Формирование профессионально-нравственной позиции будущего педагога в условиях компетентностного подход в образовании

В статье рассматриваются проблема формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога в условиях компетентностной парадигмы образования. Предложена практико-ориентирующая технология обучения, которая представляет собой неограниченные в дидактическом плане, возможности для решения такой задачи как формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога.

Аннотация статьи
компетентностная парадигма
профессионально-нравственная позиция
формирование
будущий педагог
Ключевые слова

В современных условиях в обществе происходят значительные изменения в подготовке будущего педагога.

Для осмысления основ новых преобразований, закладываемых ходом развития общества свое существенное влияние оказывает приоритетность в современной системе образования компетентностной парадигмы. Влиятельная значимость применения компетентностного подхода в системе образования раскрыто в трудах: Т.А. Абдрахманова [1], А.Л. Андреева [2], И.А. Зимней [3], А.С. Раимкуловой [4], А.В. Хуторского [5] и др.

В условиях компетентностного подхода к образованию, высшее учебное заведение, являясь ведущим образовательным учреждением в системе современного образования, должна способствовать дальнейшему становлению и продвижению развития выпускников в соответствии с выбранной профильной направленностью.

Задача каждого вуза – это, прежде всего, подготовка компетентных выпускников не только в вопросах специализации, но и обеспечить качественный уровень их профессионально-нравственного образования.

В условиях компетентностного подхода к образованию процессу формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога в рамках инновационных технологий обучения принадлежит особое место.

В условиях вуза реально применима практико-ориентирующая технология обучения. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, предлагаемая нами практико-ориентирующая технология обучения представляет собой неограниченные в дидактическом плане, возможности для решения такой задачи как формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога.

Образовательные возможности практико-ориентирующей технологии, которую мы предлагаем использовать в экспериментальных целях позволят не только приобрести профессиональные знания, но и развить особые способности и практические компетенции, необходимые для будущей деятельности в качестве педагога. Кроме того, предлагаемая технология закладывает основы для повышения профессиональной культуры будущего педагога, способствует формированию гуманного педагога современного общества, обладающего высоким уровнем профессионально-нравственной компетентностью.

Принимая во внимание определение А.В. Хуторской, что «компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5] мы определяем, что профессионально-нравственная компетентность – это способность применять знания и умения профессионально-нравственного характера и успешно реализовать их на основе практических действий при решении задач в области педагогической сферы.

Вопрос формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога особо актуален в условиях приоритетности в современной системе образования компетентностной парадигмы, сущность которого раскрывается наличием нижеследующих компетенций, а именно:

  • ценностно-ориентационную компетенцию, предполагающую осознание и принятие ценности современного общества, уважения прав человека и его основных свобод, необходимости взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами, приятие социально-нравственных норм поведения как фактора созидания общества, формирование с учетом этого собственных установок и положительных ценностных ориентаций;
  • информационно-познавательную компетенцию, предполагающую наличие необходимых знаний и навыков для поиска и применения полученной информации в целях формирования своей профессионально-нравственной позиции;
  • регулятивно-поведенческую компетенцию, предусматривающую наличие позитивных нравственных установок, готовность следовать общепринятым типам поведения, принятие ответственности за свои действия;
  • социально-коммуникативную компетенцию, предполагающую готовность к конструктивному взаимодействию с субъектами по общению, выполнению основных социальных ролей, готовность к самореализации в быстро меняющемся мире.

В связи с этим, основными задачами технологии по формированию профессионально-нравственной позиции будущего педагога в современном вузе являются:

во-первых, формирование у будущего педагога ценностных знаний о реалиях, традиционных ценностях и нормах современного общества;

во-вторых, усвоение обучающими значения понятий: «высшие ценности общества», «профессионализм», «нравственность», «идеалы современного человека» и другие;

в-третьих, формирование основ профессионально-нравственной позиции будущего педагога.

Успешное формирование профессионально-нравственной позиции будущего педагога при использовании практико-ориентирующей технологии должно обеспечиваться широким потенциалом учебных предметов как гуманитарного цикла так и цикла специализации, процессами саморазвития, самовоспитания и самообразования студентов.

В то же время данная технология имеет конкретную установку – формирование профессионально-нравственной позиции будущего педагога в условиях вуза.

Учет стратегий инновационного обучения и воспитания будущего педагога и комплекс задач, стоящих в учебно-воспитательном процессе вуза по формированию профессионально-нравственной позиции будущего педагога определили целесообразность практико-ориентирующей технологии, содержание которой основано на трех взаимосвязанных направлениях:

  • когнитивном (формирование профессионально-нравственного сознания как ядра культуры будущего педагога);
  • эмоционально-чувственном (формирование эмоциональных, духовно-нравственных отношений к себе, к обществу, государству, к миру в целом);
  • нравственно-волевом (участие в деятельности, имеющей субъективно-личностную и профессионально-нравственную значимость).

Таким образом, идея развития целостной личности и цель формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога, определяют содержание практико-ориентирующей технологии, содержание которой по своей структуре основано на трех взаимосвязанных направлениях (когнитивном, эмоционально-чувственном и эмоционально-чувственном) и функционирует при соблюдении таких принципов, как принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип гуманитаризации и демократизации содержания обучения и др.

Текст статьи
  1. Абдрахманов, Т.А. Компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Т.А.Абдрахманов, М.А.Ногаев. – Бишкек, 201 – 114 с.
  2. Андреев А. Знания или компетенции? [Текст] / А. Андреев // Высшее образование в России. – 2005. – № – С. 3-12.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 200 – №5. – С. 17-22.
  4. Раимкулова, А.С. Роль интерактивных технологий обучения в формировании профессиональных компетенций будущего учителя [Текст] / А.С. Раимкулова, Т.К. Темиралиева // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. – Бишкек, 2010. – С. 298-301.
  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 11-14.
Список литературы