Автор(-ы):
Курманалиева Рахат
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются проблема формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога в условиях компетентностной парадигмы образования. Предложена практико-ориентирующая технология обучения, которая представляет собой неограниченные в дидактическом плане, возможности для решения такой задачи как формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога.
Текст статьи
В современных условиях в обществе происходят значительные изменения в подготовке будущего педагога.
Для осмысления основ новых преобразований, закладываемых ходом развития общества свое существенное влияние оказывает приоритетность в современной системе образования компетентностной парадигмы. Влиятельная значимость применения компетентностного подхода в системе образования раскрыто в трудах: Т.А. Абдрахманова [1], А.Л. Андреева [2], И.А. Зимней [3], А.С. Раимкуловой [4], А.В. Хуторского [5] и др.
В условиях компетентностного подхода к образованию, высшее учебное заведение, являясь ведущим образовательным учреждением в системе современного образования, должна способствовать дальнейшему становлению и продвижению развития выпускников в соответствии с выбранной профильной направленностью.
Задача каждого вуза – это, прежде всего, подготовка компетентных выпускников не только в вопросах специализации, но и обеспечить качественный уровень их профессионально-нравственного образования.
В условиях компетентностного подхода к образованию процессу формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога в рамках инновационных технологий обучения принадлежит особое место.
В условиях вуза реально применима практико-ориентирующая технология обучения. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, предлагаемая нами практико-ориентирующая технология обучения представляет собой неограниченные в дидактическом плане, возможности для решения такой задачи как формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога.
Образовательные возможности практико-ориентирующей технологии, которую мы предлагаем использовать в экспериментальных целях позволят не только приобрести профессиональные знания, но и развить особые способности и практические компетенции, необходимые для будущей деятельности в качестве педагога. Кроме того, предлагаемая технология закладывает основы для повышения профессиональной культуры будущего педагога, способствует формированию гуманного педагога современного общества, обладающего высоким уровнем профессионально-нравственной компетентностью.
Принимая во внимание определение А.В. Хуторской, что «компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5] мы определяем, что профессионально-нравственная компетентность – это способность применять знания и умения профессионально-нравственного характера и успешно реализовать их на основе практических действий при решении задач в области педагогической сферы.
Вопрос формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога особо актуален в условиях приоритетности в современной системе образования компетентностной парадигмы, сущность которого раскрывается наличием нижеследующих компетенций, а именно:
В связи с этим, основными задачами технологии по формированию профессионально-нравственной позиции будущего педагога в современном вузе являются:
во-первых, формирование у будущего педагога ценностных знаний о реалиях, традиционных ценностях и нормах современного общества;
во-вторых, усвоение обучающими значения понятий: «высшие ценности общества», «профессионализм», «нравственность», «идеалы современного человека» и другие;
в-третьих, формирование основ профессионально-нравственной позиции будущего педагога.
Успешное формирование профессионально-нравственной позиции будущего педагога при использовании практико-ориентирующей технологии должно обеспечиваться широким потенциалом учебных предметов как гуманитарного цикла так и цикла специализации, процессами саморазвития, самовоспитания и самообразования студентов.
В то же время данная технология имеет конкретную установку – формирование профессионально-нравственной позиции будущего педагога в условиях вуза.
Учет стратегий инновационного обучения и воспитания будущего педагога и комплекс задач, стоящих в учебно-воспитательном процессе вуза по формированию профессионально-нравственной позиции будущего педагога определили целесообразность практико-ориентирующей технологии, содержание которой основано на трех взаимосвязанных направлениях:
Таким образом, идея развития целостной личности и цель формирования профессионально-нравственной позиции будущего педагога, определяют содержание практико-ориентирующей технологии, содержание которой по своей структуре основано на трех взаимосвязанных направлениях (когнитивном, эмоционально-чувственном и эмоционально-чувственном) и функционирует при соблюдении таких принципов, как принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип гуманитаризации и демократизации содержания обучения и др.
Список литературы
Поделиться
Курманалиева Р.. Формирование профессионально-нравственной позиции будущего педагога в условиях компетентностного подход в образовании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 136-137. URL: https://apni.ru/article/2295-formirovanie-professionalno-nravstvennoj-poz