К вопросу о применении качественных методов исследований работы социальных служб

Социальная работа как область исследований нуждается в использовании не только количественных методик, но и качественных. Именно они позволяют более глубоко проанализировать установки и ценности получателей социальных услуг, увидеть их систему отношений и т. п. Методологическая и прикладная глубина качественных методик отвечает специфике социальной работы как гуманитарно-ориентированной сферы деятельности.

Аннотация статьи
индивид
социологическое исследование
социальная работа
качественный метод
получатель социальных услуг
социальная проблема
Ключевые слова

Социальная работа, будучи профессиональной деятельностью по оказанию помощи и поддержки социально-уязвимым категориям граждан, опирается на теоретико-методологический потенциал социологии и психологии. Для более полного и глубокого осмысления проблем, встающих перед социальными работниками, необходимо постоянное приращение знаний о проблемах уровня и качества жизни, старения населения, семейных отношений и т. п. Применение количественных и качественных методов социологического исследования в сфере социальной работы является объективной необходимостью в сегодняшнем мире прикладных исследований.

Качественный подход к организации и проведению социологических исследований имеет свою историю возникновения и хорошо разработанные методологические основы. В противоположность количественным исследованиям, ориентированным на массовый сбор информации, качественные исследования позволяют углублённо понять различные социальные явления, не прибегая к широкому охвату изучаемых объектов. Они восходят к индивиду – первичной единице социума, несущего в себе как свойственные лишь ему психологические черты, так и своеобразный отпечаток социальности. Они позволяют изучать социальные явления и процессы именно с точки зрения индивида как первоначала всего социального, погружаться в мир смыслов и интерпретаций, понимать истинные цели и мотивы людей, улавливать постоянную изменчивость и переходность социальной жизни.

Основными разновидностями качественных методик исследований являются: метод фокус-групп и другие виды групповых интервью, глубинные интервью, кейс-стади, нарративные интервью, неструктурированные наблюдения. Почти все они едины в одной особенности – они не нарушают привычного для индивидов уклада жизнедеятельности. Даже методы опроса в качественной традиции трансформируются, располагая к наибольшей естественности обстановки и возможности респондента выразить в большом количестве форм то, что затруднительно было бы доносить до интервьюера при более формализованных типах опросов.

Качественные методы исследования незаменимы, когда нет возможности проводить массовый сбор информации. Это касается изучения социальных девиаций, закрытых объединений и т. п. Их можно использовать, когда некоторые переменные не поддаются количественному измерению. С одной стороны, считается, что при применении количественных методик исследования проблем социальной работы уровень репрезентативности исследования существенно выше, чем при качественных. Репрезентативность важна в силу того, что она отражает грамотность проведения исследования, а в ситуации с качественными методами велика вероятность разночтений существенно выше. Однако это не снимает значимости качественных исследований в социальной работе хотя бы в силу того, что она имеет дело с настроениями и ценностями людей, слабо поддающимися количественному ранжированию.

Социальная работа, являясь самостоятельной сферой теоретических и прикладных научных исследований, испытывает потребность в постоянном приращении научного материала. Это связано и с необходимостью внедрять новые формы социальной реабилитации и терапии, и с появлением новых видов социальных проблем и девиаций, и с важностью учёта интересов получателей социальных услуг при совершенствовании существующих практик социальной работы. Научные изыскания в области социальной работы направлены на понимание корней сегодняшних социальных проблем, на изучение стратегий адаптации индивида к изменяющимся по каким-либо причинам условиям жизни, на выявление факта принятия-непринятия своего статуса «неблагополучного человека», на изучение своеобразных субкультур социально уязвимых групп, наконец, на выявление возможных путей развития системы социальной защиты населения и конкретных учреждений в частности. Что же касается необходимости проведения именно качественных исследований в социальной работе, то постановка этого вопроса связывается с рядом особенностей данного вида деятельности.

В первую очередь это ориентированность социальной работы на человека как носителя определённых социальных статусов и ролей. Индивид, имея статус социально уязвимого члена общества, например, инвалида, формирует определённый уровень самовосприятия. Он может воспринимать себя как члена общества, как члена закрытой социальной группы инвалидов, наконец, как изгоя, оторванного от всех социальных процессов. В зависимости от преобладания того или иного уровня, да и по многим другим основаниям можно дифференцировать такой социальный слой как инвалиды и разрабатывать принципиально разные подходы к социальной реабилитации. Интересным представляется наличие факта статусной или ролевой несовместимости у представителей этой и других социально уязвимых групп. Нарративные интервью, позволяющие проникнуть в самую глубину переживаний индивида, помогут лучше определять, на основании чего можно выделять те или иные подгруппы. То же можно сказать о лицах, избавившихся от алкогольной или наркотической зависимости. Как они переживают статусные изменения «от алкоголика к полноценной личности», считают ли, что семья и общество их снова примут, чувствуют ли они уверенность в своих силах, смогут ли поддерживать вновь приобретённый статус и исполнять социальные роли – ответы на эти вопросы трудно получить с помощью анкеты или стандартизованного интервью. Только возможность высказаться сполна, быть может, с необходимым выплеском эмоций (а в качественных исследованиях нужно учитывать не только логическую структуру материала, но и эмоциональный компонент) поможет глубже понять, как дорого даются и как глубоко переживаются статусные изменения.

