В настоящее время понятие «конкурентоспособность» стало одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Этот термин широко используется, когда речь идёт о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
За рубежом проблематика конкурентоспособности занимает одно из центральных мест в экономическом анализе видов хозяйственной деятельности разных субъектов. Прежде всего, это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.
С развитием рыночных отношений в России продукции приходится выдерживать серьёзную конкуренцию, поэтому острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности продукции являются очень важными задачами.
Конкурентоспособность – это свойство объекта или субъекта, которое указывает на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными и на его способность совершать конкурентные действия и др. [2].
Конкурентоспособность продукции тесно связана с качеством, имея общую сферу формирования и проявления, имея общую сферу формирования и проявления. Между тем, если понятие «качество» является более стабильным и достигнутым на уровне научно-технического прогресса, то «конкурентоспособность» – активное, которое зависит от характера и изменения потребностей, платежеспособности, рыночной ситуации [4].
Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами [3].
В общем смысле под конкурентоспособностью продукции можно понимать совокупность потребительских и стоимостных характеристик продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на рынке в определённом промежутке времени.
Конкурентоспособная продукция – это продукция, которая пользуется повышенным спросом. Она обладает более высокими свойствами, по сравнению с подобными продуктами. Определяется упаковкой, рекламой, товарным знаком, показателями качества и т.д. Конкурентоспособность продукции также определяется ценой. Политика цен зависит от задач, которые она должна решать.
К факторам, определяющим конкурентоспособность продукции, можно отнести:
– цену;
– качество;
– систему сбыта;
– объёмы продаж;
– эффективность рекламы;
– величину платежеспособного спроса;
– сроки и технологии производства;
– уровень послепродажного обслуживания;
– природно-климатические условия.
Оценка и анализ конкурентоспособности продукции проводятся разными участниками рынка. Чаще всего, исходных объектов оценки продукции представлено очень много, ко всем, учитывая данное определение, можно применять понятие «конкурентоспособность». Но каждый субъект оценки конкурентоспособности продукции, какую бы цель он не преследовал, хочет знать, какие из объектов оценки в наибольшей и наименьшей степени конкурентоспособны.
В результате, при практическом решении задач по оценке конкурентоспособности продукции возникает необходимость выбора определённых методов. Выбор методов является ключевым решением, которое должно удовлетворить функциональную полноту и достоверность оценки и обеспечить уменьшение затрат времени и средств на её определение [1].
Методов оценки конкурентоспособности продукции достаточно много. Рассмотрим только некоторые из них:
- Дифференциальный (является упрощённым методом, который основан на применении единичных показателей конкурентоспособности продукции, ограничен рассмотрением отдельных единичных составляющих параметров сравнения, без их взаимосвязи).
- Комплексный (в полном объёме выполнена оценка конкурентоспособности продукции, учитывает взаимосвязи основных частей в единой системе).
- Смешанный (этот метод – сочетание двух предыдущих методов: дифференциального и комплексного, определяется на основании параметров, частично рассчитанных по каждому из них).
- Сравнительный (суть этого метода – в оценке экземпляров по показаниям полезности с затратами на эксплуатацию).
- Расчётно-графические (самая известная – анализ конкурентоспособности с использованием многоугольника).
Однако, у всех существующих методов оценки конкурентоспособности главным недостатком является отсутствие учёта динамики показателей конкурентоспособности. Поэтому дальнейшая работа по определению методов конкурентоспособности продукции является актуальной.
Производитель применяет различные направления, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции. К ним относятся:
– найти новое применение продукции;
– оптимизировать экономически неэффективную продукцию;
– постоянно совершенствовать систему обслуживания продукции;
– развитие маркетинговой деятельности для завоевания новых рынков;
– проведения комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
– стремиться добиться отличия товаров от товаров конкурентов;
– обеспечение приоритетности на рынке за счёт технико-экономических и качественных показателей продукции;
– разработка стратегии по снижению коммерческого риска;
– внедрение в производство продукции более новые и совершенные технологии, а также оборудование;
– использование информационных технологий
Подводя итоги данной статьи, можно сделать вывод о том, чтобы риски были минимальными, следует выпускать на рынок только конкурентоспособную продукцию. Если же, по каким-либо причинам, продукция не пользуется спросом и не конкурентоспособна, её необходимо доработать до требуемого уровня. Для этих целей, конечно же, нужно разработать специальную программу мероприятий.
В такие мероприятия могут входить: улучшение качества, дизайна, сроков годности, узнаваемости и т.п. Все перечисленное имеет прямое отношение к повышению конкурентоспособности продукции.
Таким образом, путем ориентации производителя продукции на потребителя, улучшение его качества и качества используемых ресурсов, внедрение инновационной политики и ряда других факторов достигается повышение конкурентоспособности продукции.