети Интернет на территории Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд установил, что прокуратура Поволжья в городе Саратове в рамках осуществления проверки законности информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернете, в мае 2020 года был обнаружен сайт: https://natco24.com/covid19/, в котором размещена информации о продаже лекарств от заболевания Covid-19. В ходе судебного разбирательства, суд пришел к решению удовлетворить требования прокуратуры Волжского района города Саратова. Размещение на сайте: https://natco24.com/covid19 в сети Интернет информации признать запрещенной на территории Российской Федерации [4].
Сложным вопросом является разграничение уголовной и административной ответственности. Необходимо проанализировать их объективные и субъективные признаки. Так общим объектом для правонарушения и преступления данных выше статей является охрана жизнь и здоровья человека, обеспечение общественной и территориальной безопасности населения Российской Федерации. Объективной стороной данных норм являются умышленные действия, связанные против нормального функционирования жизнедеятельности населения в связи с распространением недостоверной общественно значимой информации.
Субъектом распространивший публично заведомо ложную информацию является физическое, вменяемое лицо, достигшее в момент противоправного действия возраста 16 лет. В отличие от уголовной нормы субъектом в административном праве может являться юридическое лицо. Одинакова субъективная сторона характеризующиеся прямым умыслом анализируемых правонарушений и преступлений, предусмотренных частью 9 -11 статьи 13.15 КоАп РФ и статьи 207.1-2 УК РФ. Помимо сходств существует и множество различий представленных норм закона.
Первыми отличительными особенностями является способ распространения заведомо ложной информации. В кодексе об административном правонарушении Российской Федерации способом публичного распространения заведомо ложной информации служат информационно-коммуникабельные технологии, в частности СМИ и сеть Интернет. В уголовном кодексе Российской Федерации способами распространения могут быть не только различные средства массовой информации, то и так же публичные выступления на митингах, расклеивание листовок и прочие. Следовательно, по способам публичного распространения заведомо ложной информации в уголовном кодексе дается широкий перечень.
Вторым условием разграничения административной ответственности от уголовной являются цели и мотивы распространения публично ложной информации. Если у виновного лица не было прямого умысла на распространение заведомо ложной информации в публичном пространстве и лицо добросовестно заблуждается в действительности распространенной им информации, отсутствует реальная цель нарушения общественной безопасности и порядка, то уголовная ответственность не наступает. Так как уголовное наказание за публичное распространение заведомо ложной информации наступает в случаи предоставлении и причинении реального вреда охраняемым уголовным законом в сфере обеспечения общественной безопасности [2, с. 119].
Еще одним разграничением ответственности является содержание и форма сообщения заведомо ложной информации. Так 30 марта 2020 года в одной из социальных сетей Интернет гражданин Скопцов В.С. опубликовал свое утверждение об отсутствии коронавирусной инфекции на территории Астраханской области в комментарии к сообществу новости Астрахани. Суд назначил административное наказание по части 9 статьи 13.15 КоАП РФ в виде штрафа [3]. В своем решении суд руководствовался тем, что действия Скупцова В.С. могли спровоцировать наступления общественно опасного последствия в виде массового беспорядка, создать помехи в функционировании социальной инфраструктуры. В ситуации, когда распространения Скупцовым В.С заведомо ложной информации произошло иным способом, к примеру, распространение листовок, с учетом содержания и формой сообщения, ответственность за деяние следует квалифицировать по статье 207.1 УК РФ.
Таким образом, в Российской Федерации впервые ответственность за распространение недостоверной общественно значимой информации в средствах массовой информации была введена в 2019 году, в части 9-11 статьи 13.15 КоАП. Источником распространения служили средства информационно-телекоммуникационных технологий. В условиях широкого распространения в начале 2020 года коронавирусной инфекции и появления фейковых новостей о заболевании, которые могли вызвать панику у населения и спровоцировать нарушения безопасности общественного порядка. Законодательно, стала необходимость ужесточить наказание за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с этим 1 апреля 2020 года в Уголовный кодекс Российской Федерации были введены статьи 207.1 и 207.2.