Во-вторых, социальная работа изучает человека в проблеме, равно как и проблему в человеке. При этом в исследованиях бывает затруднительно увидеть истинный корень существующих социальных проблем. С одной стороны, речь может идти о влиянии социальной структуры на формирование социальных девиаций, определённого образа мышления и других качественных характеристик представителей различных групп. Принадлежность к каким-либо социальным слоям обуславливает определённые особенности индивида, его ценностные ориентиры, уровень потребностей, отношение к государству и различным социальным институтам. Но, исходя из качественной традиции, мы можем по-иному взглянуть на эту проблему. Так, например, встаёт вопрос: сама принадлежность к такой социальной группе, как наркоманы, формирует у индивида склонность к девиантному поведению, или же сама социальная группа складывается из индивидов с уже готовыми характеристиками (существовавшими и до наступления наркозависимости), быть может, передавшимися генетически или вследствие недостатков воспитания? Изучение качественными методами, допустим, глубинными интервью, особенностей различных социальных групп – пожилых, инвалидов, малообеспеченных – должно быть направлено на выявление некоей общей основы их проблем, скорее всего выраженной в сочетании индивидуальной предрасположенности и особенностей жизни общества в тот или иной исторический период. Также необходимо помнить, что качественные исследования направлены на изучения мира значений, которые имеют те или иные аспекты окружающей среды для человека. В этом смысле с помощью метода фокус-групп можно узнать, действительно ли неблагополучные слои населения враждебно настроены по отношению к государству, или же речь может идти только о конкретных формах правления, политических режимах, конкретных государственных деятелях. Чем глубже проникать в данные вопросы, тем больше можно выявить неоднозначностей, в то же время раскрывающих закономерности.

В-третьих, изучение социальных проблем немыслимо без выявления различных стратегий адаптации индивида к тем или иным сложностям жизни. При этом разновидностей адаптации, допустим, при низком уровне жизни, может быть великое множество. Надо учесть, что качественные методы не предполагают выявление процентного соотношения между теми, кто выбирает активную стратегию борьбы с собственной бедностью и теми, кто придерживается более пассивных форм организации собственного жизненного уклада. Главное здесь – выявить как можно больше существующих форм приспособления, сгруппировать их по различным основаниям, а также выяснить, что могло повлиять на выбор той или иной стратегии – воспитание, пример знакомых, особенности данного региона или населённого пункта. Можно даже связать наличие той или иной стратегии с темпераментом человека. Многое в данном случае можно понять, если, во-первых, приблизить исследовательскую ситуацию к максимально естественной и обыденной, и во-вторых, вести с индивидом диалог. Именно обогащение эмпирической социологии таким важным качеством, как диалогичность, является важным козырем качественной методологии. Ибо стремление к пониманию социальной реальности, помимо объяснения и описания, должно сыграть главную роль в выяснении различных форм и направлений интерпретации социальных явлений, свойственных разным субкультурам современного общества (молодёжным группам, пожилым, инвалидам, мигрантам, бездомным и т. д.)

Наконец, в-четвёртых, качественные методики социологических исследований позволяют по-иному взглянуть на деятельность социальных служб и организаций. Организация в данном случае может быть представлена не как совокупность должностей, функций и конкретных форм деятельности по оказанию социальных услуг, а как некая реальность, состоящая из межличностных отношений, разнонаправленных мотиваций, разных форм представления о социальной работе и клиентах. Какова истинная эффективность реализации личностного потенциала социального работника, восприятие себя в профессии и профессии в себе – ответы на эти и другие вопросы немыслимы без проникновения в мир понятий и символических форм, используемых представителями данного вида деятельности. Наконец, процесс оказания социальных услуг интересно исследовать с позиции видения этого процесса глазами самого же получателя социальных услуг. Что для него социальная услуга – долгожданная помощь от государства, возможность наладить новые контакты или, быть может, нечто унижающее его самовосприятие; что в действительности важнее в услуге – материальная или социальная составляющая. Чем для получателя услуг является учреждение социального обслуживания – просто организацией, где оказывают помощь, или единственным местом, где можно выговориться до конца и никто тебя не перебьёт. Так же вопрос качества социальных услуг может быть рассмотрен как с позиции социальных работников, так и с позиции получателей услуг. Качественные методы исследований в социальной работе могут привнести в процесс исследования ряд важных свойств, которые порой не встречаются в количественных исследованиях.

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и всем известные преимущества количественных исследований, такие как: выявление и количественное распределение сегментов в исследуемой совокупности, обнаружение чёткой динамики процессов, проверка выдвинутых гипотез, выход на уровень коллективного сознания. Поэтому только разумное сочетание двух исследовательских подходов позволит динамично обогащать мир научного поиска и исследовать социальные процессы в максимально видимом многообразии. Исследования социальных проблем и выработка методов их решения должны основываться на чётко разработанной методологии, где не последнее место будет отведено важнейшим достижениям прикладной социологии. Применение качественных методов исследований в социальной работе наряду с количественными будет служить максимально полному осмыслению проблем сегодняшнего мира и эффективному применению новейших технологий социальной работы.

Текст статьи
  1. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2005. – 528 с.
  2. Менеджмент в социальной работе: учебник для среднего профессионального образования / Е. И. Холостова [и др.]; ответственный редактор Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 319 с.
  3. Ореховская Н.А. Социальные коммуникации: Учебник. - М: Изд-во Альфа-М, 2017. – 224 с.
  4. Теория социальной работы: учебник для магистров / Е.И. Холостова [и др.]; под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студеновой. - М.: ИТК «Дашков и К», 2018. - 474 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября