Значение следственного осмотра в процессе расследования исключительно велико. Посредством осмотра обнаруживается и исследуется значительная часть важнейших следов преступления. Результаты осмотра, особенно такого его вида, как осмотр места происшествия, позволяют следователю правильно определить направление расследования, составить представление о механизме происшествия, личности преступника. От своевременности и качества проведенного осмотра во многих случаях зависит успех расследования.
Для того, чтобы всесторонне и качественно исследовать понятие и сущность следственного осмотра как следственного действия необходимо, на наш взгляд, определить, что включает в свое содержание сама категория «следственные действия». Так, в пункте 32 ст. 5 УПК РФ сказано, что «процессуальное действие – следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом» [7]. Из сказанного можно сделать вывод, что в законодательном акте отсутствует точная и определенная трактовка следственного действия. Безусловно, это привело к появлению различных мнений на данный счет, и, как следствие, различное толкование самой сущности следственных действий.
Некоторые правоведы считают, что следственные действия – «любые действия, выполняемые следователем в ходе досудебного производства» [5, с.3]. Например, В.С. Балакшин в своих трудах указывает, что «возможны ситуации, в которых, несмотря на полное, всестороннее и объективное исследование доказательств, фактические обстоятельства расследуемого события оказываются неустановленными» [1]. На наш взгляд, ключевая цель любого следственного действия состоит в определении и последующем установлении обстоятельств, которые имеют значение для правильного разрешения уголовного дела. Не всегда это могут быть обстоятельства предмета доказывания. В свою очередь О.Я. Баев считает, что «нормы уголовно-процессуального закона являются не только правовой основой, но и элементом тактики следственных действий, поскольку содержат тактические приемы и рекомендации» [2, с. 12].
На основе всего вышеизложенного, можно заключить, что в нормах УПК РФ трактовка следственного действия должна содержать в себе его специфику и сущность, которая бы представляла собой основные признаки содержания.
Следственный осмотр является одним из самых распространенных следственных действий, производимых следователем. Однако в УПК РФ нет точного его определения. Как известно, такая ситуация порождает определенного рода проблемы, которые связаны как с теоретической составляющей, так и с практической. Например, сложно определить, какие именно обстоятельства указывают на необходимость применения следственного осмотра. Кроме того, возникают определенные трудности при отграничении рассматриваемого нами осмотра от иных следственных действий. Ведь для каждого из них предусмотрен определенный порядок производства. Отсюда можно выделить, что ключевым отличием осмотра является именно цель его применения, которая, в свою очередь, характеризует сущность данного явления. Ведь именно через цель того или иного действия определяется самое значение его производства.
В УПК РФ указано, что «осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела» (п. 1 ст. 176 УПК РФ) [7].
На основе вышеизложенного, мы считаем, что сущность осмотра сводится к визуальному наблюдению за внешним состоянием объекта (объектов) материального мира, несущего (несущих) на себе возможные следы преступления (уголовно-наказуемого деяния).
Несмотря на отсутствие законодательного определения исследуемого нами следственного действия, ученые-теоретики и практики, работающие в данной отрасли, на протяжении длительного времени самостоятельно разрабатывают подходы в определении категории «следственный осмотр». Считаем, что необходимо проанализировать данные точки зрения с целью выдвижения собственной позиции по рассматриваемому вопросу.
Как справедливо отмечает Пикалов И.А. «данное процессуальные явление осуществляется в различных направлениях: осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела» [6, с. 18].
Так, М.Л. Гутерман определят следственный осмотр как «следственное действие, заключающееся в непосредственном выявлении, изучении и фиксации следователем различных материальных объектов и следов на них, которые могут иметь отношение к делу, их признаков, состояния, свойств и взаиморасположения» [4, с. 44]. В свою очередь В.Я. Колдин считает, что «следственный осмотр – это процессуальное действие, проводимое в определенной ситуации в строгом соответствии с законом уполномоченными лицами путем использования научных методов, технических средств и тактических приемов, разработанных и рекомендованных криминалистикой, с целью обнаружения, исследования, оценки и фиксации свойств и признаков материальных объектов и состояния окружающей среды, связанных с изучаемым событием, и установления фактических данных при расследовании и предупреждении преступлений» [3, с. 9].
На наш взгляд, упоминание о том, что осмотр проводится в строгом соответствии с законом, излишне, равно как и указание об использовании научных методов, технических средств и тактических приемов, разработанных и рекомендованных криминалистикой. Указанные выше признаки характеризуют любое следственное действие, что никак не способствует уяснению сущности следственного осмотра. Как видно из приведенных выше позиций, авторы, имея различные взгляды на определение следственного осмотра, указывают на ключевой его признак, состоящий в непосредственном восприятии следователем объектов, имеющих значение дела, их признаков, свойств, состояния и т.д.
Проанализировав точки зрения ученых-процессуалистов и криминалистов, мы пришли к выводу, что следственный осмотр – самостоятельное невербальное следственное действие, проводимое следователем, дознавателем или должностным лицом органа дознания, которое заключается в визуальном наблюдении за внешним состоянием объекта (объектов) материального мира, несущего (несущих) на себе возможные следы преступления.
На наш взгляд, важно отметить, что специфика и сущность следственного осмотра исследовалась и определялась на протяжении всего периода разработки тактических рекомендаций по его производству. Это значит, нельзя исключать тот факт, что в скором времени произойдут изменения в трактовке данного понятия. Данное действие должно обязательно сопровождаться раскрытием новых границ в определении сущности следственного осмотра.