Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Ученые, занимающиеся исследованиями профилактики нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), утверждают, что развитие речи таких детей, как правило, не может происходить успешно без овладения самой техникой письма – овладения графомоторными навыками.
Графомоторные навыки относятся к двигательным навыкам, которые являются законченными координированными действиями, включающими в себя выполнение простых двигательных актов, доведенных до автоматизма и, выполняющихся в определенной последовательности.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [1].
Помимо того, что у детей с ОНР отмечаются изменения мышечного тонуса и ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов, у них нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, слабо выраженные нарушения равновесия и координации движений, несформированность общего и орального праксиса.
Двигательные нарушения детей-логопатов характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий [2].
Для нормализации речевых нарушений, совершенствования психических процессов, улучшения двигательной координации, логопеду необходимо обладать различными методолого-методическими знаниями, владеть коррекционными методиками, которые обеспечивают комплексность и мобильность воздействия.
В связи с этим авторы статьи применяют приемы, опосредованно влияющие на речевое и двигательное развитие детей с дефектами речи и графомоторными проблемами.
Устранить эти проблемы одновременно позволяет кинезиология «гимнастика мозга» - наука, изучающая определенные двигательные упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья, позволяющая выявлять скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения нацелены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Лучшие педагогические практики в системе образования [9].
Основная идея заключается в том, что кинезиологические упражнения способствуют развитию мозолистого тела, что в свою очередь улучшает мыслительную деятельность, внимание и память, облегчает процесс обучения письму и чтению, так как мозолистое тело связывает воедино работу правого и левого полушарий головного мозга.
Искажение интеллектуальной деятельности детей может происходить по причине нарушений в области мозолистого тела, когда оба полушария продолжают работать, но без «диалога» друг с другом. Все это в свою очередь негативно влияет на дальнейшее обучение ребенка письму и чтению в школе. Поэтому так важно применение комплексов «гимнастики мозга» уже в дошкольном учреждении [6].
Правое полушарие мозга отвечает за работу левой половины тела, а левое полушарие осуществляет контроль над правой стороной. Если одна из сторон мозга регулирует деятельность, то другая сторона находится в состоянии взаимодействия и координации или же «отключается» и блокирует интеграцию. Именно поэтому для плодотворного функционирования мозга необходимо взаимодействие полушарий и активное взаимодействие между ними [7].
Образовательная кинезиология способствует улучшению внимания и памяти, формированию пространственных представлений у детей, в том числе со стертой дизартрией. Кинезиологические упражнения направлены на преодоление патологических синкинезий, устранение дезадаптации в процессе обучения, способствуют гармонизации в работе головного мозга [6].
Авторы трудов по межполушарным взаимодействиям считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. Они ссылаются взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОНР необходимо расставлять акценты на главенствующую роль тренировки общей моторики и тонких движений пальцев [5]. Ведь именно движения тела, совмещённые с движениями рук и артикуляционным аппаратом, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Специалисты обнаружили прямую зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом. Исследования отечественных и зарубежных ученых Лурии А. Р., Бехтеревой Н. П., Семеновича А. В, Сиротюк А. Л., Семеновой О. А., Хомской Е. Д, Леонтьевой А. Н., Лейтеса А. Р., Анохиной П. Н., Сеченовой и др. позволили нам утверждать, что активность головного мозга у более энергичных детей развита лучше из-за способности правильного распределения ресурсов обоих полушарий. Речевой аппарат, дыхание, грамматическая и лексическая сторона речи, восприятие на фонематическом уровне, внимание (слуховое и зрительное), а также память и мышление детей, страдающих различными речевыми патологиями, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные речедвигательные приемы и методики.
Еще одним из таких приемов, который мы используем на практике, является биоэнергопластика, где био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью [8].
Графомоторные навыки дошкольников после применения биоэнергопластики становятся более совершенными, мелкая моторика пальцев готовит базу для следующего шага: формирования речи. Также она эффективно ускоряет коррекцию искаженных звуков, естественно распределяя биоэнергию в организме ребенка. Именно движения тела в синхронизации с движениями рук и артикуляционным аппаратом «включают» естественное распределение биоэнергии в организме.
Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а именно:
- развивает общую и тонкую моторику;
- укрепляет мышцы органов артикуляции, повышает их подвижность;
- развивает кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений;
- формирует и закрепляет навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;
- восстанавливает связь и баланс между левым и правым полушариями;
- развивает слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух;
- совершенствует выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
- улучшает мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia – ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение;
- воспитывает умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений;
- оптимизирует психологическую базу речи [3].
Если учитывать особенности высшей психической деятельности детей с речевой патологией, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость: благодаря внедрению межполушарных взаимодействий такие дети способны не только расширять возможности восприятия, памяти, внимания, улучшать графомоторные навыки, но и приучить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент [1].
Таким образом, если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей, страдающих различными недоразвитиями речи.