Современная система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно ВУЗ готовит будущего педагога к активной профессиональной деятельности. Поэтому роль высшей школы в условиях компетентностного подхода в образовании очень важна, т.к. на данном этапе кардинальным образом меняется содержание обучения, появилось огромное количество новых средств, методов и технологий обучения.
К современным педагогическим технологиям относятся: информационно-коммуникационная технология, проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии, кейс-технология, технология творческих мастерских, технология критического мышления, и другие [1].
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными в деле подготовки будущих учителей, с нашей точки зрения являются:
- «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning) (работа в малых группах);
- интерактивные лекции;
- метод проектов;
- письменные работы по обоснованию своей позиции (5-мин. эссе, 10-мин. эссе, аргументированное эссе);
- методы дискуссии;
- игровое моделирование;
- круглый стол (создание благоприятной среды);
- мозговой штурм;
- интерактивные методы работы с текстом;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и др.
Благодаря современным технологиям обучения, применяемых в высшей школе в условиях компетентностного подхода в образовании решается задача качественной подготовки будущего педагога, способного:
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии обучения;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности ,делать аргументированные выводы для выявления и решения новых проблем;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
Таково веление сегодняшнего времени не только для высшей школы, но и практически для любого развитого общества, что естественно предполагает определённые требования конструктивного плана к образовательным технологиям.
Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, при традиционных средствах обучения.
Только широкое внедрение новых педагогических технологий с учетом основ компетентностной парадигмы образования и только новые современные, коммуникативно-информационные технологии, новые методы обучения позволят наиболее эффективно реализовать возможности образования в подготовке будущих педагогов.
Все направления новых педагогических технологий и новых методов обучения относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, чёткая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления [2]. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.