Главная
АИ #17 (44)
Статьи журнала АИ #17 (44)
Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контекст...

Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

межполушарное взаимодействие
графомотрные навыки
кинезиология
общее недоразвитие речи
дошкольное образование
мыслительные процессы

Аннотация статьи

Статья аргументирует положительное влияние методов и приемов, развивающих межполушарное взаимодействие, направленных на коррекцию речевой патологии дошкольников с общим недоразвитием речи и их графомоторные функции. Авторы делятся с механизмами, преодолевающими дефекты речи и совершенствующими графомоторные навыки дошкольников путем восстановления связей и баланса между левым и правым полушариями.

Текст статьи

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Ученые, занимающиеся исследованиями профилактики нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), утверждают, что развитие речи таких детей, как правило, не может происходить успешно без овладения самой техникой письма – овладения графомоторными навыками.

Графомоторные навыки относятся к двигательным навыкам, которые являются законченными координированными действиями, включающими в себя выполнение простых двигательных актов, доведенных до автоматизма и, выполняющихся в определенной последовательности.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [1].

Помимо того, что у детей с ОНР отмечаются изменения мышечного тонуса и ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов, у них нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, слабо выраженные нарушения равновесия и координации движений, несформированность общего и орального праксиса.

Двигательные нарушения детей-логопатов характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий [2].

Для нормализации речевых нарушений, совершенствования психических процессов, улучшения двигательной координации, логопеду необходимо обладать различными методолого-методическими знаниями, владеть коррекционными методиками, которые обеспечивают комплексность и мобильность воздействия.

В связи с этим авторы статьи применяют приемы, опосредованно влияющие на речевое и двигательное развитие детей с дефектами речи и графомоторными проблемами.

Устранить эти проблемы одновременно позволяет кинезиология «гимнастика мозга» - наука, изучающая определенные двигательные упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяющая выявлять скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения нацелены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Лучшие педагогические практики в системе образования [9].

Основная идея заключается в том, что кинезиологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела, что в свою очередь улучшает мыслительную деятельность, внимание и память, облегчает процесс обучения письму и чтению, так как мозолистое тело связывает воедино работу правого и левого полушарий головного мозга.

Искажение интеллектуальной деятельности детей может происходить по причине нарушений в области мозолистого тела, когда оба полушария продолжают работать, но без «диалога» друг с другом. Все это в свою очередь негативно влияет на дальнейшее обучение ребенка письму и чтению в школе. Поэтому так важно применение комплексов «гимнастики мозга» уже в дошкольном учреждении [6].

Правое полушарие мозга отвечает за работу левой половины тела, а левое полушарие осуществляет контроль над правой стороной. Если одна из сторон мозга регулирует деятельность, то другая сторона находится в состоянии взаимодействия и координации или же «отключается» и блокирует интеграцию. Именно поэтому для плодотворного функционирования мозга необходимо взаимодействие полушарий и активное взаимодействие между ними [7].

Образовательная кинезиология способствует улучшению внимания и памяти, формированию пространственных представлений у детей, в том числе со стертой дизартрией. Кинезиологические упражнения направлены на преодоление патологических синкинезий, устранение дезадаптации в процессе обучения, способствуют гармонизации в работе головного мозга [6].

Авторы трудов по межполушарным взаимодействиям считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. Они ссылаются взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОНР необходимо расставлять акценты на главенствующую роль тренировки общей моторики и тонких движений пальцев [5]. Ведь именно движения тела, совмещённые с движениями рук и артикуляционным аппаратом, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Специалисты обнаружили прямую зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом. Исследования отечественных и зарубежных ученых Лурии А. Р., Бехтеревой Н. П., Семеновича А. В, Сиротюк А. Л., Семеновой О. А., Хомской Е. Д, Леонтьевой А. Н., Лейтеса А. Р., Анохиной П. Н., Сеченовой и др. позволили нам утверждать, что активность головного мозга у более энергичных детей развита лучше из-за способности правильного распределения ресурсов обоих полушарий. Речевой аппарат, дыхание, грамматическая и лексическая сторона речи, восприятие на фонематическом уровне, внимание (слуховое и зрительное), а также память и мышление детей, страдающих различными речевыми патологиями, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные речедвигательные приемы и методики.

Еще одним из таких приемов, который мы используем на практике, является биоэнергопластика, где био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью [8].

Графомоторные навыки дошкольников после применения биоэнергопластики становятся более совершенными, мелкая моторика пальцев готовит базу для следующего шага: формирования речи. Также она эффективно ускоряет коррекцию искаженных звуков, естественно распределяя биоэнергию в организме ребенка. Именно движения тела в синхронизации с движениями рук и артикуляционным аппаратом «включают» естественное распределение биоэнергии в организме.

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а именно:

  • развивает общую и тонкую моторику;
  • укрепляет мышцы органов артикуляции, повышает их подвижность;
  • развивает кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений;
  • формирует и закрепляет навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;
  • восстанавливает связь и баланс между левым и правым полушариями;
  • развивает слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух;
  • совершенствует выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • улучшает мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia – ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение;
  • воспитывает умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений;
  • оптимизирует психологическую базу речи [3].

Если учитывать особенности высшей психической деятельности детей с речевой патологией, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость: благодаря внедрению межполушарных взаимодействий такие дети способны не только расширять возможности восприятия, памяти, внимания, улучшать графомоторные навыки, но и приучить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент [1].

Таким образом, если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей, страдающих различными недоразвитиями речи.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
  2. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. - М.: Новая школа, 1996. - 46 с.
  3. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2005.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Семенович А. В. – Москва: Академия, 2002. – 232 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0287/3_0287-1.shtml (дата обращения: 09.03.2021)
  6. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
  7. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
  8. Яковлева Н.В. Кинезиология как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности / Н.В. Яковлева, О.Н. Истомина, Л.И. Гонилова [и др.] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.
  9. Яковлева Н.В. Механизмы стимулирования межполушарного взаимодействия в коррекционной работе ДОУ //Сборник статей из опыта работы педагогов Белгородской области – участников конкурсов профессионального мастерства. Вып. 3 : в 2-х ч. – Белгород :ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – Ч. 2. – 211 с.

Поделиться

6050

Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков // Актуальные исследования. 2021. №17 (44). С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/2300-mezhpolusharnie-svyazi-u-starshikh-doshkoln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января